Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment day), 1991.
Авторы: Джеймс Камерон, Уильям Уишер-мл.
Режиссер: Джеймс Камерон.
В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Роберт Патрик, Линда Гамильтон, Эдвард Ферлонг.
ОЦЕНКА: 5+

Охота, дубль второй.

Первый "Терминатор", снятый в 1984-ом, был не слишком интересен как НФ-произведение - такой обычный триллер-боевик с некоторыми элементами фантастики... Второй был снят семь лет спустя и представлял собой почти то же самое (плюс рекордное для тех лет количество спецэффектов); впрочем, также Джеймс Камерон ввел ряд драматических сцен (к несчастью, у меня не полная версия фильма - некоторые из них вырезаны) и добился того, чтобы они не выглядели чужеродно на фоне остальных.

Схватки вокруг одного ребенка.

Некогда пришелец из будущего, спасавший Сару Коннор от зловещего терминатора из 2027-ого года (см. фильм "Терминатор"), напророчил, что в 1997-ом произойдет конец цивилизации (разумный компьютер запустит ракеты, которые разбомбят Россию - а наша система ПВО симметрично ответит), в результате миром станут править жестокие машины, с которыми будут бороться повстанцы во главе с сыном Сары - Джоном...

Сару посчитали за сумасшедшую и засадили в сумасшедший дом - меж тем от терминатора осталось несколько рабочих деталей, которые компьютерная фирма использует в качестве прототипов для новой компьютерной системы.

Прошло несколько лет, Джон Коннор подрос (в доме приемных родителей), и из будущего вновь прибыл терминатор (на этот раз новая модель) - но прибыл и защитник (одно новшество - это тоже терминатор, точная копия злодея из первого фильма; его повстанцы перепрограммировали)... Дело в том, что враги Конноров разумно посчитали, что если уж Сару не уничтожили, почему бы не попробовать пристрелить Джона.

По счастью, защитник в последний момент Джона спасает, некоторое время они убегают Т-1000 (так называется новый враг, отличающийся от прежних тем, что он из жидкого металла и потому может принимать копировать все - и всех - к чему (кому) прикоснулся), а потом - примерно на тридцатой минуте фильма - убивают... Но вы не думайте, что так просто - вовсе нет!

Джон, однако, радостно принимается изучать защитника и быстро понимает, что тот подчиняется любым его приказам - поэтому, узнав, что маме может грозить опасность, он отправляется ее спасать...

Естественно, туда прибывает и Т-1000, и начинается новая схватка (все усугубляется тем, что Сара как раз пробует сбежать, и за ней гоняется персонал, а ее психиатр, доктор Сильберман, злобно вопит "Она мне руку сломала!") - после кучи злоключений (которые без спецэффектов показаны бы не были), победа вроде бы достигнута, и трое на некоторое время успокаиваются.

Следует некоторая передышка (как раз время для драматических сцен - и обсуждения людских душ, и обсужденья бездушности машин), в ходе которой терминатора пытаются очеловечить, а мучимая кошмарами про Судный День (это тот самый конец цивилизации в 97-ом) Сара, узнавшая наконец, откуда взялись все беды человечества, решает пристрелить ответственного за них (кто это, говорить не буду - должен же остаться элемент сюрприза!).

Вот только ничего у нее не получается - и тут прибывшие терминатор-защитник и Джон заявляют, что не в людях дело, надо сделанное их руками уничтожить.

И отправляются наши герои все крушить, и после короткого философского отступления включается режим боевика - и уж не выключается почти до конца.

Дело в том, что им сначала мешают охранники, потом полиция со спецназом, а под конец, когда дело почти завершено, еще и Т-1000, который своих врагов нашел-таки, а убить его никак не получается (сцена с тем, как его замараживают, он же, расплавившись, собирается заново, стала классикой спецэффектов).

В итоге с помощью хитрости зловещую машину удается-таки победить - вот только Камерон, и не думая допускать классического объяснения, убивает и второго - впрочем, этому найдено безупречное логическое объяснение.

До этого, кстати, он убил еще одного героя (второстепенного, но важного) - хорошо хоть, обоих Конноров в живых оставил!

Боевая команда.

Конечно, большинство экранного времени в этом фильме занимают либо спецэфекты, либо перестрелки, когда никак не проявляется ни мастерство режиссера, ни мастерство актера (разве что мастерство композитора Бэзила Полидуриса)... Впрочем, как я уже говорил, ряд весьма интересных драматических сцен имеется, к тому же, на самом деле, имеется сквозная драматическая линия (очеловечивание терминатора-защитника).

С него и начнем... Арнольд Шварценеггер изо всех сил старается отрабатывать свой хлеб, и в большинстве случаев у него это получается. Вначале его защитник - и вправду робот, слепо исполняющий команды и не думающий о возможных последствиях (то бишь развернуться актеру почти что негде), затем, однако, он (насколько я знаю, в полной версии что-то для этого сделали с электронным мозгом) начинает приобретать человеческие черты - впрочем, он их приобретает довольно мало, но это уж вина постановщика. Лучше всего Шварценеггер смотрится в предсмертной сцене, когда киборг наконец-то очеловечился полностью и пытается заплакать, да не может... Впрочем, и до того во всех драматических сценах он весьма убедителен (а кое-где даже комичен; впрочем, основные свои комедийные таланты он приобретет позже).

На фоне этого меняющегося по ходу фильма терминатора бледно смотрится Роберт Патрик (Т-1000) - а жаль, ведь он неплохой актер! Сыграть ему ничего не дают - все строится по принципу "фраза, затем пара спецэффектов, затем выходит из кадра"...

Зато пространство для маневра есть у Линды Гамильтон (Сара Коннор), которая добавила ряд штрихов к образу из первого фильма... Теперь она - не просто сильная и решительная женщина, она еще и любящая мать (переживающая, что у ребенка нет отца), а также она, как ни странно, стала в некоторых областях... слабой! Это все режиссерская философия - человека убивать нельзя, вот она и застывает с ружьем в руках... Плюс к тому Линда в нескольких случаях читает текст "от автора" - и всюду ухитряется не попасть в тон, но задать его.

Эдвард Ферлонг в роли Джона также очень удачен, впрочем, дети вообще актеры от природы - именно таким расхлябанным, но при этом обладающим целым моральным кодексом (первое -от жизни без мамы, второе - от проведенных с ней лет) тот и должен быть.

Не могу не отметить Эрла Боена. Конечно, его доктор Сильберман - не капитан ЛеЧак и Чарльз Л. Чарльз из игр "Проклятье Обезьяньего Острова" и "Побег с Обезьяньего Острова" (просто потому, что образ психиатра довольно примитивен) - но играет он доктора именно таким, каким тот должен быть по сценарию.

Заключение.

Если вы не боитесь смотреть триллеры, если вас не тошнит от спецэффектов и перестрелок, этот фильм посмотреть стоить - все-таки это уже в некотором роде классика!

Hosted by uCoz