Последний герой боевика
(Last action hero), 1993.
Авторы: Зак Пенн, Адам Лефф (сюжет),
Шейн Блэк, Дэвид Арнотт (сценарий).
Режиссер: Джон Мактирнан.
В главных ролях: Арнольд
Шварценеггер, Остин О'Брайен.
ОЦЕНКА: 4.
Слоеный пирог.
В начале 90-ых постановщик "Охоты за "Красным Октябрем"" Джон Мактирнан взялся снять фильм по необычнейшему сценарию, соединившему сказочные мотивы (при этом сказкой фильм назвать у меня язык не поворачивается), элементы иронического боевика и комедийные сценки (их мало - фильм и комедией не назовешь).
К сожалению, сценарий был далеко не идеален, режиссер не очень понимал, как его ставить, - в результате получился фильм смотрибельный, но не более...
Между выдумкой и реальностью.
Маленький мальчик Дэнни Мэдиган обожает смотреть боевики, особенно сериал "Джек Слейтер", в котором главную роль играет Арнольд Шварценеггер...
Вот и в начале фильма Дэнни как раз пересматривает (аж в шестой раз!) финал "Джека Слейтера 3", где суперполицейский уничтожает маньяка-Потрошителя, потеряв... Впрочем, кого он потерял, зритель еще долго не узнает - в самый ответственный момент изображение размывается, когда Дэнни находят хозяина кинотеатра, старика Ника (тот задремал), и тот все поправляет, уже идут титры...
В качестве компенсации Ник предлагает Дэнни придти к нему в полночь, он устроит специальный показ - для одного зрителя - четвертой части "Слейтера", которая еще не дошла до большинства кинотеатров; мальчик должен только не прогулять школу (а то уже и так опоздал).
Cначала зритель думает, что мальчик последовал совету, и учительница рассказывает классу про "Гамлета", показывает сцену из фильма Лоуренса Оливье , но вскоре (после забавной сценки на тему "А вот как бы поступил на его месте Арни") выясняется, что это был хитрый обман...
Мальчик сидит дома (мама разрешила), скучает - и тут приходит грабитель, и выясняется, что с ним Дэнни ничего сделать не может, пришлось отправиться в участок; а после надо бы идти домой - но Дэнни не может, ему надо к Нику.
Итак, Дэнни приходит в кинотеатр, и Ник дает ему необычный билет - волшебный, некогда подаренный ему самим великим иллюзионистом Гудини (старик все никак не решался попробовать - вдруг не сработает)...
Итак, начинается "Слейтер 4", где мафиози Вивальди и его помощник Бенедикт (у последнего один глаз настоящий, другой вставной, причем у него целая коллекция вставных глаз, которые он время от времени меняет) мучают двоюродного брата Слейтера, Фрэнка - все это часть хитрого плана.
Закончив, они уезжают, а Фрэнка возвращают домой (пытали его в доме Вивальди), куда вскоре приезжают - одновременно - его двоюродный брат (да-да, Джек) и полицейские, которым сообщили, что в доме хранятся наркотики... Фрэнк сообщает Джеку то, что ему сказал Вивальди (он объединяется с другим мафиози), и дом взлетает на воздух - главный герой выживает, а двое других погибают.
За Слейтером начинается погоня (кто гонится, непонятно), начинается стандартная для боевика сцена, помимо всего прочего, злодеи швыряют динамитные шашки - одна из них... приземляется в зале! А потом Дэнни неожиданно оказывается в машине Слейтера, разделяя с ним погоню с ее трюками, вроде впечатляющего прыжка с моста и классического приема суперполицейского - сыграть в труса, начать отступать, а когда враг обрадуется, броситься на него и уничтожить (это будет важно позже); кроме того, мальчик все время повторяет, что находится в фильме, что Слейтера начинает злить...
Наконец, погоня заканчивается (победой Слейтера - чем же еще?), и двое приезжают в полицейский участок, где начальник Слейтера орет на него, ругая за то, сколько всего он разрушил... Неожиданно Дэнни говорит такое, что мало кто знает, и объясняет, что видел это в фильме (двое других не знают, верить ему или нет - в Нью-Йорке Дэнни Мэдигана не нашлось...), а потом начальник делает неожиданный ход - мальчик становится напарником Слейтера, что его, конечно, очень радует.
Мальчик пытается убедить Слейтера, что они в фильме, заезжает в видеосалон, чтобы показать знаменитейшие фильмы со Шварценеггером - и выясняет крайне неожиданный для себя факт... Доказать таким образом не получилось, и Дэнни решает показать своему напарнику, где пытали Фрэнка. Вскоре он его находит (Слейтер поражен - но в то, что находится в фильме, не верит), и двое пытаются побеседовать с Бенедиктом, - вот только никакой беседы не выходит.
Ничего не вышло, и Слейтер отправляется в дом своей бывшей жены (там еще живет его дочь) - там он хочет передохнуть, а вместо этого на него наваливаются воспоминания (не случайно - Дэнни ему кое-кого напоминает; здесь наконец-то показывают полную версию финала "Слейтера 3" - воспоминания связаны с ним), красавица-дочка настроения не улучшает (слишком на него похожа), и полицейский отправляется за сигаретами - а тем временем в дом приходит Бенедикт с целой командой помощников, чтобы выяснить, откуда это Дэнни знает, о чем они говорили с Вивальди, а также - какой был у него второй глаз (злодей услышал, как мальчик говорил об этом Слейтеру).
Дэнни пытается изворачиваться, врать, что ж, Бенедикт ему не верит... Обыскав комнату, он берет себе билет и сбегает с ним, когда Слейтер возвращается домой и приканчивает всех его помощников (догнать злодея не получается); да еще этот хитрец оставляет в доме свой глаз, а в том заложена бомба - в итоге Слейтер оказывается ответственным за такие разрушения, что у него забирает значок (говорят, что навсегда)...
Чтобы привести полицейского в чувство, мальчик рассказывает ему, что Вивальди собирается схитрить, он вовсе не хочет ни с кем объединяться, он собирается устроить хитро продуманный теракт на похоронах; что ж, еще во время одного из визитов в участок (не помню точно, какого) Джека позвал сотрудничать Джон Практик (там лучше всего перевести фамилию Practice), агент ФБР, вот его-то помощью Слейтер и решает воспользоваться - чтобы выяснить, что тот не так прост, как кажется...
К счастью, несмотря на препятствия, расставляемые как Практиком, так и злодеям, работающими на Вивальди, несмотря на то, что он два раза оказывается обезоружен, полицейский побеждает - впрочем, это ему стоит довольно серьезных усилий, и без помощи Дэнни он бы никак не справился.
Теракт предотвращен, пришла пора хватать Вивальди и его помощника - вот только второй убивает первого, а сам перемешается в другой мир (он еще до похорон узнал силу билета)... Приходится Слейтеру отправился вместе с Дэнни в наш мир.
Там полицейскому приходится трудно - по крышам такси так просто не поскачешь, когда разбиваешь в машине стекло, рука болит, изображать труса смертельно опасно... К счастью, ему вроде бы удается победить Бенедикта - вот только тут выясняется, что тот воспользовался билетом и исчез.
Приходится вернуться в кинотеатр, поразить Ника сообщением о том, что билет работает, а затем сообщить, куда тот делся (заодно Слейтер расписывает, как ему плохо - только что понял, что он выдуман)... Тот понимает, что нужно билет вернуть, но не обязательно срочно - и Дэнни ведет Слейтера к себе домой, где мама чуть не сошла с ума от волнения.
Меж тем Бенедикт делает потрясающего открытие - оказывается, в нашем мире можно безнаканно творить зло, и тогда он составляет зловещий план...
Слейтер находит общий язык с мамой Дэнни, он ей чрезвычайно понравился, и она даже разрешает сыну отправится с полицейским, помочь тому поймать злодея.
Слейтер догадывается, что Бенедикт собирает команду, ходя по фильмам, скоро он в этом убеждается, - кроме того, он находит газету, в которой имя "Арнольд Шварценеггер" зачеркнуто красным карандашом, двое наконец понимают план злодея и отправляются в кинотеатр, где происходит торжественная премьера "Слейтера 4", на которую приехали и Шварценеггер с женой (актер - в отличие от его персонажа Слейтера - в этом фильме представлен этаким простоватым дурачком, помешанным на "Планете Голливуд"; раз согласился сыграть, обладает определенной самоиронией, что его хорошо характеризует).
В кинотеатр прибыл еще и Потрошитель, в результате - после нескольких комичных сценок - повторяется финал "Слейтера 3", к счастью, в этот раз все хорошо заканчивается... Вот только борьба еще не кончилась - приходит Бенедикт, который, схитрив, смертельно ранит Слейтера, предварительно объяснив злодейский план (вызов из фильмов величайших злодеев); к счастью, полицейский и после ранения его побеждает.
Билет падает вниз и касается афиши классического фильма Ингмара Бергмана "Седьмая печать", в которой одним из главных героев является Смерть (в западной традиции мужчина), в итоге в нашем мире появляется фигура с косой...
Дэнни пытается заставить водителя "Скорой помощи" повернуть к кинотеатру Ника, вот только все разбегаются - приходится мальчику самому везти туда умирающего полицейского... По прибытии он велит Нику запускать кинопроектор - иожет, все сработает и без билета (увы, ничего не выходит).
До кинотеатра наконец-то добирается Смерть, который сообщает, что пришел из любопытства (Слейтера нет в его списках, а время Дэниела Мэдигана не пришло), а после отчаянной мольбы Дэнни ("Помоги! Ты-то можешь!") советует искать вторую половину билета.
В конце концов она находится, и Дэнни со Слейтером переносятся в участок из фильма, откуда мальчик вскоре уходит к матери (сначала не хотел полицейского оставлять, но тот уговорил) - а Слейтера легко вылечивают, и тот мирится с начальником... Мальчик хочет отдать билет Нику, но тот говорит, что ему он не нужен ("Знаешь, Дэнни, кажется мне, что волшебство было не с билетом связано, а с тобой...").
Профессиональная постановка, разноплановые персонажи.
Как я уже говорил, в "Последнем герое" объединены фрагменты нескольких стилей, - боевика с его трюками, погонями, драками, яростной напористой музыкой и не слишком выразительной актерской игрой, комедии (часто также основанной на трюках - хотя порой и на актерской игре), в которой музыка значительно менее важна, сказки с соответствующей громкой и веселой либо, напротив, тихой и задумчивой - это зависит от сцены - музыкой, где актерская игра чрезвычайно важна, наконец, в фильме даже есть серьезная сцена со Смертью (впрочем, здесь серьезность во многом задана актером, о котором ниже); надо сказать, что сцены эти переходят одна в другую плавно, здесь у меня жалоб нет - не нравится мне лишь то, каковы многие персонажи...
Ко всем этим сценам музыку писал композитор Майкл Кэмен; судя по всему, композитор он довольно разноплановый, поскольку музыка для разных сцен различается, порой и не скажешь, что ее писал один человек...
Роль Джека Слейтера - не лучшая у Арнольда Шварценеггера, впрочем, в этом виноват не актер, виноваты сценаристы и режиссер, соткавшие образ почти полностью из штампов и старательно играющие в постмодернизм (то "Я вернусь!" проскользнет, то отсылка к другому фильму). Впрочем, актер изо всех сил старается найти в роли что-то новое, и в результате на экране все же не силач-полицейский, мчащийся подрывать логово сил Зла, у Слейтера есть чувства, причем разные (есть печаль, есть целеустремленность, есть, - кстати, весьма реалистичная - задумчивость, есть любовь), он умеет шутить, может быть неуверенным в своих силах (чего обычно в боевиках не бывает), более того, в паре сцен он даже показывает, что староват; когда же приходит время штампов, Шварценеггер старается не слепо повторять старые фразы, а с некоторыми изменениями... Кроме того, нельзя не отметить, что роль самого себя (я писал про образ в описании сюжета) - одна из лучших сыгранных актером комедийных ролей.
Остин О'Брайен (Дэнни Мэдиган) играет мальчика, помешанного на боевиках, с радостью смотрящего их - пока не приходится принять участия в действии... Впрочем, вскоре он приспосабливается и начинает получать от жизни в "Слейтере 4" удовольствие; второй раз приспособится оказывается легче - помогает то, что надо многому учить Слейтера, к тому же опасность теперь грозит собственному дому.
Чарльз Данс (Бенедикт) - один из лучших известных мне кинозлодеев... Успех достигнут чрезвычайно просто - актер дал своему герою элегантные, британские манеры (исчезают, лишь когда он мчится прочь из дома Слейтера), что, с одной стороны, удачно смотрится на фоне других актеров, изображающих американцев, с другой, представляет фразы из сценария совсем в другом свете.
Есть несколько хороших образов, запоминающихся несмотря на недолгое пребывание на экране... Мерседес Руэл (мама Дэнни) незадолго до "Последнего героя" блеснула в роли уверенной в себе красавицы в "Короле-рыбаке" Терри Гилльяма, в этом фильме она не только не выставляет напоказ свою красоту, еще и создает принципиально другой образ - этакой нервной, постоянно спешащей, старающейся все успеть и пытающейся одновременно следить за сыном женщины. Роберт Проски (Ник) очень хорошо играет "простоватого мудреца", т.е. человека, на поверхности кажущегося простым, в глубине же несомненно мудрого. Наконец, британский шекспировский актер сэр Иэн МакКеллен (Смерть) блистательно играет нечто нечеловеческое, спокойно-бесчуственное и при этом мудрое, наполняя неожиданным звучанием слова из сценария...
Жаль, что двух блистательных актеров засунули в узкие рамки... Покойный Энтони Куинн (Вивальди) часто играл итальянский мафиози с их злодейскими задумками, акцентом и благородными манерами, ничего другого ему сыграть и не дали - разве что в последней своей сцене разрешили выглядеть глуповатым, да добавить в манеры карикатурности; Ф. Мюррей Абрахам (Джон Практик), некогда блистательно сыгравший Сальери в "Амадее" (что обыгрывается в сценарии - Дэнни говорит Слейтеру: "Не доверяй ему, он убил Моцарта!"), играет примитивнейшего "грязного полицейского", обожающего деньги и готового ради них на все (жаль, что актер совсем не раскрасил образ - видно, решил отдохнуть...).
Что касается других, то они мне не запомнились - в рамках фильма вполне смотрятся, но хорошими актерские работы не назовешь...
Заключение.
"Последний герой боевика" - не отличный фильм, мог бы быть лучше сценарий, режиссер мог бы поставить фильм получше, актерам могли бы дать развернуться, сделать образы более интересными ... Впрочем, на четверку этот фильм вполне тянет, в нем достаточно много интересных моментов.