Амадей (Amadeus), 1984.
Автор: Питер Шеффер (пьеса и сценарий по ее мотивам)
Режиссер: Милош Форман.
В главных ролях: Том Хальц, Ф. Мюррей Абрахам.
ОЦЕНКА: 5+
Со сцены - на экран.
В 1980-ом году британский драматург Питер Шеффер написал "Амадея", одну из лучших своих пьес... В ней он развил сюжет, некогда намеченный Пушкиным, и в итоге получилось глубокое - и очень хорошо написанное - произведение (хотя, как честно признается автор, "оно больше походило на оперу, чем на пьесу").
На одном из представлений к Шефферу подошел режиссер Милош Форман, уже известный благодаря "Полету над гнездом кукушки" , и заявил, что "Амадей" - идеальный сценарий... Может, конечно, так ему сначала показалось, вот только когда драматург вспомнил про предложение превратить пьесу в фильм, пришлось запереться с режиссером в глуши и несколько месяцев неотступно переписывать сценарий.
И все-таки Шеффер не зря согласился - в ряде аспектов сценарий вышел лучше пьесы, где-то его улучшила наступательная (и динамическая - порой напоминает мне о Театре на Юго-Западе ) манера Формана... Получился такой фильм, что не смотреть его нельзя!
"Моцарт и Сальери", вариант Шеффера.
Замечание: в данном обзоре речь идет о сценарии, о пьесе я надеюсь поговорить отдельно, здесь (в конце рассказа про сюжет) будет лишь сказано, что, по-моему, убрано зря...
"Моцарт! Я убил тебя! Прости меня, Моцарт! Прости своего убийцу!" - с этих слов старика Антонио Сальери, гулко разносящихся по пустому дому, начинается фильм... Следом же показывается сцена, подтвержденная (если судить по пьесе) историческими источниками - Сальери пытается покончить жизнь самоубийством, перерезав вены, но остается жив; его помещают в сумасшедший дом.
Туда приходит священник, умоляющий старика исповедоваться, отпустить грехи - что ж, тот не против, рассказывает историю о том самом убийстве молодого гения...
Начинает он, впрочем, издалека, с краткого экскурса в свою молодость, с рассказа о том, как он был несчастен в семье и как счастлив стал, когда - как ему казалось - Господь услышал его молитву ("Сделай меня великим композитором, и я буду прославлять Тебя через свою музыку!"), и после неожиданной смерти отца он оказлася в Вене, где вскоре стал придворным композитором у императора Франца-Иосифа...
Вот только приехал в город Моцарт, и Сальери сначала увидел его (охальника и сумасброда), затем же услышал его музыку (а в ней - Глас Божий)... Композитор начал гадать, мог ли Господь наградить даром избалованного ребенка.
Меж тем Моцарт рассорился со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским, и остался в Вене, чтобы мучить придворного композитора... И первую немецкую оперу ему заказали, и написанный Сальери приветственный марш он превратил в нечто гениальное (да не где-нибудь - на глазах у императора!), и ученицу композитора (которую тот любил издалека) к себе переманил, да еще и переспал с ней (своя невеста была, между прочим!)...
Гений останется в Вене, решил император, прослушав оперу (пусть про сераль - зато какие звуки!), - Сальери начал мстить (пока лишь мелко пакостничать), затем же заполучил ноты произведений соперника, понял, что тот действительно избран Господом - и объявил тому войну...
Тем временем к Моцарту (который с разрешения императора женился на своей невесте, разъярив бывшую ученицу Сальери) приезжает отец (просивший повременить с женитьбой) - впрочем, в такой обстановке он долго продержаться не смог, поучаствовал лишь в двух сценах (одна из которых, впрочем, ключевая).
Сальери поместил в дом к Моцарту служанку-шпионку, и в результате он смог узнать, что тот пишет о Фигаро (а эту пьесу запретил император), а когда композитор ухитрился убедить императора, что "ничего такого" в опере нет, нашел способ разрушить оперу - увы, произошло чудо, и произведенье Моцарта было спасено.
К счастью для Сальери, "Фигаро" провалился, что дало повод немного поучить юнца - но порадоваться он не успел, ибо умер отец Моцарта, Леопольд, и почти одновременно появился "Дон Джованни" ("Дон Жуан") - посмотрев эту зловещую оперу, композитор понял, как победить врага...
И вот у того дома появился "черный человек" (Шеффер наконец-то объясняет, кто это), заказавший "Реквием", причем обещавший много денег (меж тем у Моцарта плохо с деньгами) - сочиняя его, Моцарт начал чахнуть...
К счастью, нашлось, чем отвлечься - один из приятелей гения, заведующий простонародным театром, предложил тому написать оперу-сказку ("Волшебная флейта"), что и было сделано после множества злоключений (помимо прочего, измученная фрау Моцарт уехала на море).
Вот только во время премьеры Моцарту стало худо, его домой отвез Сальери, получивший-таки возможность осуществить свой зловещий план так, чтобы потом не мучила совесть... Заканчивается рассказ старика словами, что главная его мечта не исполнилась (как он считает, вмешался Господь, не пожелавший дать итальянцу вкусить славы).
И едет Сальери по сумасшедшему дому на инвалидном кресле, говоря "Я - святой посредственностей! Посредственности всех времен и народов, я благословляю вас!"...
Есть одна сюжетная линия, которая была в пьесе и, как мне кажется, зря была выкинута из фильма... Дело в том, что Моцарту помогала (в том числе и деньгами) масонская ложа, которую возглавлял барон ван Свитен, один из ближайших к императору придворных, композитор изо всех сил старался следовать правилам ложи, но в конце концов не смог побороть свою природу и вывел все масонские ритуалы в "Волшебной флейте" - естественно, покровительство он потерял.
Посредственность и гений.
Этот фильм, как я уже сказал, довольно динамичен, т.е. частенько вставлены музыкальные номера (музыка Моцарта и Сальери), на которые положено действие, а весь финал без них просто невозможен... Плюс к тому еще и оперные номера довольно часты (что ж, Шеффер всегда к музыке тяготел!).
При этом, однако, важна и актерская игра (это все-таки кино!), главным же героем, как это ни странно, сделан Сальери, которого блистательно сыграл Ф. Мюррей Абрахам... А если быть точным, два Сальери - старик и человек средних лет... Да, конечно, в первом случае здорово поработали гримеры, но и актер им помог!
Старик Сальери достаточно яростен (при всем внешнем спокойствии), он предпринимает последнюю попытку прорваться в историю... При этом чувствуется, что ему одинаково хорошо в прошлом и воображаемом будущем, а вот в настоящем - неуютно.
Сальери средних лет суховат (это не Табаков, про которого я бы написал, если бы не кусачие цены билетов), в жизни никаких эмоций не показывает, да и не имеет, похоже - зато когда речь заходит о музыке, сразу оживает, появляются и радость, и ярость... Еще они появляются в паре миниатюрных сцен - "разговоров с Богом".
Том Хальц (Моцарт) сыграл так, что пока никто из виденных мной актеров (даже Сергей Безруков) с ним не сравнится... Хальц одинаково естественен как в серьезных сценах (которых тем больше, чем ближе конец фильма), так и в созданных Шеффером сценах охальничества, где актер смотрится гораздо естественнее, чем натужный Джим Кэрри... В двух типах сцен он даже выглядит по-разному! Причем здесь явно не гримеры старались...
Элизабет Берридж (Констанца, жена Моцарта) очень хорошо играет прагматичную хозяйку, которая изо всех сил пытается подстроиться к гению (который в жизни - избалованный ребенок)...
Из второстепенных ролей запомнился мне лишь Джеффри Джонс (император), очень уж хорошо вышел его персонаж... Именно таким сухим (под стать Сальери), немного глуповатым, заученно повторяющим одни шутки этот персонаж и должен быть (по крайней мере, у Шеффера).
Остальные играют чрезвычайно любопытно - но они служат лишь фоном, и потому мне не запомнились (впрочем, возможно, потом я напишу и про них).
Заключение
Этот фильм не зря считается классикой - такое, да еще с такими актерами, редко снимают...