Гамлет (Hamlet), 1948.
Авторы: Уильям Шекспир (пьеса), Лоуренс Оливье (фильм)
Режиссер: Лоуренс Оливье.
В главной роли: Лоуренс Оливье.
ОЦЕНКА: 5+

Авторский Шекспир

Лоуренс Оливье - один из величайших британских актеров 20-ого века... А еще - хотя это не так известно - автор нескольких превосходных киноверсий шекспировских пьес (к сожалению, их меньше, чем пальцев на руке), и каждая из этих версий - личный взгляд Оливье на пьесу.
Не исключенье и "Гамлет" - вне всяких сомнений, одна из постановок, вдохновивших позже Козинцева - в самом начале которого говорится "Это трагедия о человеке, который не мог решиться".

Прогнило что-то в королевстве Датском...

В наше время нелишне будет изложить сюжет - с некоторыми замечаниями по поводу того, чего в фильме нет...
Для начала - что есть: как и в пьесе, дух недавно умершего отца принца Гамлета бродит по замку, его видит друг принца Горацио, и вот уже известно про все принцу, а вскоре узнает он, что отца убил брат того Клавдий, женившийся затем на матери принца Гертруде... И решает принц отомстить, но не знает, как, а тут как раз его возлюбленная Офелия его отвергает. Ей отец, советник короля Полоний, велел, а перед тем и брат - перед отъездом во Францию, откуда он приезжал на коронацию Клавдия.
И притворяется принц сумасшедшим, и бродит по замку, пугая всех, кроме разве что Горацио; Полоний было пытается убедить короля, что все дело - в несчастной любви (теоретически это возможно - всякий, кого отвергали, думаю, со мной согласится), но быстро (лишь по фильму, впрочем - а по пьесе где-то через акт) понятно становится, что все хуже... Здесь, кстати, появляются первые переделки.
Первая - косметическая: монолог "Быть или не быть" отнесен за встречу с Офелией, а та помещена сразу после разговора с Полонией. Причина этого - вторая, серьезная, переделка: по неизвестной мне причине из фильма выкинуты Розенкранц и Гильденстерн... Из-за этого так быстро приходят сцена разговора, пьеса, разговор Гамлета с матерью, гибель Полония и отплытие в Британию, где Гамлету должны были отрубить голову (не совсем понятно, кто везет приказ, если нет ни Розенкранца, ни Гильденстерна).
А дальше - все по сюжету: сходит с ума Офелия, возвращается бунтарем Лаэрт, решивший, что отца убил Клавдий, Офелия гибнет (сначала брат видит, что она сошла с ума), а тут как раз и Гамлет возвращается (его пираты в плен захватили и за выкуп назад привезли)...
На кладбище, где хоронят Офелию, встречаются двое друзей - Гамлет и Горацио - произносится знаменитое "Бедный Йорик!" (а точнее, "Alas, poor Yorick!") и происходит первое столкновение с Лаэртом, которое король бодренько использует, предложив Лаэрту убить пасынка на поединке (а по пьесе разговор происходил чуть раньше), что тот и делает с помощью отравленной шпаги (но гибнет и сам, ибо Гамлет во время боя меняет шпаги).
Впрочем, из главных героев гибнут почти все - кроме названных, это и Клавдий, и Гертруда, мать Гамлета, которую тот незадолго до своего отъезда пытался образумить. Хорошо хоть Горацио жить остался!
В конце становится заметно еще одно изменение - совсем нет Фортинбраса, последний монолог читает Горацио.
Вот, наконец, и закончено изложенье сюжета - здесь короче нельзя было!

Принц Датский и все-все-все

Как вы уже поняли, здесь (и я вовсе не утверждаю, что это плохо) главный - Оливье; в том числе и как актер...
Его Гамлет ясно показывает, что британцы на Шекспира смотрят не так, как русские... Главное в нем - именно нерешительность; об этом "Быть или не быть" (если бы кто-нибудь из мертвых рассказал, что и после смерти можно хорошо пожить, разве стал бы принц бросать кинжал в море?), об этом - сцена, когда чуть не убит Клавдий (обыгранная в дурацком "Последнем герое боевика")... Впрочем, нерешительность - вовсе не плохо, этого Оливье не утверждает, как и Шекспир, убивать молящегося, например, несомненно нельзя, однако похоже, что хотелось бы режиссеру, чтобы герой не плел хитро сети, а и взаправду отомстил - как он и сделал в конце.
Еще одна грань таланта Оливье проявляется в нескольких сценах (например, в разговоре с матерью), когда принц неожиданно из человека думающего становится человеком делающим (а вдобавок - весьма горячим); впрочем, затем он вновь возвращается к мучающим его мыслям, которые даже не пытается записать...
Впрочем, другие актеры также хороши - нет такого, что Клавдий слабее Гамлета; особенно отметить надо исполнителей ролей Горацио, Офелии, а также Питера Кушинга, в будущем знаменитость (чванливый придворный Озрик).

Заключение

Если вам интересно, как британцы видят Шекспира, этот фильм надо посмотреть во что бы то ни стало - это одно из лучших произведений Оливье-постановщика, одна из лучших ролей Оливье-актера и один из лучших Гамлетов за всю историю кино...

Hosted by uCoz