Утерянные записки о Шерлоке Холмсе: Дело о
вытатуированной розе (The lost files of Sherlock Holmes:
The case of the rose tattoo), Electronic Arts/Mythos, 1996.
Создатель ряда персонажей: Артур Конан-Дойл.
Авторы и разработчики: .
ОЦЕНКИ: 5+(сценарий), 5+(игровой
процесс)
Расследование второе, улучшенное.
Еще первая игра цикла "Утерянные записки о Шерлоке Холмсе" - "Дело о заточенном скальпеле" - привлекала оригинальностью... Уже там интереснейший оригинальный сюжет (злодеем был вовсе не Мориарти) был соединен с весьма интересным игровым процессом в духе LucasArts...
Единственное, в чем эту игру можно было упрекнуть (я надеюсь написать про нее отдельно, но твердо обещать этого не могу) - в том, что интерактивность была маловата.
Поняв это, ее создатели по прошествии четырех лет выпустили вторую (увы, видимо, последнюю) часть, где лучшие части прошлой игры были оставлены без изменений, многое, делавшееся ранее на автомате, стало требовать вмешательства игрока, игровой мир стал еще более прописанным, как и персонажи... Впрочем, обо всем по порядку!
Взрыв, формула, труп и ребенок.
Как-то раз старший брат Шерлока Холмса Майкрофт вызвал его в клуб "Диоген" - обещал сказать, зачем, когда тот прибудет... Когда детектив с помощником доктором Ватсоном подошли к зданию, раздался взрыв, в результате по крайней мере один человек погиб, а Майкрофт попал в больницу в критическом состоянии. Что же касается его младшего брата, тот заперся в своей комнате и отказался с кем-либо разговаривать - Ватсон, зная, насколько опасна для Холмса депрессия (здесь следует напомнить, что тот - наркоман), решил сам найти для Холмса какое-нибудь дело...
Это была короткая предыстория, по окончании начинается короткая - но от того не менее приятная - игра за доктора. Ватсону приходится мучиться - как-никак, его без Холмса во многие места не пускают (похоже на фильм "Без единой улики" ), но в конце концов ему удается привлечь внимание Холмса, доказав (весьма необычным способом), что взрыв в "Диогене" вовсе не обязательно был вызван (как утверждает Лестрейд) утечкой газа.
Чтобы понять, мог ли взрыв быть терактом, Холмс решает узнать, для чего брат его вызвал, и (вместе с Ватсоном - впрочем, тот с ним ходит почти всегда) пробирается в квартиру брата, где узнает (умница Майкрофт продублировал информацию в письменном виде), что брат пригласил его по делу государственной важности. Дело в том, что недавно из Министерства Обороны была похищена химическая формула, предоставленная профессором Дьюаром (кстати, имена реальных людей в игре применяются часто - не знаю уж, почему (альтернативная история?) , - впрочем, это ее не портит; если Дьюар хотя бы химик, то Прэтт и Уитни (есть такая фирма, создающая самолетные двигатели) - клерки в Министерстве, там же, кстати, служит Агнес Рэтчет (имя похоже на имя отрицательной героини из "Полета над гнездом кукушки" ) - марксистка из Интернационала). По поводу похищения было начато расследование, которое вскоре было прекращено - как считал Майкрофт, зря... Только старший Холмс собрался поручить младшему начать тайное расследование, разобраться, кто похитил формулу, как "Диоген" подорвали - странно, верно?
Круг подозреваемых Майкрофт очертил четко - это примерно десять человек, интересно, что часть из них пропала, а часть молчит...
Только Холмс начинает разбираться с предоставленным братом списком, как приходит письмо от Лестрейда - из Темзы выловили загадочный труп: без лица (из-за выстрела с близкого расстояния) и с розой, вытатуированной пониже спины (вскоре выясняется, что это знак определенного кембриджского клуба), при этом убили его, как говорит свидетель (вырвать из него информацию оказывается очень сложно) весьма странные люди...
Разобравшись, кто убит, детектив и его помощник возвращаются к главному расследованию - впрочем, становится понятно, что убийство с ним весьма тесно связано; начинает попахивать (что неудивительно, если вспомнить, что формула может быть использована в военных целях) шпионским скандалом, да и вообще Большой Политикой...
А затем приходится заниматься еще одним делом - помните, я сказал, что многие подозреваемые молчат? Оказывается, у одного из них похитили сына, а тот сделает все, чтобы сына вернуть...
Что ж, Холмс с Ватсоном готовы помочь - если в обмен на помощь отец расскажут все, что знает... Благо, у них есть знакомец - владелец зоомагазина Старый Шерман, а у того есть пес Тоби, который помогает найти ребенка; как вы, несомненно, догадались, похищение также связано с основным расследованием.
К сожалению, после спасения ребенка ничего нового узнать не удается - его отец знает мало... Впрочем, скрытый до сих пор противник Холмса (не главный злодей, до его появления еще далеко) решает действовать (детектив разволновал) - и после небольшой схватки (решенной как загадка, не как аркадная схватка) Холмс заявляет Ватсону, что теперь понимает значительно большую часть дела...
Итак, у Холмса остаются два незавершенных расследования - взрыва (здесь помогает анархист Ллойд-Джонс - еще одно реальное имя, был такой британский премьер-министр - впрочем, многое остается неясным) и похищения формулы (здесь идут разговоры - причем добиться того, чтобы с детективом говорили, частенько бывает весьма сложно - один раз приходится даже переодеваться); в конце концов Холмс начинает понимать, что странное поведение одного из десяти подозреваемых не случайно...
Совершенно неожиданно наступает финал, где Холмс наконец-то соединяет все, рассказанное мной выше, в единую картину, там смешано многое - и порнографическая студия, с которой связан один из персонажей (тот, что вел себя странно - хотя "связан" не совсем верное слово), наконец-то появляющийся злодей (вновь не Мориарти!), с которым можно мериться только умом, его помощник, с которым приходится мериться силой... Единственное, что плохо - главному злодею удается скрыться; видимо, авторы собирались вернуть его в следующей игре, которая, увы, так и не была написана.
Кстати, то, почему написанный Ватсоном рассказ нашли лишь в 1996-ом, объяснено так - в деле оказалась замешана представительница королевской семьи, и королева Виктория попросила доктора сохранить расследование в секрете, тот же решил, что все запишет и спрячет - так, чтобы через сто лет открыли, ведь по прошествии века дело станет историей...
P.S. Следует особенно отметить, что создатели игры тщательнейше прописали персонажей - те, которые встречаются в книгах, определенно основаны на тексте Конан-Дойля (не фильмах Масленникова, которые гораздо более романтичны!), встречавшиеся в первой игре с помощью нескольких небольших штришков изменены - некоторых невозможно узнать; что же касается оригинальных (а таких большинство), то они прописаны весьма старательно - опять же, штрихов не очень много, но достаточно, чтобы психология стала понятна (выбраны правильные). Не менее удачны создан и игровой мир - все аналогично...
Исследования, разговоры...
Уже первая игра цикла не была точной копией игр LucasArts, вторая ушла от них еще чуть дальше...
Впрочем, кое-что произведения Mythos c играми LucasArts роднит - ни Холмс, ни Ватсон не могут умереть (по крайней мере, я этого ни разу не добился), разговоры (важнейший момент в игре - без разговоров не продвинетесь) построены в виде "диалоговых деревьев"... По-прежнему важны действия с предметами, впрочем, вот они уже изменены.
Предметы вовсе не обязательно поднимать (хотя иногда это важно - ряд можно исследовать лишь после этого), часто их достаточно осмотреть, это даст Холмсу новую информацию, что либо позволит спросить персонажа о чем-то, ранее недоступном, либо сообщить ему о чем-то (последнее обычно относится лишь к беседам с Ватсоном), иногда это открывает новое место на карте (о ней - в разделе про интерфейс).
Кроме того, ряд предметов недостаточно просто осмотреть, их необходимо подвергнуть химическому анализу у Холмса в квартире (предварительно подобрав)... Ранее этот анализ был неинтерактивен, во второй игре им стал управлять пользователь, который должен проводить небольшие химические эксперименты - Холмс подсказывает общее направление, далее надо либо додумывать, либо действовать "методом тыка"...
Что же касается тех предметов, которые можно подобрать, а затем использовать, обычно понятно, когда это следует сделать, это достаточно логично; дело в том, что классические (связанные с предметами) загадки сделаны так, что решение видно достаточно быстро...
Гибридный интерфейс.
Интерфейс первой игры был скопирован с тогдашнего интерфейса LucasArts, второй от него ушел далеко и скорее похож на последний интерфейс Legend (см. обзор "Каллахана" ).
Правда, диалоги по-прежнему напоминают о LucasArts, отличие одно - они появляются не внизу экрана, а посередине, да еще, кажется, часто можно спросить только о чем-то одном, затем же приходится начинать разговор заново...
А вот что касается действий с предметами на экране, то здесь все очень похоже на Legend - если мышь наведена на предмет (появляется соответствующая ему надпись), при нажатии правой кнопки вызывается меню доступных действий (к сожалению, часто действие одно - осмотреть, впрочем, сопутствующий текст всегда блистательно прописан), в нем же можно зайти в список предметов или в опции игры (записать, загрузить, выйти, включить субтитры и т.д.), нажатие на левую кнопку позволяет осмотреть предмет (бегло осмотреть - часто приходится исследовать повнимательнее, здесь нужна правая кнопка). Если нажать на правую кнопку, не наводя мышь на предмет, появится меню, позволяющее либо посмотреть список предметов, либо зайти в опции.
В списке предметов все аналогично; если после нажатия на правую кнопку выбран глагол для действия (не "осмотреть", "исследовать" и т.п.), список предметов закрывается, для совершения действия необходимо навести выбранный предмет (соответствующую иконку) на то место, где вы хотите его использовать...
Химические опыты предельно просты - действия осуществляются левой кнопкой, необходимо выбрать предмет, подвести ко второму, не отпуская кнопку мыши, затем отпустить; если вы оказались правы, произойдет действие, если нет, ничего не произойдет.
Выход с всякого игрового экрана специально выделен стрелочкой и надписью "To the city"; это открывает карту, где все элементарно - чтобы куда-либо попасть, необходимо выбрать соответствующую иконку на карте (под ней соответствующая надпись) и нажать левую кнопку мыши.
Не картинки, но картины.
Изображения мест в игровом мире абсолютно фотореалистично... Одно время я думал, что в игру просто вставлены фотографии реальных лондонских мест, однако, похоже, это не так - разве что они сначала были изменены с помощью специальных программ (всякий город довольно сильно меняется за сто лет). Единственное замечание - я не случайно заговорил о фотографиях, все совершенно неподвижно, ветер не шевелит ветви деревьев, люди и кэбы стоят неподвижно...
Также высококачественны изображения предметов и соответствующие им иконки - здесь, понятно, неподвижность не бросается в глаза.
Что особенно приятно, крупный план стола, где Холмс занимается химическими элементами, также выполнен в фотореалистичной манере, и те действия, которые там происходят, насколько я могу судить (я все-таки не химик!) не утрированы...
Карта выглядит как вид с высоты птичьего полета с вмонтированными иконками мест (постепенно их становится все больше) - интересно, что последние совершенно не портят ее вид, художники старательно их вписывали.
Что же касается персонажей, то это несомненно снятые на видео люди, уж не знаю, как создавались их движения - то ли также снимались на видео, а потом были вмонтированы, то ли были созданы с помощью анимации... Выглядят эти движения плавно и реалистично, разве что в начале и в конце экран немного дергается (здесь я не имею в виду разговоры - там все плавно).
Хорошая музыка, отличная озвучка.
Музыка в игре заслуживает твердой "четверки" - она приятна, атмосферу передает (не создает), достаточно разнится в разных местах, но до произведений Майкла Лэнда не дотягивает... А вот озвучка заслуживает особого разговора.
Если я не ошибаюсь, игру озвучивали всего два актера - Роджер Л. Джексон и дама по фамилии Мюррей с именем, которое запомнить невозможно (что-то вроде Абигейл, только еще сложнее)...
Что касается второй, то она выбрана, как мне кажется, не слишком удачно, - что всех женщин (а женские персонажи вообще-то различаются) озвучивает одна актриса, я понял очень быстро... Уж очень уж выделяющийся у нее голос! Впрочем, манеры она, следует признать, менять умеет,и потому персонажи получаются достаточно оригинальными(а похожие такими и должны быть), причем соответствующие замыслу создателей игры- но все равно неудобно, когда один голос у глуповатой леди и диктаторши-сестры из больницы, где держат Майкрофта.
А вот то, что всех мужских персонажей озвучивал Джексон, меня поразило - я думал, актеров двое-трое... Да, некоторые голоса несомненно похожи, скажем, голос Ватсона и голос одного второстепенного персонажа или голоса Майкрофта и Лестрейда; но при этом голос Майкрофта и голос Ватсона различаются сильнейше, при этом я имею в виду не только манеры (которые, как и в случае с женскими персонажами, свои у всякого персонажа - и всякий раз удачны), сам голос!
Голос Шерлока Холмса не похож ни на чей другой, при этом он - в рамках этой истории, не похожей на фильмы Масленникова, она гораздо реалистичней - не хуже ливановского...
Заключение.
"Дело о вытатуированной розе" - один из лучших интерактивных детективов за всю историю приключенческих игр... Если вы любите управлять расследованиями, не пропустите его!