Каллаханов салун на пересеченье времен(Callahan's crosstime saloon), Legend Entertainment Company, 1997.
Автор оригинального книжного цикла: Спайдер Робинсон.
Автор и разработчик: Джош Мэндел.
ОЦЕНКИ: 5+(сценарий), 5+(игровой процесс)

И вновь на мониторе книга...

Спайдер Робинсон - один из популярнейших американских фантастов, причем прославил его именно цикл про салун Каллахана... Поэтому нет ничего удивительного в том, что фирма Legend, которая долгое время специализировалась на превращении книг в игры, решила попробовать свои силы и здесь.

Интересно другое - эту игру разработал Джон Мэндел, автор множества смешнейшей документации для ранних игр фирмы Sierra (игры эти всегда были чем-то средним между книгой и фильмом) и соавтор двух игр этой же фирмы - "Фредди Фаркас, передовой аптекарь" и "Космические приключения VI". Работая на Legend, он раскрылся полностью, играя в эту игру, не смеяться невозможно - жаль, право, что ныне Legend вынужденно разрабатывает 3-D стрелялки!

Набор независимых миссий.

Немного предыстории - некогда Джейк Стоунбендер был преуспевающим певцом в стиле "фолк", затем его семья погибла в автокатастрофе, и он стал винить в их гибели себя... По счастью, нашелся добрый человек - ирландец Майк Каллахан - который спас его.

Каллахан пригласил Джейка в свой салун, и там тот познакомился с множеством необычных людей и существ (частично - из НФ, частично - скорей из фэнтези) и пережил кучу приключений (вначале фиксировались в маленьких рассказиках, затем в повестях).

Это все было очень краткое изложение цикла Робинсона, которого по праву называют "вторым Хайнлайном", произведения его весьма интеллектуальны - разве что игры слов (т.н. "каламбуры", puns) многовато...

Мэндел в игре сделал каламбуры менее агрессивными, зато резко увеличил их количество (и это совершенно не раздражает); правда, он немного уменьшил интеллектуальность - впрочем, это не сделало игру хуже.

Монолитного сюжета нет - "Каллахан" разбит на ряд мелких подигр, по размеру каждая примерно равна рассказу; примерно изложу их сюжеты...

...Из салуна пропал один из любимейших посетителей - румынский вампир Петр, прославившийся тем, что выпивал у пьяниц кровь, высасывал алкоголь, а остальное возвращал... Немного поисков, и становится понятно, что Петр отбыл в родную Румынию; приехав туда, Джейк быстро понимает, что простому человеку там делать нечего. Приходится притвориться вервольфом - благо, в этом готова помочь блистательно прописанная Цыганка (Мэндел утверждает, что она списана с его матери), только надо добыть ряд вещей. Наконец, певец получил "вервольфов знак", Петр встречен, и оказывается, что от него ушла возлюбленная... Приходится вампира выручать (благо, Цыганка готова помочь)...

...В бар частенько захаживает Джози, Полицейский Времени. Вот и вновь зашла, да какая-то грустная... Оказывается, одна компания хочет срубить участок бразильского леса, где растет дерево, из которого можно приготовить особо вкусный шоколад - что ж, Джейк спешит на помощь! Естественно, переговоры с компанией ничего не дают (как только двое могли на это понадеяться) - что ж, у Джейка и Джози есть другой способ спасения деревьев; правда, для этого надо оказаться в Бразилии (а это не так просто)...

...В салун зашел представитель инопланетной расы, зовущейся Squish ( можно перевести и как "хлюп", и как "глупость" - вот вам образчик робинсоновского юмора). Он с грустью сообщает Джейку, что его раса решила завоевать Землю, лишив всех мужчин гормона тестостерона ... Сам инопланетянин был против - поэтому он просит Стоунбендера слетать на инопланетный спутник (корабль дает свой) и вырубить всю зловещую машинерию... Как тот может отказаться? Естественно, отправляется разбираться в непонятной технике...

...К Каллахану залетел на личной машине времени Эл Фи (Al Phee - созвучно слову "альфа"); он несчастен - купил у себя в будущем наркотик у некоего доктора Дуплисидуса, теперь все время сдвинутый ходит. Что ж, приходится Джейку отправляться в будущее! А там один обитатель сразу готов помочь - вот только сначала просит вызволить свою печень, которую конфисковала мафия (вот ужас!); для этого надо стать членом мафии, что не так просто... Гораздо проще общаться с безумным доктором!

...У немого Джо пропал приятель - говорящий пес Ральф фон Гав-Гав; его похитили военные. Стоунбендер бесстрашно отправляется обхитрять Пентагон, после множества хитрых манипуляций он узнает неожиданное дополнение к истории Ральфа...

...Клиентов салуна уже давно интересовал байкер, который вел себя весьма необычно (а вы уже поняли, что у Каллахана к необычному привыкли). Неожиданно открывается, кто он - и певец понимает, что должен помочь... Большего не скажу - финал должен быть неожиданным.

Читайте, господа, читайте!

Игровой процесс, как и во всех играх Legend, предельно классичен - берете предметы, используете - Мэндел сделал игру так, что вполне понятно, какие - где, говорите - впрочем, здесь разговоры не так важны, как у LucasArts или даже в других произведениях Legend.

Есть одна очень интересная логическая игра и один кусок, где надо старательно разбираться с инопланетной техникой (впрочем, там можно действовать и вышеописанными методами)

Есть, наконец, две игры, где надо угадать определенное имя или название, собрав его из множества подсказок (так, имя Бела зашифровано bell+a) - впрочем, при знании языка пройти их можно довольно просто (множество закодированных слов легко найти).

Еще одна особенность - у Sierra можно было умереть, после чего показывался по возможности смешной текст, у LucasArts умереть нельзя; Мэндел скрестил две традиции - умереть по-прежнему нельзя, но в определенные моменты игры показываются сообщения типа "А вот так вы могли бы погибнуть" - это приятно разнообразит игру.

Лучше всего, однако, проходить игру, постоянно отвлекаясь на внешний мир, который тщательнейше прописан - кроме, разве что, персонажей, которые могли бы быть поглубже... Впрочем, в таких кратких историях вполне смотрятся и эти!

Читать написанный Мэнделом текст - одно удовольствие!

Многовариантность.

Интерфейс чуть изменен по сравнению с прошлыми играми Legend... По-прежнему упор делается на выбор глаголов из списка, только теперь к каждому предмету или человеку привязан свой список (так, в начале игры можно кликнуть на ступеньки, ведущие в дом Петра, и выскочит меню с двадцатью вариантами...)

Что касается предметов (снизу, под основным экраном) - тут выбор поменьше, зато можно использовать предметы друг на друге (что не только помогает продвигаться дальше, помогает и смеяться) и на основном экране.

Наконец, впервые у Legend можно поворачиваться (вращать экран - от нуля до трехсот шестидесяти градусов), это сделано удобно (нажимаете на стрелку, держите, решили остановиться - отпустили) и частенько необходимо.

Единственный минус - система диалогов... Дело в том, что в выскакивающем окошке с лицом персонажа можно выбрать лишь один вариант диалога; если хотите спросить о чем еще, приходится начинать разговор заново. Впрочем, в этом игре разговоры не слишком важны...

Неплохо. Увы, не больше...

Графика в играх Legend всегда хороша - увы, она также всегда почти полностью статична.

Да, пейзажи нарисованы очень хорошо - почти рисованность не заметна, они больше походят на фотографии... Вот только фотографии статичны - а я привык к тому, что в игровом мире что-то происходит. А тут - разве что в паре мест анимация есть (скажем, что-то качается).

Вот персонажи очень хороши - в смысле, на крупном плане в диалоге, когда лицо и реалистично, и движется; в остальное время они (почти всегда) статичны.

Анимационных вставок почти и нет (зато когда есть, очень приятно - качество картинок так же высоко, а тут еще все движется), еще есть одна видеовставка (про прошлое Джейка).

Впрочем, графика в играх Legend всегда была второстепенна - текст гораздо важнее...

Хорошая музыка, хорошие голоса.

Музыки в игре не так уж и много - есть некоторое количество отменных мелодий в стиле "фолк", написанных автором "Каллахана" книжного Спайдером Робинсоном, да некоторое количество довольно простеньких мелодий, которые не отвлекают внимания от чтения...

Как я уже говорил, разговоры в этой игре не являются очень важными - поэтому не удивительно, что мне трудно выделить чей-либо голос...

Впрочем, не могу не отметить, что лучше других (те - просто хороши, эти замечательны) Цыганка да еще Док Вебстер, с которым можно побеседовать в перерыве между миссиями и который у Робинсона является основным источником каламбуров.

Заключение.

Если вы можете - и готовы - много читать по-английски, терпеть игру слов и смириться с графическими недостатками, эту игру пропускать не следует...

Hosted by uCoz