Без единой улики (Without a clue), 1986.
Авторы: Гэри Мерфи, Ларри Строутер.
Режиссер: Том Эберхардт.
В главных ролях: Майкл
Кейн, Бен Кингсли, Пол Фримэн.
ОЦЕНКА: 5+
Перестановка мест слагаемых.
Казалось бы, британцы должны Шерлока Холмса чтить... Ан нет! Именно из Британии вышел самый веселый - и самый необычный - фильм про великого детектива, где Холмс - пьяница, Уиггинз - карманник, Ватсон - гений, и лишь Мориарти по-прежнему великий злодей... И как же приятно этот фильм смотреть!
Тайны монетного двора.
Однажды доктор Джон Ватсон помог раскрыть одно преступление, но в то время он надеялся на одну должность - а чтобы ее получить, надо было удовлетворять определенным требованиям... В итоге он приписал заслугу несуществующему детективу Шерлоку Холмсу. И что вы думаете? И место он не получил, и публика стала требовать предъявления Холмса!
Делать нечего - пришлось Ватсону нанять актера (добавлю - плохого актера) Реджинальда Кинкейда, пьяницу и ловеласа, которому было поручено изображать великого гения; сам же Ватсон, скрепя сердце, стал его "помощником" (на самом-то деле и Уиггинз с ребятами ему подчиняются, и дедукцией он занимается).
В самом начале фильма двое как раз разругались - Холмс (то бишь Кинкейд), понимаете ли, закрыл дело без разрешения Ватсона... Когда доктор ему на это указывает, "сыщик" начинает задираться - в итоге одной найденной вездесущей миссис Хадсон под лестницей бутылки хватает, чтобы чаша терпения Ватсона переполнилась, Кинкейд потерял работу и вылетел на улицу; доктор же решает сам заделаться великим сыщиком - Доктором, Излечивающим От Преступности (по-английски это звучит лучше - Crime Doctor).
Вот только - вот проклятье! - никуда Ватсона без Холмса не пускают (а он так хотел разобраться с одной ниточкой), в журнале "Стрэнд" заявляют, что подадут на него в суд, если не будет рассказов про Холмса, наконец, в довершение всех бед пришедшие с серьезной просьбой представители правительства не желают помощи какого-то там Излечивающего От Преступности, им нужен только Холмс.
В итоге приходится несчастному доктору Холмса из кабака доставать... Тот было отказывается - но потом неожиданный поворот событий вынуждает за Ватсоном вприпрыжку помчаться.
В общем, в конце концов выясняется, что из Монетного Двора похищены формы для печати определенных монет, что может привести к разгрому всей британской экономики; а еще чуть позже - что тамошний смотритель мистер Джайлз исчез неведомо куда...
Невзирая на "помощь" инспектора Лестрейда, Ватсон догадывается, что тот находится в некотором городке, куда они с Кинкейдом-Холмсом и отправляются...
И после ряда приключений (Кинкейд чуть с балкона не свалился - правда, вначале они с Ватсоном комнатами поменялись) вроде как приходят к выводу, что Джайлз погиб - впрочем, в идущем в Лондон поезде Ватсон опровергает такое предположение, а заодно и все остальные, выдвинутые "великим сыщиком", и сам добавляет "В этом деле замешан Мориарти!" (понятия не имею, почему - зритель-то об этом уже догадывается, но герой...). Кинкейда охватывает жуткая паника, но Ватсон его успокаивает (мол, Мориарти все-таки гений, он видит скрытое от других).
По возвращении в Лондон Ватсон с "Холмсом" встречают дочь Джайлза, что позволяет развить комедийную линию; в то же время развивается и детектив (Ватсон наконец-то понимает, чего ради украли формы - тем более что совершен еще ряд преступлений).
В итоге Ватсон гибнет (а вы что думали?) - правда, не в поэтическом Рейхенбахском водопаде, а гораздо более прозаично; все из-за глупости Кинкейда. А тот уходит в запой - в основном от горя (как-никак, он любил тирана...), частично потому, что не сможет сдержать данное Лестрейду обещание быстро покончить с делом.
В конце концов именно торжество инспектора вынуждает Кинкейда заняться делом... Но ничего у него не получается, пока не прибегает Уиггинз с новой информацией - тут неожиданно все встает на свои места, Кинкейд понимает, что надо направляться в театр, где некогда провалилось его последнее представление.
То, что там происходит, скорее пародия на Бонда, чем на Холмса (не зря, видно, Кинкейд представлялся "Меня зовут Холмс, Шерлок Холмс")... Упомяну лишь некоторые составляющие - возвращение Ватсона (естественно!), битву Кинкейда и Мориарти ("Теперь он в своей стихии", - философски замечает Ватсон, глядя на "Холмса"), наконец, крайне неожиданный финал истории с дочерью Джайлза.
Заканчивается же фильм классическим "хэппи эндом" - Кинкейд хвалит Ватсона и сообщает, что уходит, тот же говорит "Холмс пошутил" и тепло улыбается - идиллия, одним словом!
Ожидаемое и неожиданное.
Фильм этот блистателен благодаря веселому духу - здесь постарались и Эберхардт, и композитор(Генри Манчини, автор музыки в ранних сериях "Коломбо"), и, конечно же, актеры...
Прежде всего пара Холмс-Ватсон (простите, Ватсон-Кинкейд)...
Майкл Кейн (Кинкейд) создал образ запоминающийся не менее, чем ливановский (потому, естественно, что Холмс не классический) - он одинаково хорош и когда изображает пьяного (такое ощущение, что вправду днями не вылезал из бутылки), и когда подглядывает за женщинами с лицом нашкодившего школьника, и когда восхваляет сам себя (и правда - дурак дураком, "На меня напало черное мамбо" в его исполнении неподражаемо!), и, наконец, когда изображает великого сыщика и произносит ничего не значащие фразы с огромным апломбом.
А вот Бен Кингсли (Ватсон), один из лучших британских актеров, создает образ, аналогов которого просто нет (правда, что-то такое пытались сделать в недавнем сериале "Возвращение Шерлока Холмса") - это, с одной стороны, эмоциональный человек, с другой, писатель, раздраженный тем, что из-за его детища никто не желает воспринимать его самого, в третьих, это еще и великий сыщик, который может полностью погрузиться в раздумья...
Что же касается Мориарти (его играет Пол Фримэн) - это пародия на классических злодеев из, скорее, Бонда - такой же жестокий гений, только с некоторыми интонациями, которые заставляют смеяться (больше, впрочем, в конце, - хотя до этого Мориарти почти и не появляется).
Наконец, не могу не упомянуть Джеффри Джонса - туповатый карьерист Лестрейд сыгран им поразительно реалистично.
Заключение.
Если вы любите хорошие комедии и при этом готовы стерпеть выворачивание классических историй наизнанку, а также элементы детектива (куда уж без них), посмотрите этот фильм - не пожалеете!