Анализируй это (Analyze this), 1999.
Авторы: Кеннет Лонерган, Питер Толан, Гарольд Рэмис.
Режиссер: Гарольд Рэмис.
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Билли Кристал.
ОЦЕНКА: 5.

Не интересует подробное описание сюжета? Читайте совместный с Е. Зуевой обзор , где сюжет лишь кратко пересказан!

Новая попытка.

В великолепных "Пулях над Бродвеем" Вуди Аллен столкнул гангстеров и театр... Получившийся фильм высказал столько, что за Алленом долго не решались идти.

В конце 90-ых наконец-то появился фильм, в котором гангстеры врывались в неожиданную область жизни, к счастью, в нем было достаточно нового, чтобы он стал удачным - что ж, все-таки его снял не кто-нибудь, а создатель блистательных эксцентрических комедий (самым знаменитым его фильмом является "День сурка") Гарольд Рэмис...

Необычный психоанализ.

1957-ой был знаменит не только тем, что в космос запустили Спутник - кроме этого, главы крупных преступных группировок США (на жаргоне "боссы") решили встретиться в полном составе... Из-за не зависящих от них обстоятельств всех их похватали, уйти удалось лишь некоему Види - отцу одного из главных героев фильма - да его ближайшему товаришу.

Прошло множество времени, и решено вновь организовать встречу, в ней будет активно участвовать Пол Види (да-да, тот самый сын...), и конкурующей с ним группировке (их молодой "босс" мечтает о славе - а Види стоит у него на пути) нужно его устранить. Первая попытка это сделать предпринимается еще в начале фильма - благодаря счастливой случайности "босс" выживает, но убивают одного из его лучших друзей Доминика (кажется, это он сопровождал Види-старшего в 57-ом)...

Возможно, конкуренты зря волнуются - в последнее время Пола регулярно навещают странные приступы, которые он принимает за сердечные, а доктор, к которому он в конце концов обращается (после того, как ему становится плохо прямо на допросе), называет "приступами паники" - конечно, это крепкого мафиози, который гораздо больше похож на классического гангстера, раздражает.

Полу нужен психоаналитик - к счастью, его ближайший приближенный совсем недавно столкнулся с одним (вернее, тот врезался в его машину)...

Доктор этот (его судьбе посвящено несколько отдельных сцен) - неудачник, пытающийся догнать своего отца (знаменитого психоаналитика, автора многих книг), лечащий худших пациентов, которых можно только себе представить - он хочет научить их, как жить, да храбрости не хватает... При этом он когда-то был женат (у него есть сын лет пятнадцати), и хочет жениться повторно - как выясняется позже (при встрече с его избранницей - для поездки к ней доктор организовал отпуск), на телеведущей, которая ради него уходит с телевидения и боится входить в семью, где уже есть взрослый сын (кто знает, может, и она разонравится, как некогда мать того).

Беседу с очередным пациентом прерывает Види, который хочет узнать, как лечить "своего друга", у которого регулярные приступы; психоаналитик (зовут его доктор Собел) догадывается, кто этот друг, и советует Полу лечиться... Тот, ничего не слушая, сообщает, что ему многажды легче, и разрешает Собелу отправиться в запланированный отпуск (ведь услуги вроде как не нужны)...

Увы, долго спокойствие психоаналитика не длится - уже ночью ближайший соратник Види (тот, в чью машину Собел врезался) вытаскивает его из номера, который он делит с возлюбленной, и приводит к "боссу", который, видите ли, "не получил удовольствия сегодня ночью".

Психоаналитик устало убеждает собеседника, что все дело в стрессе, тот опять бурно радуется и отпускает его к возлюбленной, которая сходит с ума от беспокойства - приходится ей объяснить, что побеспокоил пациент... "вернее, бывший пациент", и объяснить, кто он, а затем успокаивать взволнованную женщину, уверять, что лечение уже закончено...

Зря, зря он на это надеялся - уже на следующее утро к нему подходят двое "сотрудников" Види (в это время он вместе с сыном и возлюбленной смотрел "акулье шоу") и твердо заявляют, что ему необходимо подойти к "боссу"; когда Собел отказывают, его кидают прямо к акулам... К счастью, он выживает, и происходит новый разговор с Види (причем сначала за ним наблюдают представители ФБР, замечающие психоаналитика - потом двое переходят в другое место), во время которого всплывает важнейшая информация - у Пола был конфликт с вот уже тридцать лет покойным отцом, который не считал правильным, что сын пошел в преступники. После этого разговора Собел совершенно твердо уверен (забыв про предыдущие случаи), что мафиози не будет его тревожить до возвращения в Нью-Йорк (там психоаналитик готов лечить Види и только Види аж до самой встречи - иначе не получится добиться результата).

Увы, Види появляется вновь - во время вечеринки, на которой Собел знакомится с отцом возлюбленной (капитаном, между прочим - и явно не корабля) - и расспрашивает психоаналитика о страннейшем сне, которой ему привиделся. Тот выдумывает глупейший ответ, и Пол, махнув рукой ("все-таки женишься, свадьбу портить не буду"), уходит...

Увы, свадьба все равно оказывается испорчена - конкуренты Пола решают его убить, в результате завязывается нешуточная перестрелка, и один из ее участников падает с седьмого этажа... После такого продолжать церемонию никто не хочет.

Разъяренный Собел врывается к Полу и заявляет, что не желает лечить маньяка-убийцу, чуть позже к нему присоединяется невеста, которую он быстренько уговаривает уйти, опасаясь за нее жизнь - за всем этим Види наблюдает в недоумении; "они в меня стреляли, - заявляет он, - что мне оставалось делать?".

В итоге мафиози удается восстановить отношения с психоаналитиком, и он, чтобы продвинуть лечение подальше (кто знает, может, и пистолет тогда не понадобится) звонит противнику и, используя научные слова, сообщает, что не будет портить отношения; правда, в конце он срывается, и зритель слышит образчик отборного гангстерского сленга...

В Нью-Йорке Собела ждут два сюрприза - приятный (весьма дорогой подарок от Пола) и неприятный (визит представителей ФБР, которые требуют, чтобы психоаналитик шпионил за Полом - для вида он соглашается, на деле же продолжает свою работу).

Следующая встреча с Полом происходит после необычного сна, который позволяет Собелу почти вплотную подойти к решению проблемы, - после удачнейшей сцены в церкви психоаналитик пытается объяснить мафиози, что он надумал, ссылается даже на авторитет Фрейда - только Види Фрейда презирает (из-за идеи эдипова комплекса - всякий мальчик хочет стать отцом, потому что его влечет к матери - которую Собел поведал мафиози во время первого серьезного разговора), и тут же начинает разбирается с проблемами самого доктора (надо заметить, весьма успешно) - тот, оскорбившись, уходит, заявив "если хочешь, чтобы я тебя лечишь, прекрати такие шуточки"...

Один из близких друзей Пола советует ему избавится от Собела, но он отказывается, сказав "Если кто хоть пальцем тронет, убью" - немного редакторской работы, и кажется, что Види хочет психоаналитик убрать... С новой пленкой представители ФБР приходят к Собелу и уговаривают того им помочь (раз уж Пол предал).

Собел приезжает на встречу, не зная, что Полу стало известно о том, что он - агент, в результате чего он пригласил своего кузена (или, если кому не нравится заграничный термин, двоюродного брата), и они ведут запутанный разговор про разные "вещи", а потом и вовсе уходят... И тут психоаналитик узнает важнейшую новость - оказывается, отец Пола был убит!

Эта новость вынуждает его комично избавиться от всех "жучков" (в туалете)... Когда он возвращается, Пол сажает его в машину и везет неведомо куда, чтобы отомстить за предательство (агенты ФБР еще нескоро понимают, что их обхитрили) - к счастью, Собелу удается в последний момент заинтересовать мафиози, и происходит важнейший разговор, определяющий дальнейшую судьбу Види (который, оказывается, чувствовал себя виноватым перед отцом - ведь мог его спасти, но был сердит и плюнул; доктор замечает, что отец Пола жив в нем, можно извиниться перед ним, порвав связи с преступным миром).

В самый неподходящий момент начинается перестрелка - это конкуренты Види решили его убрать; рыдающий навзрыд мафиози (частый плач - одна из частей его "приступов") не желает брать в руки пистолет, приходится стрелять Собелу. К счастью, удается добиться победы - причем не только в перестрелке...

Когда Пол собирается на встречу, он неожиданно видит по телевизору рекламу, напоминающую ему его случай - в результате на него опять нападают рыдания, и приходится его ближайшему соратнику (если кто забыл, это тот, в чью машину Собел врезался в начале фильма) хватать психоаналитика в охапку (слегка ускорив свадьбу), чтобы тот заменил на встрече "босса".

По дороге доктору примерно объясняют, что от него требуется (никто не замечает, что с воздуха за машиной следят...), и поэтому он ухитряется, не зная никаких законов, держать внимание на встрече (использовав кое-что из подслушанного ранее, а также собственные профессиональные приемы). К счастью, долго это делать не приходится - вскоре на встречу приходит-таки Пол, который, порыдав и поглядев на детей, принял важное решение, и объявляет, что уходит из мафии...

После некоторого колебания ему разрешают уйти - вот только с решением не согласны как "босс" конкурентов, так и наследник Види (который, как сказал сам Пол, убрал Доминика, чтобы стать наследником - "не буду его разочаровывать"...); завязывается перестрелка, в ходе которой Собела ранят (принял на себя предназначенную Види пулю) - к счастью, долго она не длится, всех хватает ФБР.

Фильм завершают два эпилога - сначала психоаналитик обещает Види, что будет его лечить даже во время нахождения в тюрьме, затем показывается счастливая жизнь супружеской четы Собелов, которую делает еще слаще новый подарок Пола - не такой дорогой, как прошлый, но при этом не менее приятный...

Смешанный стиль.

"Анализируй это" состоит из сцен, напоминающих классические фильмы про гангстеров (иногда - про мафию), перемежающихся сценами про психоанализ и жизнь конкретного психоаналитика; при этом гангстерские сцен прорисованы весьма четко(разве что слегка карикатурны), как и психоаналитические...

Если не знать, какой фильм вы смотрите, гангстерские сцены можно принять за чистую монету и посчитать, что вы смотрите "Однажды в Америке" (где также играл Де Ниро)... Режиссер не нарушает правил "гангстерского жанра" - перестрелки, трупы и тревожная музыка, а потом девочки (разве что нет никаких сцен про ночные клубы), он добавляет к ним отсылки к другим фильмам (так, в одной сцене в комнате звучит сценарно подходящий диалог, вскоре выясняется, что говорят в показываемом по телевизору фильме, в другой Собел говорит, что его сон - четкая гангстерская сцена - напоминает ему "Крестного отца"...) да необычные переживания главного героя, которые постепенно выводят его за рамки привычного мира (здесь весьма важен тот момент, когда Пол не может поднять пистолет).

Что же касается других сцен, в них на первом месте стоят сценарий и игра актеров (к которой изредка добавляются забавные мелочи - обратите внимание на то, как Собел крестится в церкви - а иногда необычный видеоряд...), к счастью, в сценарии достаточно интересных коллизий, чтобы актеры могли развернуться. При этом разница между различными типами сцен чувствуется - если в сценах психоанализа действие протекает вязко, герои погружены в напряженную работу (особенно забавно это выглядит, когда пациент держит доктора на прицеле...), то в сценах жизни действие оживляется (впрочем, не сильно - сильно оно оживляется при столкновении с фактами из ганстерско-мафиозной сюжетной линии).

Фильм сопровождает приятная музыка композитора, фамилию которого я, увы, забыл (постараюсь записать после следующего просмотра), - его музыка и подчеркивают гангстерскую линии с ее резкостью, и приятно оттеняют другие сцены...

В этом фильме мне лучше всего запомнились двое исполнителей главных ролей.

Роберт Де Ниро (Пол Види) играет сильного, твердого, крепкого человека (другого не взяли бы в "боссы"), который неожиданно столкнулся с проблемой, решение которой ему неизвестно... Он не желает признавать, что слабеет, ведь это будет стоить ему жизни - именно поэтому после встреч с психоаналитиком в нем постоянно возрождается уверенность в себе, и он возвращается к обычным делам, которые продолжает делать в стандартной манере; к сожалению, это не может продолжаться вечно, в конце концов он это понимает и делает решительный шаг, на который вряд ли решился бы кто другой.
Кто-то из критиков заметил, что Де Ниро пародирует привычные роли преступников, мне так не показалось - он играет вполне серьезно, его итальянский акцент кажется естественным, как и все фразы-паразиты, не кажутся комичными ни манеры, ни чувства - комичен разве что плач (это надо слышать!), который привносит в фильм столь необходимый карикатурный элемент...

Билли Кристал (доктор Собел), напротив, в начале фильма слаб, серьезные поступки он делать боится, и потому находится в тени отца... Однако общение с Види заставляет его поверить в свои силы, и он перестает быть бесхребетным человеком, безропотно принимающим удары судьбы; сначала приходит возмущение, потом начинаются действия, страх проходит, и к концу фильма персонаж Кристала силен.
В том, что Кристал - хороший комик, я убедился еще в "Гамлете" Кеннета Браны, этот фильм показал мне, что он - хороший актер, ведь он без изъяна сыграл описанное выше, ему удалось не хуже сыграть и любовь.

Из других мне запомнились - возлюбленная Собела Лора, которая на протяжении фильма становится все более нервной - что неудивительно - успокаиваясь лишь в финале (актриса Лиза Кудроу), ее отец - совсем маленькая роль, но удачная (актер неизвестен), активный сын Собела Майкл, уже в юношеском возрасте старающийся подражать отцу, а также любящий подслушивать его разговоры (актер Кайл Сабихи), тот соратник Пола, в машину которого Собел врезаются, и которого зовут Джелли, т.е. "желе" (актер Джо Виттерелли) да "босс" конкурентов Пола (актер Чазз Пальминтерри - вот и еще одна связь с "Пулями" ; впрочем, в этом фильме он играет совсем по-другому).

Что же касается остальных, они не настолько влияют на развитие событий, чтобы я мог запомнить и оценить их игру.

Заключение.

"Анализируй это" - конечно, не "День сурка", лучший фильм Рэмиса, однако посмотреть эту необычную комедию стоит - сценарий приятен, постановка удачна, актеры великолепны...

Hosted by uCoz