Анализируй это (Analyze this), 1999.
Авторы: Кеннет Лонерган, Питер Толан, Гарольд Рэмис.
Режиссер: Гарольд Рэмис.
В главных ролях: Роберт Де Ниро,
Билли Кристал.
ОЦЕНКА: 5.
Новая попытка.
В великолепном фильме "Пули над Бродвеем" режиссер Вуди Аллен столкнул, казалось бы, 2 разных мира: гангстеров и театр... Результат превзошел все ожидания, однако больше никто не рискнул дальше развить эту тему.
И вот, в конце 90-х наконец-то появился фильм, показывающий проникновение гангстерского мира в трудно объяснимую область жизни – психоанализ…
Необычный психоанализ.
...1957-ый год выделялся на страницах Истории двумя разноплановыми, но тем не менее значительными событиями: запуском в космос Спутника и ... встречей "боссов", глав крупных преступных группировок США. Однако второе событие было безжалостно прервано облавой, от которой удалось спастись только некоему Види и его ближайшему соработнику. Именно этот Види и стал отцом главного героя фильма.
... И вот, спустя некоторое время, было принято решение вновь организовать так безжалостно прерванную встречу. Только теперь на ней будет второй Види – Пол, сын, достойно продолжающий дело своего отца. У конкурентов организации, принадлежащей Полу Види, есть свое мнение насчет состава "боссов" на встрече. И Види никак в него не вписывается – сценаристы это весьма ясно показывают....
Впрочем, проблемы есть и у самого Пола; они так серьезны, что он даже обращается к кардиологу – ответ того повергает гангстера в ступор; к счастью, ответ этот был доверен и ближайшему соратнику Види, туповатому Джелли...
... Меж тем неподалеку живет доктор Бен Собел, несчастный человек с ужасными клиентами, проблемы которых напоминают пьесы абсурда, знаменитейшими родителями, которых он никак не может догнать, и взрослым сыном, у которого нет матери – впрочем, последнюю проблему Бен как раз хочет решить...
Бен никак не ожидал, что его жизнь тесно сплетется с жизнью Пола Види, но если тот на что решается, его уже не остановить, и теперь Бену не будет покоя ни в Нью-Йорке, ни в Майами, куда он отправляется жениться на красавице-телеведущей Лоре, с которой у него давно роман, причем объяснив ВСЕМ своим клиентам, что едет в отпуск и беспокоить его не следует... Но ведь отказать гангстеру никак нельзя – если не хочешь проснуться утром с ногами в бетоне!
Мало сказать, что жизнь круто меняется, она круто меняется не раз – другим становится сам доктор, в доме которого впервые в жизни появляются федеральные агенты, меняются его отношения с людьми, взгляд на мир; не меняется одно (и это выглядит весьма и весьма комично) – правила психоанализа, которым Собел скрупулезно следует, несмотря на все изменения окружающей обстановки... Следует до самого неожиданного финала, когда вроде бы вылеченный Види выкидывает неожиданный фортель, и Собелу придется оказывать клиенту такую помощь, о которой он никак не думал, давая клятву Гиппократа.
Смешанный стиль.
"Анализируй это" состоит из сцен, напоминающих классические фильмы про гангстеров, перемежающихся сценами про психоанализ и жизнь конкретного психоаналитика; при этом гангстерские сцен прорисованы весьма четко (разве что слегка карикатурны), как и психоаналитические...
Если не знать, какой фильм вы смотрите, гангстерские сцены можно принять за чистую монету и посчитать, что вы смотрите "Однажды в Америке" (где также играл Де Ниро)... Режиссер не нарушает правил "гангстерского жанра" - перестрелки, трупы и тревожная музыка, он добавляет к ним отсылки к другим фильмам (так, в одной сцене в комнате звучит сценарно подходящий диалог, вскоре выясняется, что говорят в показываемом по телевизору фильме, в другой Собел говорит, что его сон - четкая гангстерская сцена - напоминает ему "Крестного отца"...) да необычные переживания главного героя, которые постепенно выводят его за рамки привычного мира.
Что же касается других сцен, в них на первом месте стоят сценарий и игра актеров (к которой изредка добавляются забавные мелочи - обратите внимание на то, как Собел крестится в церкви - а иногда необычный видеоряд...), к счастью, в сценарии достаточно интересных коллизий, чтобы актеры могли развернуться. При этом разница между различными типами сцен чувствуется - если в сценах психоанализа действие протекает вязко, герои погружены в напряженную работу (особенно забавно это выглядит, когда пациент держит доктора на прицеле...), то в сценах жизни действие оживляется (впрочем, не сильно - сильно оно оживляется при столкновении с фактами из ганстерско-мафиозной сюжетной линии).
Фильм сопровождает приятная музыка композитора, (фамилию которого я, увы, забыл) - которая и подчеркивают гангстерскую линию с ее резкостью, и приятно оттеняют другие сцены...
В этом фильме мне лучше всего запомнились двое исполнителей главных ролей.
Роберт Де Ниро (Пол Види) играет сильного, твердого,
крепкого человека (другого не взяли бы в "боссы"), который
неожиданно столкнулся с проблемой душевной
слабости, другими словами, он открывает
в себе чувствительность и эмоциональность...
Он не желает признавать, что "слабеет",
ведь это будет стоить ему жизни - именно поэтому после
встреч с психоаналитиком в нем постоянно возрождается
уверенность в себе, и он возвращается к обычным делам.
Впрочем, "обычные дела" Пол продолжает
делать в стандартной манере: у кого пистолет, тот
и прав. К сожалению, это не может продолжаться вечно,
в конце концов он это понимает и делает
шаг, на который вряд ли решился бы кто другой.
Кто-то из критиков заметил, что Де Ниро пародирует
привычные роли преступников, мне так не показалось - он играет
вполне серьезно, его итальянский акцент кажется естественным,
как и все фразы-паразиты, не кажутся комичными
ни манеры, ни чувства - комичен
разве что плач (это надо слышать!),
который привносит в фильм столь необходимый карикатурный элемент...
Билли Кристал (доктор Собел), напротив, в начале
фильма слаб, серьезные поступки он делать боится, и потому
находится в тени отца... Однако общение с Види заставляет
его поверить в свои силы, и он перестает быть бесхребетным
человеком, безропотно принимающим удары судьбы; сначала
приходит возмущение, потом начинаются действия, страх
проходит, и к концу фильма персонаж Кристала силен.
В том, что Кристал - хороший комик, я убедился еще
в "Гамлете" Кеннета Браны, этот фильм показал мне, что
он - хороший актер.
Из других мне запомнились - возлюбленная Собела Лора, которая на протяжении фильма становится все более нервной - что неудивительно - успокаиваясь лишь в финале (актриса Лиза Кудроу), ее отец - совсем маленькая роль, но удачная (актер неизвестен), активный сын Собела Майкл, уже в юношеском возрасте старающийся подражать отцу, а также любящий подслушивать его разговоры (актер Кайл Сабихи), туповатый соратник Пола Джелли, (актер Джо Виттерелли) да жестокий "босс" конкурентов Пола (актер Чазз Пальминтерри - вот и еще одна связь с "Пулями" ).
Что же касается остальных, они не настолько влияют на развитие событий, чтобы я мог запомнить и оценить их игру.
Заключение.
"Анализируй это" - конечно, не "День сурка", лучший фильм Рэмиса, однако посмотреть эту необычную комедию стоит - сценарий приятен, постановка удачна, актеры великолепны...