Вещие сестрички: Из "Плоского мира" Терри Пратчетта (Wyrd sisters: From Terry Pratchett's Discworld), 1996.
Авторы: Терри Пратчетт (книга), Джимми Хибберт (сценарий).
Режиссеры: Жан Флинн, Джон Оффорд.
Роли озвучивали: ??
ОЦЕНКА: 5+

Перед тем, как читать этот обзор, советую прочесть пьесу У. Шекспира "Макбет" и/или обзор спектакля , основанного на нем (поставлен в Театре на Юго-Западе )...

Если вам нравится Терри Пратчетт, и вы любите компьютерные игры, советую почитать обзоры игр "Плоский мир" , "Плоский мир II" , "Плоский мир в черных тонах" (раздел "Приключения" ).

Первая экранизация.

Внимание: сюжет книги перенесен в мультфильм почти без изменений, разве что ряд сцен подредактирован, чтобы на экране лучше смотрелись... Есть, однако, одно существенное изменение - полностью убран интеллектуальнейший авторский текст, полный как оригинальных мыслей, так и аллюзий.

Произведения Терри Пратчетта еще ни разу не экранизировали, что неудивительно - фэнтези трудно правдоподобно представить на экране...

Мультфильм значительно упрощает задачу, поэтому неудивительно, что именно в такой форме на телеэкранах - а затем и на кассетах - появился "Плоский мир" (незадолго до этого, кстати, был снят мультсериал по первой книге из трилогии "Номы"); приятно удивило то, какой был выбран роман - один из самых интеллектуальных в цикле, представляющий в новом свете "Макбета" Шекспира.

Последствия одного убийства.

Герцог Фелмет по наущению жены убил короля маленького королевства Ланкре, чтобы взять власть в свои руки - увы, он не смог за всем углядеть, и сын короля исчез из замка...

Меж тем неподалеку от замка собрались три ведьмы - одна из них, матушка (Эсмеральда) Ветровоск, уже появлялась в более раннем романе "Equal rites" (в русском переводе - "Творцы заклинаний"), другие же две - Нянечка (Гита) Огг и Маграт Перетц - создали были специально для этого произведения, т. к. требовалось именно трио... Необычность этого трио в том, что двое из ведьм - ведьмы старые и опытные, однако одна из них (Ветровоск) увлекается "головологией" (по-простому - внушением), магией пользуется мало, однако другие, более хитрые ведьмовскими способности применяет, а вторая (Огг) - помешанная на сексе алкоголичка, которая вообще редко обращается к своей профессии; что же касается Маграт - она молода и стремится следовать всяким древним ритуалам, чего две другие не одобряют.

И вот к этим-то троим и попадает младенец-принц, а также - королевская корона, которую вывезли из замка вместе с ним... Они прекрасно понимают, что принца держать при себе опасно, а корону - и подавно.

Маграт очень любит смотреть представления бродячих актеров - узнав про них, две старшие ведьмы решают отдать младенца им, а корону спрятать среди реквизита...

Так они и делают - отдают ребенка главе труппы Витоллеру, победив его нерешительность с помощью груды звонких монет ( заодно у мальчика появляется замечательное имя Томджон - дело в том, что матушка Ветровоск хотела назвать его Томом, нянечка же Огг - Джоном, в результате сошлись на компромиссе), Маграт же упрятывает корону.

Юная ведьма, знаток ритуалов, замечает, что ведьмы стали крестными матерьми, должны дать мальчику три дара - что ж, Маграт говорит "он будет легко заводить друзей", нянечка - "он всегда будет помнить слова", а матушка - "он будет тем, кем является" (последний дар будет чуть позже объяснен).

Меж тем Фелмет с женой пытаются изменить жизнь в королевстве, заставить ведьм жить по-новому - ничего не получается...

Фелмет ненавидит королевство, но еще больше он ненавидит ведьм, хочет их превратить в чудищ - в этом ему вынужден помогать Шут, который Фелмета не любит, но - таковы уж правила - "верен господину до смерти"... Дело в том, что герцогиня (ее муж довольно быстро впадает в состояние легкого сумасшествия) замечает, что Шут во время одного из припадков Фелмета говорит подозрительно умные вещи - и решает воспользоваться его услугами.

Шут, между прочим, хотел себе другой судьбы, но строгие семейные традиции не оставили ему выбора - именно о том, как это грустно, он и размышляет, когда случайно сталкивается с Маграт, что приводит к любви с первого взгляда...

Видя, что ведьм ничто не берет, разъяренный герцог начинает мучить Ланкре в целом - в результате ведьмы (вернее, две из них - нянечка в таком состоянии, что и землетрясения не заметила бы) чувствуют, что появилось какое-то полное отчаяния огромное сознание... Что это, они не понимают (вам же, читатель, я подсказал...) - приходится, предварительно приведя нянечку в себя, вызвать демона с непроизносимым именем, который дает ответ на мучающий их вопрос.

Пока они мучаются, не зная, что делать, Грибо, котяра (по-другому это чудище назвать никак нельзя!) нянечки Огг, гонясь за милой белой кошечкой, забегает в замок - и попадает в необычнейшую ловушку...

Дело в том, что сразу после своей гибели король Веренс узнал (из уст самого Смерти), что он превратился в духа, чуть позже собрат-дух (самый первый король Ланкре) сообщил ему, что нельзя покинуть то место, где ты был убит, а еще заметил, что у Веренса очень сильное "морфогеническое поле", он и после смерти, судя по всему, сможет манипулировать некоторыми предметами - вскоре бывший король убеждается в его правоте, здорово насолив Фелмету (это, между прочим, каламбур, который вы поймете, лишь посмотрев мультфильм...).

Еще Смерть сказал Веренсу, что духов видят коты и "люди с особыми способностями", увидев Грибо, бывший король понимает, что тот принадлежит ведьме (у других людей таких котов не бывает...), а у нее несомненно есть пресловутые "особые способности"... Поняв все это, он делает так, что котяра в замке застревает - и не просчитывается, нянечка начинает жутко волноваться, забывает про все другие проблемы.

Меж тем здорово напоминающий Шекспира драматург Витоллера, гном Хвел, который получает слишком много "частиц вдохновения" (в результате в шекспировские тексты попадают то Чаплин, то братья Маркс - еще одни комики 30-ых - то и вовсе куски мюзиклов Эндрю Ллойда Веббера), видит, как трехлетний Томджон, который до этого вообще не говорил, наизусть читает один из его лучших монологов, причем читает так, словно он девушка, а не мальчик (стопроцентное перевоплощение, о котором так мечтают актеры...).

Нянечка Огг, придя в замок, оказывается в темнице - безумец Фелмет решил, что она пришла его убить, - узнав об этом, вызволять ее отправляются сначала Маграт (которая как раз собирает цветы у речки неподалеку от замка - для заклинания, которое заставит Шута в нее влюбиться), а потом и матушка Ветровоск, причем обе притворяются продавщицами яблок (вспомните "Белоснежку" !)...

Пройдя в замок, юная ведьма чуть было не попадает в лапы похотливым наемникам, к счастью, Шут ее спасает...

Незадолго до этого нянечка в темнице встретилась с духом Веренса и обстоятельно с ним поговорила, затем же увидела безумца-герцога и его разумную жену, которые собирались ее пытать... К счастью, в нужный момент подходит Маграт, которая с помощью волшебства нянечку освобождает - тут подходит и матушка; вот только никакой радостной победы не получается, потому что герцог, который хоть и безумец, но не дурак, все обставляет так, словно он - победитель.

Ведьмы идут по дороге, размышляют - и тут происходит такое событие, которое вынуждает матушку Ветровоск решиться (до этого не помогла даже просьба духа Веренса, который выбрался из замка в одном из его камней, таким образом не нарушив правил)... Она заявляет, что хочет переместить королевство на восемнадцать лет в будущее, после чего туда приедет Томджона, который вернет себе трон.

Меж тем герцогиня посылает Шута в Анк-Морпорк, крупнейший город на Диске, чтобы он нашел там драматурга, который напишет "правду" об убийстве и ведьмах - ведь хорошие пьесы запоминаются на века и часто переживают правду.

Так уж получается, что начинают заклинание три ведьмы сразу, затем же Маграт невольно выходит из игры и оказывается в объятиях Шута, который ее целует - как раз в этот момент заклинание завершается ("Мне кажется, мы целовались целую вечность! - Да нет, только восемнадцать лет...").

Сразу же счастье омрачается известием о том, что Шут вынужден катиться в Анк-Морпорк... Кстати, выясняется, что там же осел и Томджон, более того, его "отец" Витоллер хочет остаться там насовсем, играя в новом театре "Диск" - деньги на его строительство он занял у тролля-мафиози Хризопраза (кстати, такого героя в книге не было - а он, пожалуй, является прототипом Хорста из игры "Плоский мир в темных тонах" ), который теперь требует немедленного возврата.

К счастью для Витоллера, деньги находятся... Увидев страшный сон, в котором на него глазели три женщины, его "сын" решает прошвырнуться - после ряда приключений он оказывается на темной улочке, где три члена Гильдии Воров грабят чужестранца в колпаке с колокольчиками... Сумев их убедить оставить его (сыграл адвоката), Томджон заводит себе нового друга - и вскоре тролль-мафиози получает деньги; правда, он тут же заявляет, что через месяц хочет получить еще ровно столько же... Так как другого способа заработать деньги нет, приходится Хвелу писать пьесу про злодеек-ведьм, помогающих королю-горбуну, а Томджону - согласиться сыграть главную роль на сцене в королевском дворце в Ланкре.

Итак, театр едет в Ланкре (шут едет вперед с пьесой - она очень понравилась и герцогу, и герцогине), правда, добраться туда сами актеры не могут, приходится сначала помочь им справиться с бандитами ("прирожденными критиками"), на которых не действует чудесное превращение Томджона, затем же - самим отправиться на дорогу, подсказывать, куда ехать (в конце концов нянечка забирается в телегу и привозит труппу в Ланкре).

Пришедшие на спектакль ведьмы видят, что написанная Хвелом пьеса восстанавливает народ против них, и решают отправиться за сцену, чтобы все выправить - так уж получается, что оказываются они на сцене, т.к. Фелмет приказал арестовать их, а арестовали игравших их в пьесе актеров...

Ведьмы показывают всем правду, в результате герцог закалывает Шута, жену и себя и убегает за сцену, дьяволски хохоча - не заметил, что кинжал был затуплен; что же касается его жены, ее не пугает не это представление, ни "обрушивание выстроенных в мозгу стен", устроенное матушкой Ветровоск - вот только оставаться в Ланкре она не может, приходится мчаться прочь, говоря "Я вернусь" - вот только далеко уйти ей не удается (помните, я выше говорил про загадочное сознание - в нем-то все и дело...).

Томджон совсем не хочет быть королем, тем более что ему надо везти отцу деньги - к счастью, находится другой наследник (весьма неожиданный)... В результате коронуют именно его.

Кстати, в финале (ради "хэппи-энда") сделано еще одно изменение - у Пратчетта Маграт и Шут сошлись лишь через несколько книг, здесь же - сразу...

P.S. Увы, производившая мультфильмы студия Cosgrove Hall успела снять лишь еще один мультфильм - по пока что непереведенной книге "Soul music" (его я не видел), после чего обанкротилась...

Графика, музыка, звук.

Задники в этом мультфильме чрезвычайно приятны - как красивы, так и красочны (а это две разные вещи), для разных мест используется разный цвет, так что замок выглядит непохоже на поле, а Анк-Морпорк - на Ланкре; удачно показано и влияние персонажа на местность (при Фелмете замок довольно серьезно изменяется).

Персонажи в большинстве своем нарисованы чрезвычайно удачно - крупные претензии у меня могли бы быть лишь к образу матушки Ветровоск (если бы не озвучивание), остальные же не таковы, как я их представлял ( за исключением Смерти - его по-другому и не представишь!), но не хуже...

Что же касается режиссерских приемов, то их почти нет - необычно показано, как Хвела навещает "излишнее вдохновение", удачно (с применением сюрреализма) представлено передвижение королевства в будущее, да красиво - метафорично - представлено сознание (то, из-за которого вызывали демона); в остальном же мультфильм - просто картинки из жизни, где динамика достигается за счет движения персонажей.

К сожалению, в этом мультфильме не говорят, кто кого озвучивал, не удалось мне найти информацию об этом и в "Международной Базе Фильмов" , знаю лишь, что Смерть озвучивал ветеран фильмов ужасов Кристофер Ли, Маграт - некая Джейн Хоррокс, а нянечку Огг - Джун Уитфелд...

Меж тем блистательно озвучены все персонажи, Ли не выделяется на фоне других, менее известных актеров.

Ряд актеров просто честно создает персонажей, описанных в книге - умницу Ветровоск, ставящую свое искусство превыше всего (озвучка примирила меня с графическим образом), пьяницу Огг, про которую я все сказал в описании сюжета, застенчивую любительницу ритуалов Маграт, не менее застенчивого умницу Шута (по-английски это звучит лучше - "умница-дурачок"), который в некоторых сценах переходит от классического "шутовского стиля", к раздумчивым рассуждениям, твердую, яростную герцогиню (больше про нее ничего и не скажешь - надо слышать) и т.п. (кстати, к таким относится и Кристофер Ли, замечательно изобразивший лишенного чувств Смерть); часть же добавляет что-то к образам что-то свое - так, сумасшествие герцога Фелмета в мультфильме оказалось выражено гораздо ярче, чем в фильме...

Превосходно озвучен Томджон (выношу, так как это особенный образ) - сам по себе его образ развит мало (такой молодой плейбой), а вот перевоплощения представлены удачно, и монологи (включая "монолог" адвоката) он читает весьма удачно, меняя манеру игры.

В общем, ничья манера не вызвала у меня раздражения, а это надо суметь - я, все-таки, уже почти семь лет как поклонник "Диска"!

Заключение.

Если вам нравятся книги Терри Пратчетта, этот мультфильм следует посмотреть при первой возможности... Советую его не пропускать, и если вы не читали романы из цикла "Плоский мир", - возможно, вам понравится авторский стиль и вы захотите с ними ознакомиться.

Hosted by uCoz