Белоснежка и семь гномов (Snow White and the seven dwarfs), 1937.
Авторы: братья Гримм (сказка), Дороти Энн Блэнк, Ричард Кридон (сценарий).
Режиссер: Дэвид Хэнд.
Роли озвучивали: Адриана Каселотти, Гарри Стоквелл, Люсиль ла Верн, Рой Атвилл, Пинто Колвиг и др.
ОЦЕНКА: 5+

Знаменательное начало.

"Белоснежка" - первый знаменитый (а возможно, просто первый) полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея, до того представлявшей публике всяких Микки-Маусов и Дональд Даков...

Мультфильм этот, зародивший множество традиций американской - да и мировой - анимации, от которых начали отходить лишь с появлением компьютера, сделан был настолько приятно, что и сейчас, спустя больше чем полвека, когда многое кажется примитивным, а кое-что - наивным, хуже он произведение в целом не стало...

Классическая история.

Сюжет знаком всем поклонникам братьев Гримм, да и поклонникам А. С. Пушкина, помнящим "Сказку о мертвой царевне", он покажется знакомым.

Итак, жила-была злая королева, которая хотела быть красивейшей в стране, а у нее была падчерица Белоснежка, которую злодейка заставляла делать грязную работу в надежде, что красота не расцветет...

Увы, надежда не оправдалась, однажды волшебное зеркало поведало королеве, что Белоснежка стала красивей, и злодейка приказала одному охотнику падчерицу убить (а чтобы твердо знать, что он выполнил порученье, велела принести сердце).

Меж тем та, в очередной раз убирая во дворе дворца, встретила ездящего по миру принца, влюбилась в него, - но потом потеряла. Пошла в лес, собирала там цветочки, а рядом был охотник - он не смог заставить себя убить принцессу и велел ей скрыться в лесу.

Белоснежка скрылась (здесь происходит сцена, не уступающая триллеру), и, оказавшись в глубине леса, познакомилась с тамошними добродушными обитателями... Конечно же, она с ними подружилась, и они привели ее в замечательный - только очень грязный домик, который (тогда она этого еще не знала) принадлежал семи гномам. После того, как этот дом совместными усилиями был вычищен, она улеглась спать...

А меж тем гномы (каждый из которых отличается от других - например, есть яростный Ворчун и молчаливый, но активный малыш Вялый) возвращаются домой и, решив, что туда забралось чудище, пытаются его выкурить - впрочем, вскоре они понимают свою ошибку, узнают, что в доме всего лишь девушка; конечно, Ворчун и тогда советует ее выгнать (тем более что за ней может придти королева - а она злая ведьма); впрочем, как только гномы узнают, что принцесса умеет готовить, ее тут же принимают.

Естественно, Ворчун вскорости находит повод повозмущаться - видите ли, надо мыть руки перед едой, что это такое; впрочем, другие его не слушают и отправляются в ванну (да еще и подшучивают над собратом)...

А меж тем королева узнает, что охотник ее обманул, и принесенное сердце не только не принадлежит Белоснежке, оно не человеческое, и тогда она решает заняться убийством сама (бесчувственное зеркало сообщило, где принцесса живет), и вскоре выбирает способ - вручить падчерице отравленное яблоко, которое ввергнет ее в Сон, Подобный Смерти; остается только сделать так, чтобы королеву не узнали - что ж, есть заклинание и на этот случай, превращающее в старую нищенку.

Гномы пытаются развелесить Белоснежку, устроив веселые песни-пляски (поют всего лишь двое - умница Док и вечно краснеющий Застенчивый, да и танцуют не все), но она думает об одном - где-то ее принц? Так и отправляется спать с этой мыслью - причем гномы предоставляют ей свои постели, а сами спят внизу, что позволяет показать очередную комичную сцену. Кстати, интересно, что (американские традиции) показано, как Белоснежка молится на ночь (причем это важно для сюжета - она просит Бога, чтобы Ворчун ее полюбил, и на следующее утро так и происходит)...

Злая королева создает яблоко, узнает, что противоядие есть, но оно (по ее мнению) не страшно - первый любовный поцелуй - и отплывает к домику гномов, которые как раз уходят на работу, веля принцессе никого не пускать в дом (даже Ворчун велит ей быть поосторожней). Но, конечно, это не относится к бедной старой нищенке, на которую набросились лесные звери (по-видимому, видящие сквозь чары)! Тем более что она так добра, так хорошо отнеслась к девушке... Даже секрет открыта про одно из яблок, после которого невозможно не откусить кусочек!

Итак, Белоснежка "умерла" - впрочем, и королева оказалась наказана - но осталась она так красива, что ее не похоронили (мачеха так на это надеялась!) - думаю, совершенно понятно, кто пришел к роскошному гробу из стекла и злата и поцеловал девушку в губы...

Конечно, после этого она ожила и уехала во дворец, тепло попрощавшись со всеми гномами, в том числе и с Ворчуном.

Красивые картинки, блестящие звуки, музыка и голоса.

Во времена создания "Белоснежки" мультфильмы создавались из нарисованных на бумаге рисунков - тем поразительней получившийся результат...

Да, задники неподвижны, что ж, движение достигается за счет подмонтированных персонажей, которые на месте не стоят никогда, - и картины статичными не кажутся... Меж тем стиль задников (персонажи меняются гораздо меньше - серьезно лишь королева, которую после превращения распознать нельзя) меняется вместе с переменой настроения - часть светла и радостна, часть мрачновата (скажем, в сцене ухода королевы-"старухи" из дворца все окутано туманом), а часть и вовсе темна; при этом время от времени появляется даже какой-то сюрреализм (впрочем, в движении он смотрится - и сумбурное настроение сцен передает; позже нечто подобное будет использовано в диснеевской версии кэрроловской "Алисы")...

Персонажи чрезвычайно приятны - условности нигде нет, все прорисованы детально, при этом нет и излишней режущей глаз реалистичности, получился весьма удачный компромисс; что же касается их соответствия оригиналу - как я сказал, я сказки не читал, судить не могу, впрочем, я могу судить о гномах и ведьме - здесь видно полное соответствие средневековым рисункам.

Не менее удачна и музыка (над которой работали аж трое композиторов) - без нее не были бы так эффективны те сцены, где нет разговоров (к примеру, та, где Белоснежка убегает в лес), не так удачно звучали бы песни, да и фоном для различных разговоров она служит достаточно часто - и во всяком случае подходит к ним (возможно, впрочем, потому, что композиторы знали, что озвучивают).

Уж точно знали это актеры, имена которых, к сожалению, не указаны в титрах (как это делается с современных мультфильмах студии "Уолт Дисней"), а когда я их разыскал в сети, понял, что имена мне ничего не говорят - а меж тем хороши все!

Конечно, всякий по-своему - так, принц (актер Гарри Стоквелл) - классический романтический герой, Белоснежка (актриса Адриана Каселотти) - одна из тех активных женщин, которые позже станут феминистками, а в изображенное время могли лишь с удовольствием хлопотать по дому, время от времени указывая мужчине (в мультфильме - нескольким), что те ведут себя неподобающе, при этом она также душевна и романтична, но это проявляется лишь в паре сцен...

Злая королева (обе ипостаси озвучила Люсиль ла Верн) до превращения в старуху - классическая злодейка, которые встречаются и в мультфильмах, и в фильмах, ее голос приятен - но говорит она ужасные вещи, - тело также прекрасно - но это ничего не значит... Зато после превращения и тело, и голос постоянно напоминают о классических ведьмах - даже когда она изображает добрячку

Cемь гномов (вернее, шесть - Вялый не говорит) сильно отличаются друг от друга именно голосами (вид у всех похожий), что же касается того, какие это голоса... Здесь можно сказать лишь вот что: всякий голос идеально соответствует гномьему имени (чтобы понять, надо посмотреть), при этом в этих голосах много похожего (интонации, произношение), но характер у всех разный. Здесь надо особенно отметить актера Пинто Колвига (Ворчун)...

Это - все, кто мне запомнился, - впрочем, это ведь и есть почти все говорящие персонажи!

Что же касается режиссера, я не знаю, за что он был ответственен, и судить о его таланте не могу.

Заключение.

"Белоснежка" - один из лучших известных мне мультфильмов, если вы мультфильмы любите, просто обязаны его посмотреть!

Hosted by uCoz