Шоу Трумэна (The Truman Show), 1998.
Автор: Эндрю Никкол.
Режиссер: Питер Уир.
В главной роли: Джим Кэрри.
ОЦЕНКА: 5+

Не интересует подробное описание сюжета? Читайте совместный с Е. Зуевой обзор , где сюжет лишь кратко пересказан!

О кино - философски.

В конце 90-ых малоизвестный режиссер (не помню, то ли австралиец, то ли новозеландец) задумался о том, куда идет столь любимое им искусство... Режиссер был, конечно, малоизвестен, но (по крайней мере, так говорят - я сам не видел) прежние его фильмы были блистательны, а знамениты не стали из-за своей необычности.

"Шоу Трумэна" - тоже необычный фильм, в нем причудливо перемешались - западная школа и стиль Тарковского, множество совершенно различных жанров... Вот только они перемешаны внутри такого сценария, где (спасибо Эндрю Никколу!) все - на месте.

Сериал 21-ого века.

Недалекое будущее... Некий Кристоф решил создать "телесериал нового поколения", в котором главный герой - в отличие от всех остальных - не будет знать, где находится. Таким героем стал некий Трумэн (созвучно словосочетанию "true man", т.е. "истинный человек") Бербэнк (намек на название одной из известных киностудий - Burbank Studios).

Прошли годы... Трумэн стал довольно взрослым, работает в фирме, продающей страховку, боится воды (некогда его отец "погиб" по его вине - хитрый ход Кристофа) и мечтает о встрече с девушкой-актрисой Лорэн Гарлэнд, которая некогда попыталась изменить его жизнь, пытаясь объяснить, кто он такой, и сообщила, что зовут ее Сильвия.

А меж тем вокруг начинаются странные события - с неба валится хвост самолета, откуда ни возьмись появляется и вновь исчезает отец, по радио начинают передавать информацию о том, куда едет машина Трумэна, наконец, нечто странное происходит с лифтом в соседнем здании...

Все пытаются убедить Трумэна, что он просто перенервничал - и его жена Мерил (он женился на ней, когда исчезла Лорэн-Сильвия), и лучший друг Марлон, да только ничего не выходит... Тот уже давно мечтал поехал на острова Фиджи (туда будто бы увезли его возлюбленную), теперь же он наконец набирается храбрости.

Вот только не получается не улететь на самолете, не уехать на автобусе... Ничего, Трумэн (уже слегка сумасшедший) решает уехать из города на машине! И главное, ухитряется всех обхитрить...

Но ничего, далеко он не уезжает - возвращают... И тут-то он твердо уверяется, что он - особенный (незнакомец называет его по имени).

Следует сумасшедшая сцена в доме у Трумэна, затем же - чтобы спасти положение - Кристоф возвращает отца (у него, мол, была амнезия), и вроде бы все возвращается на круги своя...

Далее действие прерывается телепередачей, в которой Кристоф отвечает на вопросы зрителей, а главное - Сильвии (так актрису, игравшую Лорэн, зовут в реальном мире); именно здесь впервые произносится одно из философских "посланий" фильма.

Вслед за этим показывается обычный день Трумэна... Потом же действие перемещается между городом, где тот живет, и лунной базой, где работает Кристоф - дело в том, что Трумэн (главный герой!) неожиданно исчезает из кадра, всех обхитрив.

Следуют долгие поиски, затем Трумэна находят в самом неожиданном месте... Приходится его создателю вступить с ним в поединок (причем, по мнению сотрудников, Кристоф перебарщивает - я тоже так думал, но при последнем просмотре решил, что он испытывает своего любимца) - вот только остановить не получается! Ничего не выходит и позже, не получается разговора Создателя и его творения - выходит Трумэн в мир, и мчится к нему Сильвия...

Вот только все не так просто - конец открыт... Если исходить из философии фильма, он вовсе не так счастлив, как кажется.

Трумэн, Кристоф и другие.

В "Шоу Трумэна" совмещено примерно столько же постановочных традиций, сколько жанров... Есть почти классическая динамика с действиями, положенными либо на классическую музыку, либо на блистательные мелодии композитора Бернарда Даллвица (это, например, начало нескольких дней, побег из города), есть сцены (прежде всего финал), где протяжная музыка все того же Даллвица помогает погрузиться в действие, есть почти комедийные сцены (их совсем мало), где и музыква соответствующая... Однако есть и такие моменты, когда динамика отключается, и идет классический, основанный исключительно на игре актеров фильм (впрочем, и здесь обычно важна музыка). И еще, конечно, есть одна сцена (телепрограмма), где стилизация настолько точна, что кажется - начался документальный фильм про произведения Уира.

И все это выстроено вокруг Джима Кэрри (Трумэн), храбро оторвавшего (увы, не навсегда...) от лица ненавистную мне маску охальника (впрочем, в сцене побега он ее нацепляет), чтобы сыграть реального человека... Человека, у которого есть страхи и надежды, свои манеры и привычки (впрочем, тут еще проглядывает прежний Кэрри - только без неприличностей), и все это вдруг начинает рушиться, медленно, но верно сводя его с ума - пока он не находит, за что уцепиться. Кэрри так убедителен в драматических сценах (например - Трумэн грустит об отце, вспоминает возлюбленную), как никогда не был раньше...

Не менее убедителен Эд Харрис (Кристоф) - это несомненно Мастер, постаравшийся создать новый мир, лучший, чем реальный - и тут вдруг какие-то люди, не понимающие, в чем смысл, начинают его разрушать! Естественно, он гневается...

Роль его главной противницы, Лорен-Сильвии, играет Наташа МакЭлхоун... На экране она почти не появляется, но и пары сцен достаточно, чтобы почувствовать, что она хорошая актриса - ведь в одной из них (в мире Трумэна) она тиха и задумчива, в другой же (в реальном мире) яростна и решительна...

Лора Линни, сыгравшая Мерил, сыграла женщину, до определенных пор самую нормальную в этом мире (разве что постоянно что-то рекламирует) - любящая женщина, которая хочет ребенка (необычность этому придает сценарий)... Впрочем, во время сцены побега и после нее она по сумасшедшести не уступает Кэрри.

Ноа Эммерих, играющий лучшего друга Трумэна - Мэриона (вернее, играющего того актера) очень удачно передает штампы западных сериалов - в них довольно часто встречается такой простоватый, но думающий персонаж...

Это - запомнившиеся мне на настоящий момент актеры...

P.S. Кстати, в одной из миниатюрных ролей снялся (если это, конечно, не тезка и однофамилец) композитор Филип Гласс, про которого слушателям "Эха Москвы" все уши прожужжали Агамиров и Варгафтик...

Заключение

"Шоу Трумэна" - один из лучших фильмов последних лет; пропускать его не советую, даже если вы ненавидите фантастику, вы найдете в фильме что-то интересное для себя...

Hosted by uCoz