Шоу Трумэна (The Truman Show), 1998.
Автор: Эндрю Никкол.
Режиссер: Питер Уир.
В главной роли: Джим Кэрри.
ОЦЕНКА: 5+
О кино - философски.
В конце 90-ых малоизвестный режиссер (не помню, то ли австралиец, то ли новозеландец) задумался о том, куда идет столь любимое им искусство... Режиссер был, конечно, малоизвестен, но (по крайней мере, так говорят - я сам не видел) прежние его фильмы были блистательны, а знамениты не стали из-за своей необычности.
"Шоу Трумэна" - тоже необычный фильм, в нем причудливо перемешались - западная школа и стиль Тарковского, множество совершенно различных жанров... Вот только они перемешаны внутри такого сценария, где (спасибо Эндрю Никколу!) все - на месте.
Сериал 21-ого века.
Недалекое будущее... Некий Христоф решил создать "телесериал нового поколения", в котором главный герой не будет даже подозревать о том, что его жизнь - не реальность. Таким героем стал некий Трумэн (созвучно словосочетанию "true man", т.е. "истинный человек") Бербэнк.
Прошли годы... Трумэн стал взрослым, женился, работает в фирме, продающей страховку, боится воды из-за гибели утонувшего отца и мечтает о новой встрече с некогда вырванной из его рук красавицей Сильвией.
Все идет как всегда, но вдруг...! С неба падает хвост самолета, появляется и загадочно исчезает человек, неотличимый от отца, наконец, нечто странное происходит с лифтом в соседнем здании...
Одно странное событие накладывается на другое, но близкие Трумэна, его друзья уверяют: все в порядке, мир катится по накатанной колее. Причем уверяют так настойчиво, что Трумэн начинает сомневаться, в своем ли он уме... Чтобы выяснить это, он решает покинуть пределы города.
Увы, и за предалами города нет ответов - вопросы лишь роятся... Не дает однозначных ответов и крутая перемена жизни Трумэна (не смог Христоф уберечься от нее...) - финал фильма намеренно сделан так, что каждый может трактовать его по-своему.
Трумэн, Христоф и другие.
В "Шоу Трумэна" совмещено примерно столько же постановочных традиций, сколько жанров... Есть почти классическая динамика с действиями, положенными либо на классическую музыку, либо на блистательные мелодии композитора Бернарда Даллвица и Филиппа Гласса - использована музыка последнего к фильмам Годфри Реджо "Поваккатци" и "Anima Mundi" (это, например, начало нескольких дней, побег из города), есть сцены (прежде всего финал), где протяжная музыка помогает погрузиться в действие, есть почти комедийные сцены (их совсем мало), где и музыка соответствующая... Однако есть и такие моменты, когда динамика отключается, и идет классический, основанный исключительно на игре актеров фильм (впрочем, и здесь обычно важна музыка). И еще, конечно, есть одна сцена (телепрограмма о "Шоу Трумэна"), где стилизация настолько точна, что кажется - начался документальный фильм про произведения Уира.
И все это выстроено вокруг Джима Кэрри (Трумэн), храбро оторвавшего (увы, не навсегда...) от лица ненавистную мне маску охальника (впрочем, в сцене побега он ее нацепляет), чтобы сыграть реального человека... Человека, у которого есть страхи и надежды, свои манеры и привычки (впрочем, тут еще проглядывает прежний Кэрри - только без неприличностей), и все это вдруг начинает рушиться, медленно, но верно сводя его с ума - пока он не находит, за что уцепиться. Кэрри так убедителен в драматических сценах (например - Трумэн грустит об отце, вспоминает возлюбленную), как никогда не был раньше...
Не менее убедителен Эд Харрис (Христоф) - это несомненно Мастер, постаравшийся создать новый мир, лучший, чем реальный - и тут вдруг какие-то люди, не понимающие, в чем смысл, начинают его разрушать! Естественно, он гневается...
Роль его главной противницы, Лорэн, она же - возлюбленная Трумэна Сильвия, играет Наташа МакЭлхоун... На экране она почти не появляется, но и пары сцен достаточно, чтобы почувствовать, что она хорошая актриса - ведь в одной из них (в мире Трумэна) она тиха и задумчива, в другой же (в реальном мире) яростна и решительна...
Лора Линни, сыгравшая жену Трумэна, Мерил, изобразила женщину, до определенных пор самую нормальную в этом мире (разве что постоянно что-то рекламирует) - любящая женщина, которая хочет ребенка (необычность этому придает сценарий)... Впрочем, во время сцены побега и после нее она по сумасшедшести не уступает Кэрри.
Ноа Эммерих, играющий лучшего друга Трумэна - Мэриона (вернее, играющего того актера) очень удачно передает штампы западных сериалов - в них довольно часто встречается такой простоватый, но думающий персонаж...
Это - запомнившиеся мне на настоящий момент актеры...
P.S. Кстати, в одной из миниатюрных ролей снялся (если это, конечно, не тезка и однофамилец) и Филипп Гласс... Видимо, так его отблагодарили за предоставленную музыку, удивительно точно подошедшую к этому фильму.
Заключение
"Шоу Трумэна" - один из лучших фильмов последних лет; пропускать его не советую, даже если вы ненавидите фантастику, вы найдете в фильме что-то интересное для себя...