Длиннейшее путешествие(The longest
journey), Funcom, 2000.
Автор и разработчик: Рагнар Торнквист.
ОЦЕНКИ: 5(сценарий), 5+(игровой процесс)
Неожиданность.
До недавных пор квесты разрабатывали прежде всего американцы с англичанами, про представителей других стран почти ничего не было слышно...
И вдруг из одной из стран Скандинавии (к сожалению, не помню, какой) пришла игра, не уступающая лучшим западным образцам почти ни в чем.
Эпические странствия саркастичной студентки.
Рагнар Торнквист - сценарист независимого кино, и это чувствуется... Чувствуется по эпичности сюжета (я никак не смогу изложить в этом обзоре весь), чувствуется по тому новому, что он привнес в жанр.
А новое начинается с главной героини - впервые это не авантюристка с формами топ-модели, одетая в нижнее белье, а вовсе студентка Эйприл Райан, сбежавшая от жестокого отчима и устремившаяся в Ньюпорт, где могут научить рисовать...
И вот эта-то студентка и начинает видеть странные, невероятно реалистичные сны, с одного из которых - спасения драконьего яйца - и начинается игра...
Эйприл волнуется, собирается чуть ли не пойти к психиатру, да только встречается ей странный старик Кортес, которого все называют сумасшедшим, и предлагает встретиться на выставке детского рисунка...
Эйприл было решает все забыть - но после того, как с ее картиной начинает (днем!) происходить что-то сверхестественное, решается повидать Кортеса... Тем более что и лучшая ее подруга Эмма это сделать советует.
И что вы думаете? Кортес вместо того, чтобы что-то объяснять, начинает с Эйприл об искусстве болтать - та и решает на него плюнуть... Вот только ночью происходит нечто экстраординарное - так что Эйприл во второй раз начинает искать Кортеса.
Находит она его в кинотеатре повторного фильма, около которого ходит любящий шоколадки "Фредди, Фредди Мелон" и в котором показывают фильм Торнквиста... А найдя, совершенно неожиданно для себя оказывается в другом мире!
Это, как объясняет Эйприл встретивший ее священник, Аркадия - страна магии, наш же мир - это Хладная Земля (Stark), бывшая часть Аркадии, которую были вынуждены отколоть Тринадцать Избранных (с помощью древней расы драконов), ибо иначе миру бы пришел конец.
Вконец запутавшаяся студентка (умеющая между мирами Перемещаться - давно забытое искусство), к счастью, после ряда небольших приключений находит Брайена Уэстхауза, еще одного землянина, которого некогда (эдак в 1930-ых, а действие игры происходит в 23-ем веке) сплавил в Аркадию... Кортес.
У Уэстхауза (а вернее, у одной его вещи) есть с Кортесом связь - так что Эйприл возвращается домой, и там ей наконец раскрывается суть ее миссии.
Есть, оказывается, секта, желающая миры объединить, поместив в мистическую Башню, где тысячу лет живет Смотритель, выбираемый с одного из миров и возвращаемый домой по прошествии срока службы (бедняга!) , своего человека- у нее есть последователи как в Аркадии, так и у нас, причем у нас это одна из крупнейших корпораций (не "Майкрософт"...).
Теперь несчастная студентка должна найти определенные вещи на нашей родной Хладной Земле, определенные же - в Аркадии (части древнего оружия против Зла), при этом она должна будет постоянно рисковать и подвергать опасности как Эмму, так и своего возлюбленного Чарли.
У себя дома Эйприл ухитряется только прорваться (очень трудно оказывается) в полицейский участок и получить ряд важной информации, только чтобы пойти по следу, надо получить поддельное удостоверение личности (студентку же никуда не пустят!), ей удается найти представителя черного рынка, который согласен его изготовить... Эйприл сообщает Кортесу о своих успехах и отправляется спать. Когда же она, рассказав, почему стала такой нервной, Чарли и Эмме, засыпает, вновь оказывается в Аркадии, причем вернуться по-прежнему без чужой помощи не может...
Что ж, приходится заняться оружием! Вот только, как она вскоре узнает, оно явно не в городе, а ветер, понимаете ли, не дует - некий безумный алхимик его в плен взял... Многие, многие хотели победить злодея - теперь у его замка целая галерея со статуями!
Бедная-несчастная Эйприл понимает, что от судьбы не убежишь, и отправляется вызволять ветер... По дороге она находит себе компаньона (к сожалению, не очень хорошо прописанного, это одна из тех причин, по которой я игре не могу поставить пять с плюсом), имя которому дает Ворона-Ковбой (Crowboy) в честь героя древнего мультсериала (на самом-то деле он не ворона), а также знакомится с рядом обитателей Аркадии - как дружественных, так и враждебных.
Наконец, она разбирается с алхимиком - надо сказать, этот алхимик весьма комичен, диалоги с ним - одни из смешнейших в игре.
Эйприл наконец-то может плыть - правда, сначала еще приходится найти команду для единственного доступного корабля... Но силы Зла не дремлют, и оказывается она на дне морском - к счастью, не погибла!
Более того, студентка ухитряется подружиться с тамошними обитателями, и те ей соглашаются помочь - в обмен на небольшую (хотя на самом-то деле не такую уж и небольшую!) услугу.
Исполнив просьбу подводных жителей (для чего ей приходится побывать на недалеком острове), Эйприл возвращается в город, добившись определенных успехов - да только вновь нападает Зло, и она вынуждена переместиться домой (пока что она умеет только убегать - способности научится контролировать ближе к концу игры).
Дома тоже все не сладко, приходится убегать - к счастью, Эйприл помогает некая загадочная старушка (до этого, правда, происходит ряд печальных событий), и вот уже она вновь в Аркадии, где Зло почти победило...
Там Эйприл ухитряется завершить-таки свою миссию, и вскоре она уже готова разбираться с проблемами Хладной Земли - вот только оказывается, что помочь ей некому, Кортес-то пропал...
В итоге студентка допускает множество ошибок, даже чуть было не погибает - что ж, по крайней мере ей наконец-то становится понятно, с кем она борется и кто ей помогает...
А еще она узнает, где произойдет главная схватка Добра и Зла (подскажу - не в Аркадии и не на Хладной Земле, посередине), попасть же в это место, оказывается, можно лишь из космоса.
Эйприл регистрируется как колонистка (это еще не очень трудно), затем же добирается до входа (это потруднее), заручившись помощью одного очень особого пленника.
И, наконец, наступает время финальной схватки... Вернее, не сразу, сначала предстоит пройти через ряд мистических испытаний. После них наступает уже реальный финал - одна из трех причин, по которым на пять с плюсом сценарий этой в остальном блистательной игры не тянет...
Дело в том, что Эйприл долгое время готовили к совершенно определенной судьбе (не скажу, какой - не все же рассказывать!), здесь же неожиданно оказывается, что эта судьба уготована не ей...
Конечно, финал неплох, в нем раскрывается, кто такая загадочная старушка... Да только обидно!
Ну а третья причина - дневник Эйприл, где записана предыстория игры и куда записывается различная информация по ходу, написан частенько так, словно в двадцать третьем веке все говорят на диалекте "Бивиса и Батхеда"...
И все же эта игра - даже при этих недочетах - несомненно входит в число лучших!
Все как обычно. Почти...
Игра почти полностью построена по "лукасовским" правилам - тоже нельзя умереть, разговоры по-прежнему построены в виде диалоговых деревьев (правда, на этот раз с преобладанием вопросов), по-прежнему самое важное - манипуляции с предметами (как подобранными, так и нет), причем на этот раз достаточно логичные...
У LucasArts бывали и игры, где необходимо на определенном этапе использовать компаньона, иначе не продвинешься дальше ("Сэм и Макс", скажем) - так что здесь новое лишь то, что Ворона-Ковбой не все время с Эйприл ("Я свободная птица!"), его надо вызывать - а жаль! Жаль и то, что на Хладной Земле он появиться не может...
А вот книги в играх LucasArts читать не приходилось, а здесь это чрезвычайно важно, частенько без информации из книг дальше не продвинешься - не хочу сказать, что это ново, некоторые фирмы использовали...
Не могу не заметить, что в замке алхимика игровой стиль меняется, здесь все надо делать быстро, и логики никакой нет, приходится действовать методом тыка... К счастью, этот кусок настолько быстро кончается, что не успеваешь раздражиться.
После же несколько раз используются магические зелья, вынесенные из замка - используются как простые предметы, при этом достаточно очевидно, что когда использовать...
Наконец, есть еще удобное нововведение - если дважды нажать левую кнопку мыши, Эйприл побежит.
Классика.
Интерфейс в этой игре такой же, как в третьем "Обезьяньем Острове", разве что иконки другого вида... И здесь этот интерфейс вполне нормально смотрится - поскольку Торнквист и его команда определенно прописывали мир в расчете на него.
Красота...
Графика в этой игре поражает - она одна из лучших мной виденных.
Блистательны задники, которые кажутся фотографиями - а ведь это мрачные пейзажи города в духе "киберпанк", подобного городу из фильма "Бегущий по лезвию", и разнообразнейшие пейзажи магического мира, где есть не только средневековые город и замок, но и, скажем, подводное пространство.
Персонажи идеально вписаны в этот мир, двигаются и говорят они, как живые люди - а ведь они довольно крупны!
Анимация не отличается от остальной игры - но это и не плохо! Смотрится очень приятно...
Сара Гамильтон и все-все-все.
Музыка в этой игре не хуже, чем лучшие произведения Майкла Лэнда, и превосходно передает атмосферу - разную в разные моменты игры...
Блистательна и озвучка - пока что я могу выделить лишь четырех актеров, остальные мне не запомнились, но это не значит, что они играют плохо, хорошо играют все, просто трое - лучше.
Превосходна Сара Гамильтон (лишь ее имя я пока запомнил) - кажется, что роль Эйприл специально написана для нее, так ее голос идеально подходит к тексту... А ведь опираться-то было не на что! Именно благодаря ей появились неуверенность, сарказм, героичность, проявляемые на разных этапах игры студенткой.
Блистательно создан образ Вороны-Ковбоя - этот просто саркастичен... И как же приятно слушать его комментарии, отвлекаясь от серьезнейшей сюжетной линии!
Не менее удачно озвучен Кортес - этакий старый гуру, причем по неизвестной причине невероятно скрытный ("Тебе это еще рано знать, Эйприл!" очень удачно звучит в исполнении безымянного пока актера).
А из второстепенных персонажей не могу не отметить безумного алхимика, озвученного в духе "Монти Питона"... Причем именно "Питона", а не неудачного подражания - а актер вроде и не из Великобритании!
Заключение.
Если вы ничего не имеете против длинных эпических историй (название игры неслучайно), не пропустите это произведение! Я давно не играл в такую приятную игру...