Плезантвилль - приятный
городок (Pleasantville), 1998.
Автор: Гэри Росс.
Режиссер: Гэри Росс.
В главных ролях: Тоби Магуайр, Риз Уизерспун,
Джоан Аллен, Уильям Х. Мейси, Джефф Дэниелс.
ОЦЕНКА: 5-.
Развитие темы.
Замечание: как вы могли заметить, я немного удлинил название фильма (на лицензионных кассетах он называется просто "Плезантвилль") - дело в том, что это название неслучайно (это становится понятно из ряда реплик).
В "Шоу Трумэна" Питер Уир открыл тему "наш человек в телевизоре", и ее некоторое время эксплуатировали - кто-то более удачно, кто-то менее...
"Плезантвилль - приятный городок" - одна из удачнейших вариаций... Нет ничего удивительного в том, что удачен сценарий (который, кстати, напоминает еще и сценарий "Бесконечной истории" )- его, как-никак, написал Гэри Росс, автор такой классической фантастической комедии, как "Большой", удивительно то, что он еще и удачно поставлен ("Плезантвилль" - дебютный фильм Росса).
Странная жизнь старого сериала.
Однажды телекомпания, занимающаяся показом старых сериалов, решила устроить показ сразу нескольких подряд серий сериала 50-ых годов "Плезантвилль" - так называемый "марафон", да еще и задать знатокам вопросы - кто ответит правильно, получит миллион долларов.
Фанат сериала, застенчивый юноша Дэвид (в жизни ему не везет, к тому же учителя в школе пугают, расписывая, как ужасен современный мир), решает, что это его шанс, и собирается посмотреть все серии, а там и позвонить...
Меж тем его сестра Дженнифер (их родственные связи не совсем ясны - как она говорит, "у нас одна мать", известно - из маленьких сценок в начале и конце фильма - что мать эта разведена, можно предположить, что у нее было двое мужей, и она обеих бросила...), совершенно на него не похожая (довольно наглая, к тому же глубоко погруженная в современную культуру) приглашает к себе домой юношу (дело в том, что ее мать уезжает из города) - смотреть концерт по MTV, причем в то время, когда припасть к телевизору намеревается брат.
Оказавшись у телевизора, они начинают ссориться, вырывать друг у друга пульт дистанционного управления (мол, мне он нужен больше - нет, мне!), и в результате пульт разбивается - а без пульта телевизор не включается...
И тут откуда не возьмись появляется немолодой сотрудник фирмы "Ремонт ТВ, которому можно доверять"... Узнав, что собирался смотреть Дэвид, он, не слушая протесты Дженнифер, расспрашивает его про сериал - и, выяснив, что юноша знает и ранние, и поздние серии, дает тому особый пульт, который "позволит войти в изображение".
Как быстро выясняют брат и сестра, это совсем не шутка - хлоп, и они оказываются в Плезантвилле, превратившись в персонажей сериала - Бада и Мэри-Сью. Причем, похоже, придется им там задержаться - ремонтник отказывается перемещать их домой (мол, говорят с ним враждебно) и обещает придти попозже...
Приходится брату и сестре погрузиться в жизнь сериала, увидеть, как пожарные снимают с дерева кошку (вскоре выясняется, что это потому, что в городе не бывает пожаров), узнать, что Главная Улица - замкнутый круг, а книги внутри пусты, словом, что в городе существует лишь показанное в сериале; кроме того, Дженнифер вынуждена терпеть болтовню лучших подружек Мэри-Сью, а это, поверьте, та еще пытка.
Еще по пути в школу они встречают капитана баскетбольной команды, белозубого красавца, который обожает Мэри-Сью, в школе же Дэвид-Бад выясняет, что они попал в эпизод, где капитан дарит его сестре свой школьный значок (на свидании) - приходится уговаривать сестру подыграть, а то ведь домой не вернутся...
Дэвид не учел одного - когда его сестра идет на свидание, она собирается вовсе не держаться за руки... Сам он ее контролировать, увы, не может - Бад по вечерам работает в забегаловке у некоего мистера Джонсона, придя туда, как и положено по сценарию, Дженнифер слышит от своих подружек про Дорожку Любовников и предлагает своему спутнику поехать туда...
Кстати, в забегаловке открывается еще один аспект местной жизни - люди запрограммированы, если что-то происходит не по плану, они сбиваются; например, когда Бад-Дэвид опоздал, мистер Джонсон вел себя довольно нелепо, к счастью, его удалось убедить, что программу можно изменять, и когда юноша убежал раньше времени, надеясь перехватить сестру, у босса все получилось, о чем он с гордостью и сообщил Баду, придя к нему домой, чтобы узнать, с чего это он так умчался (во время этого же визита, кстати, впервые появляется сюжетная линия отношений матери Бада и Мэри-Сью, Бетти, с мистером Джонсоном - то, как, показывает, что Росс блистательный сценарист).
Все дальнейшие сцены связаны с сексом и его влиянием на городок (собственно, то, сколько экранного времени посвящено сексу, и вынудило меня снизить оценку фильма до пяти с минусом...). Во-первых, он, конечно же, входит в жизнь молодежи (причем так входит, что команде "Непобедимые Плезантвилльские Львы" срочно приходится менять название, что очень не нравится отцам города), что приводит к необычному эффекту - сначала некоторые окружающие предметы, а потом и люди медленно, но верно начинают окрашиваться (вообще-то сериал черно-белый) - сначала думают, что это такая болезнь, которая легко лечится, оказывается, нет, есть, однако, и во-вторых - воздействие изменений на взрослых...
Ряд изменений связан с сексом же - так, Бетти просит Мэри-Сью рассказать, что происходит на Дорожке Любовников, когда же выясняет, что, замечает "Твой папа никогда бы такого не сделал", на что "дочь" отвечает "Можно наслаждаться и без папы" - в результате Бетти узнает новое наслаждение, а в Плезантвилле появляется огонь - если бы не Бад-Дэвиду, все могло бы сгореть.
После того, как юноше вручают награду от Комитета По Торговли (один из высших органов власти города), к нему неожиданно приходит молодежь и начинает выспрашивать, откуда он знает про огонь - приходится признаться, что жил за пределами Плезантвилля; как выясняется, юные жители городка уже кое-что узнали про внешний мир, т.к. половина "Гекльберри Финна" заполнилась, когда Дженнифер изложила сюжет. Дэвид помогает заполнить другие книги, и изменения продолжаются...
Мистер Джонсон еще до эпизода с огнем сказал Баду-Дэвиду, что ему опостылело быть хозяином забегаловки, хотелось бы стать художником - теперь у него появилась такая возможность, понимает Дэвид и притаскивает ему книгу по искусству, а когда мистер Джонсон замечает, что "не видит таких цветов", обещает что-нибудь придумать.
Меж тем отцы города решают собирать оппозицию переменам, в нее хотят включить отца Бада и Мэри-Сью, , - а тот, в свою очередь, решает пришедшего покормить - тут-то случайно оказавшийся рядом Дэвид и выясняет, что Бетти стала цветной, и убирает цвет с помощью ее макияжа...
Изменения затрагивают и личную жизнь Бада - одна из девушек, предназначенная для другого персонажа, неожиданно влюбляется в него, когда он приглашает ее на свидание, представитель "Ремонта ТВ" (раньше он упорно отказывался выходить на связь) пытается уговорить Дэвида вернуться в мир - конечно же, безуспешно.
Итак, Дэвид-Бад с новой подружкой едут на Дорожку Любовников - вовсе не для секса, культурно проводить жизнь, Бетти уходит из дома, а Мэри-Сью (она же Дженнифер) решает остаться дома и позаниматься (кстати, незадолго до этого она все допрашивала брата, почему до сих пор не стала цветной - ведь сексом занималась больше, чем все девушки вместе взятые - точный ответ на этот вопрос появляется лишь в конце фильма, причем ответ философский...) - причем даже отказывается идти на свидание с одним из ухажеров...
В итоге Дэвид, как и все другие посетители Дорожки, оказывается под дождем (первый дождь в истории города) без укрытия - приходится всех успокаивать, а Бетти заходит в магазин к мистеру Джонсону (дело в том, что он содержит еще и некий "Soda shop" - уж не знаю, что там продают, возможно, содовую?), который невольно выясняет (заставив ее заплакать), что она цветная.
Хуже всех мужу Бетти - все ритуалы рухнули, ведь жены нет дома; с горя он отправляется в кегельбан, где всегда собираются самые рассудительные люди города - тамошняя компания показывает ему, что проблема гораздо масштабнее, надо искать серьезное решение...
После дождя цветными становятся очень многие (в том числе и Мэри-Сью - но не Бад)... В результате появляется реальная необходимость что-то делать, сначала решение пытаются принять на городском собрании (куда допускают лишь черно-белых), однако ничего не выходит, более того, проблемы продолжают множиться - так, Бетти, было вернувшаяся к мужу, уходит от него насовсем.
Мистер Джонсон выставляет в витрине скандальный портрет Бетти (подражание Ренессансу), и город взрывается. Начинаются погромы (так, громят магазин-мастерскую мистера Джонсона), появляются костры из книг (Мэри-Сью неожиданно для всех не дает отобрать свою), нападения на цветных (в ходе одного из них - на Бетти - Бад наконец-то становится цветным, отогнав злодеев), тут уж решение необходимо, и городское собрание принимает Кодекс, обязывающий всех жить по-старому, "приятно" - англ. "pleasant" (так, библиотеку попросту закрывают)... Кстати, примерно в это время происходит очередная перебранка Дэвида с ремонтником - юноша вынужден попросту бежать от него.
Вот только многие так жить не желают, и Дэвид-Бад организует протест - они с мистером Джонсоном рисуют картину с изображением запретного, и их сажают в тюрьму... Там Дэвид начинает работу еще до процесса (к нему приходит отец - за время разговора юноша узнает его психологию), на нем же он наконец раскрывает, что превращает человека в цветного (узнаете, посмотрев фильм), и показывает, что это действует всегда (даже фанатично преданный старому режиму судья становится цветным) - и в результате Плезантвилль становится полностью цветным и обретает связь с реальностью...
Сделав свое дело, Дэвид возвращается домой, обещая наведываться (а вот его сестра никуда идти не желает, поняв, что лишь в этом мире может раскрыть свои лучшие качества) - и демонстрирует там, что поумнел, утешая вернувшуюся мать (у нее проблемы с любовником).
Между прочим, на самом деле (это показано коротко и ясно и напоминает о "Бесконечной истории" ) ремонтник доволен превращением Плезантвилля - да и трудно быть недовольным, посмотрев на него (любопытно, что в этой финальной сцене рядом сидят трое - Бетти, ее муж и мистер Джонсон)...
Неприхотливая постановка, удачные актеры.
Сам сценарий велит разделить в этом разборе сцены фильма на сцены из жизни и из сериала, при этом должен честно заметить, что первых слишком мало, чтобы понять их стиль...
Кое-что, тем не менее, про них сказать можно - начальные сцены четко разделены по персонажам, они построены вокруг их характеров, соответственно, сцены Дэвида тихи, медленны и задумчивы, а сцены Дженнифер громки и быстры; схватка же за пульт - и вовсе классическая динамичная сцена... На характере же Дэвида основана и конечная сцена - но, так как он изменился (об этом чуть позже), она несколько быстрее, деятельнее - впрочем, все лучшие черты начальных сцен сохранены, и это отличает финал от сцен Дженнифер.
Первая сцена с ремонтником снята особо - монтаж и музыка мастерски поддерживают ожидание чудо, которое, понятно, и происходит; последующие встречи происходят в рамках телевизионного мира и полностью построены на актерской игре - за исключением последней, про которую я уже все сказал в описании сюжета...
А вот телевизионных сцен много, при этом им можно поделить на две части (плюс вводная сцена - удачная стилизация под анонс)... В первой в вялотекущее действие телесериала, этакого минимирка, где все друг друга знают, живут медленно, и звучит соответствующая медленно-торжественная музыка, врывается деятельная девушка (Дэвид поразительно легко превращается в Бада и играет по правилам, лишь изредка что-то меняя - впрочем, режиссерски это не выделено), которая резко убыстряет действие, предавая ему элементы динамизма - пока что бесцельного; впрочем, должен честно заметить, что динамизм может и радовать глаз (например, когда Бетти на деле узнает, что такое "любовь без мужа").
Цель динамизм приобретает во второй части, когда в дело вступает Дэвид, и начинаются глубинные преобразования - которые, как и положено по правилам задумчивого кинодидактизма, идут под стилизованную под классику музыку с опять замедленным действием, концентрирующимся на игре актеров (которая в начале телевизионных сцен отошла на второй план). Чуть позже, появляется (во время сцен борьбы) целеустремленность, вначале (во время погромов) даже яростность, которую так, заглядывая вглубь, не изобразишь, - однако она в основном представлена актерами (в сценах погромов присутствует яростная динамика, что позволяет великолепно представить действия толпы), режиссерский стиль отходит на задний план (разве что происходит выделение некоторых мест сценария), и музыка лишь помогает созданию настроения...
То же, кстати, происходит, и когда показываются люди, старающиеся жить по-старому (такие, как отцы города) или привыкшие жить по-новому (мистер Джонсон между открытием мира рисунка и погромами).
Блистательно выглядит один простой - но удачный - эффект... В реальности сериала появляются сначала проблески цвета, потом пятна, потом целые рисунки - выглядит контраст двух миров чрезвычайно удачно.
Все сцены фильма дополняет весьма удачная - и такая разная - музыка то ли Рэнди Ньюмана, то ли Рэнди Эдельмана, а также музыка 50-ых...
В целом стиль фильма я бы назвал "домашним" - почти без новых приемов (напротив, удачным использованием старых) создается ощущение близости с персонажами.
Почти всех актеров и актрис, сыгравших в этом фильме, я вижу впервые, поэтому не могу судить о том, насколько типичны для них исполненные роли...
Тоби Магуайр (Дэвид и Бад) сначала (в реальном мире) играет
застенчивого юношу, который насколько не в ладах
с окружающей действительностью, что спасается в сериале,
затем - в сериале - он на некоторое время перевоплощается
в заботливого и аккуратного Бада (и очень волнуется,
видя происходящее вокруг), чтобы вскоре стать лидером - сначала
против своей воли, однако постепенно ему начинает нравиться
эта роль, и он становится решительнее, а застенчивость
исчезает, и в конце концов он становится лидером -
умным, решительным, твердым - по-настоящему, и сохраняет
эти качества и в реальном мире.
Тоби Магуайра, как и Риз Уизерспун, Джоан
Аллен и Джеффа Дэниелса, я вижу впервые - поэтому
не знаю, то ли он так хорошо сыграл свою роль,
поскольку она для него привычна, то ли, напротив,
это блистательная актерская работа.
Риз Уизерспун (Дженнифер и Мэри-Сью) играет - как
в реальном мире, так поначалу и в телевизионном - активную,
не слишком умную, помешанную на сексе девицу (именно
девицу, не девушку), для которой нет никаких
других ценностей, однако затем она неожиданно
начинает умнеть и сложнеть (перемена
показана, в том числе, и тем, что в определенный
момент она надевает очки), и в финале становится
не менее умной, чем Дэвид.
Любопытно, что актриса смогла сделать одинаково убедительными
два разных образа - это получается вовсе не у всех...
Джоан Аллен (Бетти) играет заботливую
мать и жену (классический
персонаж из семейных сериалов) и одновременно чувственную женщину, которая
вначале зажата рамками
существующих в городке приличий, однако ближе к финалу
раскрепощается - но не так, как Дженнифер, наружу
выходят возвышенные, благородные черты, например,
любовь к искусству.
Судя по всему, Джоан Аллен - опытная актриса, неудивительно,
что образ получился настолько удачным.
Уильям Х. Мейси (Джордж, ее муж) играет, фактически,
дух Плезантвилля, в его персонажи сведены воедино
классические качества, то есть мораль 50-ых,
сам же он достаточно мало появляется на экране, и
поэтому его характер очень долго не удается познать -
да, заботливый, да, приличный, но не более того. Постепенно,
однако, проявляется твердость, потом - чувства
любви и утраты, в финальной же сценке - готовность
встретить жизнь, какой бы она ни была.
Актер очень удачно строит свой образ, совмешая
сериальные клише с некоторыми удачно изобретенными
интонациями, из-за которых его герой запоминается...
Джефф Дэниелс (мистер Джонсон) играет доброго,
интеллигентного, слегка застенчивого, влюбленного в искусство и, пожалуй,,
в Бетти (именно поэтому так странна финальная сценка) человека,
который не умеет толком справляться с ударами жизни - здесь
ему нужна помощь - зато умеет изображать ее.
Образ интеллигента, созданный актером, чрезвычайно
убедителен - что вдвойне удивительно, если он играл
в ненавидимой мной комедии "Тупой и еще тупее" одну
из главных ролей, как мне кажется
Из других следует отметить блистательного сотрудника "Ремонта ТВ" (актер Дон Ноттз), который может быть задумчивым, добрым, яростным, расстроенным - и все одинаково убедительно, человека, убеждавшего вступить в Комитет и успокаивавшего его чуть позже - видимо, это мэр (актер неизвестен - такого персонажа нет в списке), однако я не могу быть точно уверен, т.к. имя многих персонажей второго плана плохо запоминаются - в любом случае, он играет весьма убедительно, мать Дэвида и Дженнифер (актриса Джейн Кашмарек), подружку Бада-Дэвида, Маргарет (актриса Марли Шелтон) - умную и деловитую девушку, и его деловитого друга из реального мира (актер неизвестен, т.к. я не знаю имени персонажа).
Остальные не настолько выделяются на фоне других персонажей, чтобы мне запомниться.
P.S. Фильм посвящен памяти актера Дж. Т. Уолша, сыгравшего некоего Большого Боба - к сожалению, я не смог пока идентифицировать этого персонажа, если смогу, оценю дополнительно здесь...
Заключение.
Да, "Плезантвилль" хуже "Шоу Трумэна" - однако при этом в фильме достаточно удачного, чтобы его стоило посмотреть...