Пьеса: Марат и маркиз де Сад (Марат-Сад).
Автор: Петер Вайс (перевод - Лев Гинзбург).
Постановка: Юрий Любимов, 1997.
В главных ролях: Александр Цуркан, Валерий Золотухин, Ирина Линдт.
ОЦЕНКА: 5+
Философский мюзикл.
В жанре мюзикла можно поставить много разных пьес (в Театре на Юго-Западе , например, Шекспира поставили), и режиссеры регулярно расширяют рамки жанра.
Расширил их и Юрий Любимов, поставив в общем-то философскую пьесу - наполнил ее музыкальными номерами (порой веселыми, порой - мрачными), некоторым количеством номеров откровенно пародийных, своим классическим динамизмом, и получилось замечательнейшее произведение...
Необычное представление.
Сюжет предельно прост - в некой психиатрической лечебнице решили создать театр, где будут играть больные... Пребывающий там маркиз де Сад (совершенно непонятно - не то больной, не то от кого-то скрывающийся) написал пьесу о Французской Революции (а дело происходит во времена Наполеона), конкретно - об убийстве Жан-Поля Марата. Вот о том-то, как развивались события при первом показе этой пьесы, и рассказывает в своей пьесе Вайс.
Сюжета почти нет и у "пьесы в пьесе" - Марат все время пребывает в ванне и пишет там опуса типа "Революция в опасности", его убийца Шарлотта Корде изучает Париж (мрачноватое получается зрелище), затем же приходит к Марату, общается с "мудрецом" Дюпле (по всей видимости, роялистом) - причем режиссер представил это общение в виде эротической сцены, затем же убивает революционера (правда, до этого происходит небольшое отступление - вообще-то, видимо, в пьесе опять эротическое,но Любимов от этого отказался - хватило вышеописанного - и представил пародию на советские митинги).
В общем, спектакль распадается на ряд номеров, в которых либо через восприятие одного из персонажей "пьесы в пьесе", либо через диалог Марата (а играющий его актер-психопат, по Любимову, полностью слился со своим персонажем) и де Сада, либо через монолог де Сада...
Разрозненные номера я здесь описать никак не могу, однако могу сказать общую философскую направленность - автор, выражающий свои мысли через де Сада, показывает порочность революций, творимых толпой; к этому добавлен исторический материал - показана мрачная жизнь французского народа после революции, а также то, что ничего этот народ толком не получил. Марат, естественно, пытается доказать, что при монархии жилось еще хуже, на что де Сад отвечает, что революционеры совершенно не понимают, что есть человек и какое у него в месте в природе - и старается это показать.
Режиссер добавил к этому пародийные элементы - причем как пародии на эстраду, так и пародии на, скажем, фильмы-мемуары (экскурс в детство Марата).
Что же касается философии - в конце де Сад признает, что так и не нашел ответа на свои вопросы...
Ах да, чуть не забыл - по ходу спектакля в действие "пьесы в пьесе" часто вынужден вмешиваться наблюдающий за ней директор больницы (когда сумасшедшие начинают буянить).
Причудливый гибрид.
В этом спектакле удивительно удачно соединились музыкальные номера (на сцене присутствует небольшой оркестр), постоянное лазанье по решеткам, являющимся основной декорацией (часть действия происходит вообще под потолком) и совершенно не подходящий к обстановке авторский текст...
Наверное, все дело в том, что когда такой текст представлен в несерьезной форме, воспринимать его гораздо легче.
Здесь же несерьезность присутствует постоянно - музыкальные номера частенько что-то пародируют, актеры ерничают, режиссер отсылает к каким-то событиям и высмеивает их... Впрочем, надо признать, что и автор изредка бывает несерьезен - Корде в "пьесе в пьесе" играет актриса, которая постоянно засыпает.
При этом удивительно хорошо сочетаются музыка и связанная с решетками динамика - в шекспировских "Хрониках" все было совсем не так, при такой же обстановке, действительно, почему бы и не полезть психу на решетку; при этом на музыку положены и превосходно звучащие философские слова (а такое время от времени встречается - и тогда спектакль теряет всю веселую атмосферу).
В итоге, конечно, порой больше привлекает форма, чем слова - но, с другой стороны, все нужные слова четко выделены, а ненужную жестокость можно и пропустить (а то и вовсе заменить каким-нибудь невинным номером - как необычно представленное убийство Марата).
Главное - не актеры.
Да-да, ясно видно, что главное в этом спектакле - режиссура, как это часто бывает в динамических спектаклях... И все же несколько образов запоминаются (причем, что характерно, трое из пяти играют главные роли).
Во первых, это Валерий Золотухин, играющий де Сада... Он создал совершенно блистательный образ единственного в этом сумасшедшем доме думающего человека. Да-да - ибо почти вся его роль (за исключением одного комедийного кусочка в конце) является набором философских высказываний, которые он ухитряется и проговорить, и пропеть (иногда нужно и такое)... Думы его привели к тому, что человеком он стал достаточно мрачным - и это, опять же, Золотухин передает превосходно, выдавая текст с совершенно определенными интонациями.
Полная противоположность - Марат (его играет Александр Цуркан). Этот, напротив, деятелен, резок, не хочет и думать о философии, а хочет думать только о своем, о родном - то бишь о срочных переменах к лучшему; на все же перемены к худшему он видит один-единственный ответ - гильотину...
За роль Шарлотты Корде актриса Ирина Линдт недавно получила молодежную премию "Триумф", и есть за что - ведб она смогла передать несколько совершенно разных образов ( а ее героиня несомненно меняется по ходу спектакля) - бывает и решительной, и чувственной, и мрачной...
Запомнился мне еще и Феликс Антипов, играющий директора больницы - причем я толком не могу сказать, почему... Наверное, потому, что сыграл человека, совершенно непохожего на персонажей как из "Медеи" , так и из "Хроник". Там были люди простые, а здесь, наоборот, благовоспитанный и благообразный... Когда не поет, конечно, - тогда получается, скорее, пародия на этот образ.
И, наконец, мне запомнился актер, открывавший спектакль и объясняющий, что творится - В слав Маленко... Честно скажу - запомнился он потому, что был неуловимо похож на Максима Шахета из Театра на Юго-Западе ; сейчас, когда со спектакля уже прошло некоторое количество времени, я могу предположить, что похож он был из-за того, что роль была из тех, которые Шахета время от времени играет (такой слегка расхлябанный комедиант), и сыграть ее по-другому просто трудно, особенно в таком (совпадающем у двоих) возрасте...
Остальные же - таков уж спектакль - хотя играют хорошо, не запоминаются, это просто очень талантливая массовка.
Заключение.
Это один из лучших спектаклей, поставленных Любимовым в последнее время - посмотреть его надо обязательно!