Гилберт Гудмейт и гриб Фунгории (Gilbert Goodmate
and the mushroom of Phungoria), FastTrak/Prelusion, 2001.
Авторы и разработчики: Даниель Нильссон, Лорн
Лариберт (автор диалогов), Майк Хильтунен, Давид Энгдаль,
Джоэль Игберг, Пер Хеммингссон,
Матс Ор, Патрик Броддессон.
ОЦЕНКИ: 5-(сценарий), 5(игровой
процесс).
Вперед, в прошлое.
Замечание: данный обзор основан не на русской версии игры, а на англоязычной (выпущенной в Британии), которую мне с большим трудом удалось получить.
Казалось бы, время двухмерных юмористических приключений ушло в прошлое - во всяком случае, многие разработчики уверяли любителей жанра, что пора переключаться на 3D (часто добавляя "и смириться с элементами action")...
Оказывается, это не так, небольшая шведская компания доказала, что еще можно создать и выпустить игру двухмерную, внешне здорово напоминающую "Проклятье Обезьяньего Острова" и построенную на тех же игровых принципах, да и не только выпустить, сделать так, чтобы она распродавалась.
А дело-то в том, что - как я всегда и говорил - главное, конечно, не графика, не интерфейс, не стиль игрового процесса, главное - хороший, оригинальный сценарий, который в "Гилберте" несомненно присутствует (поверьте, игра гораздо оригинальнее, чем кажется на первый взгляд, ведь оригинальны все герои - включая, представьте себе, и главного - несмотря на имя, напоминающее о Гайбраше)...
Спасти мир - не так уж просто...
Некогда, давным давно, страной Фунгорией (один из часто встречающихся в игре каламбуров, обыгрывающих созвучие полунаучного названия гриба - "fungus" и слова "веселье" - "fun"; одним словом, Веселая Грибная Страна) правил зловещий злой маг Карн, желающий захватить весь мир. Многие герои пытались убить его, но никто не возвращался живым - и решено было послать юнца Марвина... Придя к Карну, понял Марвин, что не сможет победить магию его, и приготовился он к смерти - но пал взор его на гигантский гриб, росший неподалеку, и ударил герой мага, и пал тот замертво.
Вернулся Марвин домой, и восхвалили граждане победу его, но почитать решили гриб, не нашедшего его, и устроить решено было ежегодный фестиваль в честь гриба сего, помещенного на городскую площадь, и выбирать человека, чтобы заботился о нем между фестивалями...
Много лет спустя на эту должность был избран дед главного героя, Абрахам Гудмейт (фамилия примерно означает "хороший приятель), и вот однажды некто в маске ударил его по голове и забрал гриб (Гилберт случайно увидел это в телескоп), после чего Абрахама арестовали за халатность.
Это все была неинтерактивная присказка, теперь разговор пойдет про саму игру, состоящую из ряда связанных задач...
Сидя в домике деда, расположенном на холме над городом, Гилберт ничего сделать не может, необходимо спуститься в Фунгорию, - вот только собранный Абрахамом "лифт" из кусков дерева и веревок, и придется обшарить все окрестности, решая довольно простые загадки (время нелогичных наступит чуть позже - не отпугивать же игрока сразу!), знакомясь со стилем игры - только так можно лифт починить.
Прибыв в город, молодой человек встречает свою возлюбленную, волевую умницу и красавицу принцессу Мишель, которая сообщает, что король приказал вечером казнить старого Гудмейта (он, в отличие от дочери, слабоволен, а двор давил...), чтобы спасти деда, Гилберт должен преобразиться в короля, для чего его необходим ряд предметов...
Задача поставлена, пришло время изучать город и окрестности, знакомиться с жителями... Жители самые разные - есть сумасшедшие (члены т. н. ФДА - "Фунгорийской Добровольческой Армии" - считающие, что на город вот-вот нападут викинги, мир с которыми подписан полвека назад ("они все пятьдесят лет готовятся!") и считающие своим командиром "великого тактика Носка" - вы не думайте, что это прозвище...), есть нервные (юнец Арвер, который постоянно боится, что болеет всеми болезнями сразу), есть необычные (рассеянный изобретатель Элтон, уже - действие происходит в лучшем случае в прошлом веке, а то и раньше - создавший пылесос, робота и машину времени и предсказательница мадам Зиз, которая ничего не может без своего хрустального шара), а есть кажущиеся обычными, но на самом деле странноватые (например, фермер, который помешан на кукурузе и обожает свою свинью Лулабелль, выигравшую множество соревнований - весьма любопытна история его семьи; да и его сын, помогающий в решении одной загадки, похоже, станет истинным сыном своего отца).
Кроме того, происходит знакомство со странноватым шерифом, Антонио де ла Тоннере дель Диосом, который плохо относится как к Гудмейту-младшему, так и к его деду...
Покончив со сбором предметов, Гилберт переодевается и спасает деда (впрочем, казнь отложена лишь на неделю - за это время молодой человек должен разыскать гриб) - к неудовольствию шерифа; неожиданную весть приносит принцесса - оказывается, дель Диос стоял за похищением гриба (раскрываю, так как это не такой уж и неожиданный ход) - зачем он ему нужен, пока непонятно.
Шериф зачем-то уплыл из города, Гилберт хочет отправиться в погоню, вот только у него нет денег, чтобы нанять корабль - впрочем, хозяин Судостроительной Компании Гаррисон Давенпорт готов одолжить один в обмен на хрустальный шар (который ему будто бы нужен, чтобы обыгрывать жуликоватых противников в покер).
Я уже говорил, что хрустальный шар чрезвычайно важен для мадам Зиз - хорошо хоть она сообщает, что купила его в "Магазине В Пещере Ларри" (кстати, очень советую во время визита поговорить с "ленивым джинном", живущим у предсказательницы - позже вам еще придется иметь с ним дело, однако начать стоит здесь)...
Путь к магазину преграждает мост, на котором стоит никого не пропускающий стражник (заступивший на пост лишь недавно - после похищения гриба), к счастью, у него есть одна слабость (влюблен), и его можно убрать с дороги, хитро воспользовавшись ей.
С Ларри (у которого замечательная фамилия Lachrymose, т. е. "рыдающий") договориться оказывается очень непросто (он принимает всех покупателей за засланных конкурентами шпионов), но все же возможно - вот только в результате продавец требует таких денег, каких нет ни у Гилберта, ни у его знакомых...
Побродив по городу и окрестностям, молодой человек случайно натыкается (в портовой таверне) на двух викингов, с которыми он пока не говорил - один из них в очередной раз пытается стать настоящим мужчиной (для этого необходимо убить страшного зверя), второй, считающий его слабаком, вынужденно потащился с ним... Первый сообщает Гилберту про тайное убежище в лесах (в него так истово верили члены ФДА, что остальные стали считать его их фантазией), где хранится множество злата - мол, чего бояться, ты туда все равно не войдешь, ведь его охраняет великий воин Эрик Храбрый.
Эрик оказывается не таким уж и страшным, он готов смягчиться, если ему принесут веревку (а то иначе он слишком медленно спускается), не найдя ничего более подходящего, Гилберт связывает ее из лифчиков, которые ему дает местная распространительница слухов, трещотка Луиза (ее приходится обмануть - не просто так дает, чтобы доставил по адресу) - и вот вход свободен (не потому, что Эрик пустил - право, эту сцену надо видеть...) - и тут выясняется, что дверь заперта, нужен ключ (еще раньше Гудмейт узнал, что тот - у труса-викинга Снорри)...
Снорри не отдает ключ, даже когда Гилберт решает следующую задачку - достает ему обувь из шкуры "страшного зверя" (вообще-то из шкуры кролика, но молодой человек выдумывает забавную историю про зловещего Розового Зайца, которая получит неожиданное развитие в финале), которую член ФДА, продавец обуви Саул дает лишь в обмен на "подружку для Носка", более того, ключ и не будет доступен - зато теперь можно легко сделать слепок.
У дома Гудмейтов есть улей, с некоторым трудом Гилберт достает из него воск (а заодно - на всякий случай - мед), делает слепок и отправляется к философичному кузнецу Вандерстину (который произносит одну из важнейший фраз в игре - "Надо было восхищаться умом Марвина, не найденным им грибом") - тот готов помочь, но только если Гилберт достанет ему пса (еще одна задачка).
У недолюбливаемого Луизой тихого слепца Сэма (кстати, прощается он так - "Услышимся, Гилберт!") есть пес-поводырь, увы, придется его забрать. Сделать это, конечно, не так просто, однако после некоторых ухищрений все получается (даже Луиза Гилберта ругает...) - вскоре Гудмейт получает ключ, затем золото - и тут происходит неприятнейшая для молодого человека сцена, в ходе которой продавец разбивает все свои шары (придется искать где-то еще)...
И тут выясняется, что мадам Зиз покинула свой дом - увы, джинн (тот, который ленивый - да еще и мало что умеющий, как выясняется) не может позволить взять шар - зато он невольно подсказывает, что тот перестанет работать через десять лет.
Помните, Элтон изобрел машину времени? Увы, пользоваться ей он запрещает - впрочем, соглашается произвести демонстрацию (давно хотел посмотреть на крещение принцессы, происходившее за двадцать лет до начала игры). Тут же возникает новая задачка - в неподходящий момент ломается нужный изобретателю робот, надо его починить, для этого необходимо убрать с дороги Саула; к счастью, имитировать атаку викингов оказывается легко, эксперимент продолжается - и неожиданно машина времени ломается, из нее вылетает важная пружина...
Вандерстин ее починить не может, советует заменить, Гилберт даже знает, чем (дома есть одни ненавистные часы), вот только для этого нужен молот кузнеца, который тот ни за что не отдаст - придется убирать с дороги (одна из самых нелогичных задачек в игре).
Оказывается, под мостом (где стоял стражник) живет фанат чая сэр Липтон (один из колоритнейших персонажей в игре - британские манеры смешнейше спародированы), который частенько просит кузнеца починить прохудившуюся крышу. Кстати, он давно хочет попробовать привезенный из одной из своих экспедиций (некогда он был офицером в армии Ее Величества Елизаветы, после смерти королевы вышел в отставку - не нравился новый король - и вскоре перебрался в Фунгорию, где существовал Клуб Любителей Чая) "безымянный чай", который так крепок, что нужны особые приготовления (необходимы фильтр и усластитель)- так вот, чтобы достать молот, надо помочь англичанину (что далеко не очевидно)...
А для этого следует развить очередной подсюжет - с неким доктором по фамилии Fraud (звучит похоже на "Фрейд", а означает "обман" - так что хорошим русским вариантом, как мне кажется, будет "Жулль"), который продает "чудо-лекарство" - чтобы устроить очередную продажу, доктору необходим силач (или кто-то, кажущийся сильным). Гилберт может обеспечить второе - правда, догадаться, как, не слишком легко, я бы без описания не справился (первый компонент найти легко, если вы внимательно слушали разговоры, а вот второй подбирается лишь "методом тыка"), и в итоге Арвер отдает Гудмейту одну из необходимых Липтону вещей.
Вторая у него уже есть, но оказывается, что нужна и третья, опять же подбираемая "методом тыка"; подскажу - чтобы ее получить, надо поговорить со стоящим в порту агентом ФБР (Фунгорийского Бюро Расследований), которого почему-то назвали Армандом Хаммером (знающим историю это имя знакомо)...
Покончив с Липтоном, Гилберт избавляется и от кузнеца - а значит, пружину получить оказывается легко, и вскоре молодой человек прибывает в будущее.
Мадам Зиз по-прежнему не желает отдавать шар, так что приходится прибегнуть к крайним мерам - у назойливого торговца Барри на прилавке стоит напиток щедрости, правда, продать его он готов лишь после подписания контракта (вообще вторая часть бьет все рекорды по количеству связанных с основным сюжетом подзадачек), что ж, это можно обеспечить, посетив дом шерифа (его можно посетить в любой момент после отбытия того - но лучше после визита к Ларри), где, помимо всего прочего, Гилберт находит дневник древней экспедиции, хоронившей Карна (после его прочтения вам наконец станет понятно, чего добивается шериф...) - его непременно необходимо взять с собой, он еще пригодится. Получив напиток (после забавной сценки, показывающей истинную силу напитка щедрости), Гудмейт достает хрустальный шар, отдав его, берет себе корабль (впрочем, это громко сказано) - и вот он уже на острове...
Остров довольно мал - два экрана да пещера, на первом экране сидит деловитый старик, подозрительно напоминающий Элтона (не случайно), на втором "пираты" (еще недавно бывшие служащими) в очках ищут сокровища; даже не читавшему дневник понятно, что необходимо идти в пещеру, вот только вход закрыт, что необходимо копать, догадаться непросто, зато после этой догадки легко понятно, где взять лопату (у "пиратов" - просто так, конечно, не дают, надо хитрить...) - заодно можно украсть и ряд других предметов.
В пещере темно, к счастью, джинн некогда сделал Гилберту подарок (если вы достаточно долго с ним говорили - иначе я вам помочь не могу), правда, сам по себе он ничего не стоит, да и "заряженный" (как это сделать, опять же можно понять лишь "методом тыка") годен лишь на 3 минуты, а за это количество времени переставить неправильно расставленные куски и получить гриб (первая из двух загадок, преграждающих путь к шерифу) невозможно - что ж, не сдавайтесь, пытайтесь (подаренный светильник можно и перезаряжать)!
Решив первую задачку, Гудмейт решает вторую, логическую - для начала, правда, приходится решить обычную, приключенческую (решается достаточно быстро - вариантов-то мало), встречается с шерифом и разрушает его зловещие планы - злодей сообщает, что у него был запасной план, и отправляется похищать принцессу, молодой человек хочет было плыть за ним, да только лодка потонула - приходится помогать похожему на Элтона старику, который строит хитрый плот...
Достроив плот, двое уплывают с острова - после некоторых злоключений они расстаются, и вскоре Гилберт оказывается в плену у викингов, а там и в их яме для рабов.
В этой яме сидят старый знакомец Арвер (чудо-лекарство не помогло, решив попробовать морской воздух - оказался в плену; кстати, в море болел...) и индейский вождь по имени Наступая На Ноги, потомок инопланетян (это не сразу понятно, однако, если поговорить с ним, все становится ясно) которого привел в море (где он, опять же, попал в плен) его дух-муравей Херальдо...
В ближайшее время должен начаться работорговый рынок, пока же Гилберт свободен, может изучать деревню (кстати, заставить рынок начаться очень трудно - действие, после которого звучит зовущий на рынок рог, запрятано очень глубоко).
В деревне можно поговорить с очень малым количеством людей, в настоящий момент полезно поговорить с "женственным викингом", называющим себя Хельгой Сонодоттир, и красящим корабль ("Титаник" - в честь Титании, жены древнего героя) художником, необходимо же выполнить ряд совершенно нелогичных действий (которые можно подобрать, подбирая все, что можно, и используя на окружающих предметах) - после чего Гилберт станет готовиться к выходу на сцену рынка (который организовн как конкурс красоты)...
Еще раньше - из разговоров - становится ясно, что викингам нужно, с помощью нехитрых манипуляций с предметами их можно обмануть, притвориться хуже, чем на самом деле - чтобы в результате стать жертвой, которую на следующий день сбросят со скалы во славу древних богов.
Быстро выясняется, что спасти молодого человека могут лишь искусственные крылья (почему, узнаете), чтобы их собрать, надо собрать побольше перьев, а также найти, на что их крепить (чем, искать не надо - предмет у Гилберта в кармане с самого начала игры)...
Первая задачка сводится к сбору перьев - часть валяется на земле (надо просто придумать, как взять), часть дана Гилберту раньше, наконец, некоторые придется добывать, для чего придется разбираться с единственнным подсюжетом (увы, эта часть игры вообще мала) - надо помочь Хельге выглядеть поженственней, убрать волосы с ног - с первой разобраться легко, далеко ходить не надо, а вот для работы над второй необходимо проникнуть в закрытый банкетный зал (т.е. решить ряд загадок), а затем поработать там (еще небольшое количество логичных загадок).
Лишь после работы с "Хельгой" Гудмейт может вытерпеть зловещую Перьевую Пытку (необходим принадлежащий "женственному викингу" предмет) - зато после этого можно искать опору для перьев; к счастью, ее легко подобрать методом исключения, правда, не так легко взять - впрочем, если немного подумать, все получится...
Улетев от викингов (судьба индейца и Арвера - их так же не продали и решили принести в жертву - не менее интересна), Гилберт оказывается у зловещего домика шерифа (совершенно случайно, между прочим), который как раз расписывает Мишель, как он уберет ее с дороги (есть жених) и взойдет на трон, избавившись от ее отца... Гудмейт твердо решает биться, увы, это оказывается не так просто - он побеждает лишь с помощью предмета, еще более странного, чем гриб (подскажу - это очень любят зайцы), который загадочным образом поканчивает с шерифом, а позже исчезает с площади.
Итак, приключения кончаются, и все готовятся жить долго и счастливо, но тут - одна из причин, по которым я поставил игре пять с минусом - оказывается, что история еще не кончена, Фунгории угрожает злодей гораздо более древний, чем дель Диос...
Сценарий блистателен, как диалоги, так и другой текст оригинальны, об "Обезьяньем острове" не напоминают, видно, что герои совсем другие, отличается стиль юмора (в большинстве случаев более человечного - лишь несколько раз встречается неприятно-жестокий), да и мир (странное сочетание разных времен) - тоже; единственный минус (вторая причина понижения оценки) - некоторое количество неуместного "грязного юмора" (к примеру, один раз его применяет Наступая На Ноги).
P.S. Я упомянул не всех персонажей, есть небольшое количество неважных для сюжета, но придающих дополнительный колорит (все они находятся в городе - это назойливый газетчик Олливер, своеобразно пересказывающий происходящие события, рассказывающий всякие морские байки старый рыбак, знакомый Гилберту с детства, ворчливый телефонный оператор Серджо - телефон, видимо, изобрел Элтон, а также сидящий в тюрьме Абрахам, поговорить с которым всегда чрезвычайно приятно)...
Не сломано, не чините.
В игровой процесс создатели "Гилберта" не внесли вообще ничего нового - и как же это приятно на фоне нынешних аркадных новшеств!
По-прежнему необходимо собирать все предметы, которые собираются, использовать их друг на друге и/или на окружающем мире (в том числе и на людях), много говорить (при этом диалоги не кажутся затянутыми благодаря блистательному тексту), если же предмет не берется, попробовать использовать его так (в ряде случаев это получится); единственное, что следует дополнительно упомянуть - некоторое действия можно выполнить раньше времени, что слегка изменит сюжет, но не изменит его основное направление (так, Вандерстин может уйти раньше, чем я написал - что ж, он вернется, когда вы разберетесь с часами).
Единственное, что выпадает из этого процесса, это две загадки с острова, из которых утомляет лишь первая (что ж, если верить сценарию, она намеренно была сделана такой), вторая же решается легко, поскольку - хотя она и логическая - решается с помощью знакомых приключенческих методов...
Как и в "Обезьяньем острове", многие загадки совершенно нелогичны, и поэтому я не могу поставить игровому процессу пять с плюсом.
Знакомый интерфейс.
И вновь, как в "Длиннейшем путешествии", скандинавы использовали интерфейс из "Проклятья Обезьяньего Острова" - на этот раз даже цвета оставлена практически без изменений, как и картинки, соответствующие действиям, зато функции слегка изменены - при выборе рта не обязательно выдается глагол "Поговорить", а при выборе руки - "Использовать" (порой - более экзотические глаголы, напоминающие о поздних играх Legend), вот насчет глаз не помню, возможно, и там бывает выбор, что же касается меню, вызываемого по F1, в нем изменен, напротив, вид, не функции...
Стиль тот же, картинки - другие.
Стиль графики - тот же, что и в поздних "Обезьяньих островах" - она ярка, красочна, напоминает хороший мультфильм... Однако мир здорово отличается от воспеваемого LucasArts (несмотря на существующие постмодернисткие отсылки), и его необходимо адекватно изобразить - что ж, это художникам вполне удалось, похожих друг на друга мест нет, цвета всюду немного различаются, несмотря на общий стиль (скажем, могила Карна светла - но впечатление создается), причем напоминающий о чужих играх картин нет вообще (а вот о, скажем, мультфильмах есть - опять же постмодернизм).
Что же касается анимации (как внутри игры, так и в неинтерактивных сценах = по-моему, она не различается), то она приятна, глаз не режет, а, напротив, радует - конечно, это не диснеевский мультфильм, но не сильно хуже...
Музыка и озвучка, усиливающие отличие.
Музыку к игре написал один из разработчиков, Давид Энгдаль, и с работой он справился - музыка радует слух, к местам вполне подходит, конечно, до лучших произведений Лэнда она пока не дотягивает (мне запомнилась лишь пара мелодий), но совсем немного.
Озвучка (напомню, речь идет об англоязычной версии!) окончательно уводит эту игру от LucasArts...
Индиана Риэй (Гилберт Гудмейт) является гораздо более взрослым,
чем Гайбраш Фрипвуд, более хитрым, а также гораздо более циничным, впрочем,
пока сильны в нем и юношеские черты - любопытство, порой преувеличенные
чувства, естественно, сексуальная озабоченность - просто они удачно
сбалансированы проросшими взрослыми, а кроме того, голосом - у Доминико
Армато был писклявый, у этого актера - гораздо более басовитый.
Актер сделал главного героя полностью оригинальным, о LucasArts
напоминает разве что имя актера.
Джессика Рэйд (принцесса Мишель), как и положено по сюжету, является
сильной, волевой личностью, регулярно подталкивающей Гилберта и не
желающей сдаваться его врагам; единственное, что не находит объяснения -
почему она-то хочет свергнуть отца (в финале об этом говорится прямым текстом).
Жаль, что принцесса появляется довольно редко - иначе могла бы стать
одним из лучших персонажей в игре...
Монтэ Рэйд (шериф) старательно делает своего персонажа эксцентричным,
намеренно делая интонации гротескно усиленными, а в конце и вовсе переходя
от полной рассудительности к полному же безумию.
К сожалению, и шерифа играющий видит не часто - хотелось бы, чтобы этого
персонажа было больше!
Из второстепенных персонажей мне запомнились: чрезвычайно убедительный нытик Арвер (актер Алан Мэнсон), классический "сумасшедший ученый" Элтон (он же), манерный сэр Липтон (актер Роджер Бретт), возвышенно-эзотеричная мадам Зиз (актриса Джессика Фьялбрандт - кстати, она же озвучила и низменную Луизу), писклявый газетчик Олливер (актер Монте Рэйд - да-да, озвучивший шерифа!), философ-кузнец Вандерстин с его не то ирландскими, не то шотландскими - если судить по голосу - корнями (актер Алан Мэнсон) и говорящий похоже на нашего Президента викинг-художник - видимо, это Руперт Красный (актер Тим Эрл).
Это все, кого я смог выделить с первого раза (если я все же смогу переиграть в игру, скорее всего, добавятся другие имена) - при этом хочу заметить, что мне понравились все персонажи, и я уважительно отношусь к тем актерам, которые создали несколько совершенно отличных друг от друга образов...
Заключение.
"Гилберт Гудмейт" - одна из приятнейших игр последнего времени... Да, многое в ней напоминает о цикле "Обезьяний остров", однако есть достаточно нового, чтобы играть было не скучно, а радостно.