02 июня - "Солярис" Содерберга.

Солярис (Solaris), 2002.
Авторы: Станислав Лем (роман), Cтивен Содерберг (сценарий).
Режиссер: Стивен Содерберг.
В главных ролях: Джордж Клуни, Наташа МакЭлхоун, Джереми Дэвис, Виола Дэйвис, Ульрих Тукур.
ОЦЕНКА: 5-.

Что это: конечно, не Тарковский - даже сейчас, основываясь лишь на давних детских воспоминаниях, могу об этом судить (а когда в первый раз посмотрю фильм во взрослом состоянии - и подавно), не Лем (слишком уж мало отпущено времени); но все же это интересно поставленный и сыгранный неглупый фильм - что тоже немало.

Cюжет : старый знакомый, Гибарян, в электронном послании просит психоаналитика Криса Кельвина прилететь на базу у планеты Солярис - только Крис может разобраться в происходящем там, считает Гибарян; прилетев, Кельвин находит труп покончившего с собой Гибаряна - и вскоре узнает, что довело того до самоубийства. Двое других жителей станции - техник Сноу и доктор Гордон - говорят о загадках, с которыми неминуемо придется столкнуться прилетевшему, когда перед ним появляется давно погибшая жена Рея, он понимает, что они имели в виду; он лишь не знает - это только начало, впереди необходимость сделать тяжелый выбор...

Постановка : необычная для Голливуда - Стивена Содерберга интересуют не действие и красивые фоны, а эмоции, их он и исследует, составляя фильм из множества спокойных, подробных сцен из жизни на Солярисе и жизни на Земле (вторые - воспоминания Криса и Реи - перемежают первые), причем соединены они медленным монтажом; лишь изредка сценарий (написанный самим Содербергом) требует действия, не позволяет спокойного "бытописательства" - с такими сценами сценарист/режиссер расправляется побыстрее, чтобы вернуться к медленному течению фильма.

Музыка : Клифф Мартинес написал медленные, тягучие электронные мелодии; я бы сказал, что это - самое близкое к Тарковскому (не к "Солярису" Тарковского, вообще к Тарковскому) в этом фильме - но при этом и на ритм фильма Содерберга они ложатся.

Актерские работы : несомненно, актеры - удача фильма (если не сравнивать их с актерами Тарковского, рассматривать независимо); Джордж Клуни (Крис Кельвин) сыграл романтического героя с эмоциями, скорее подходящими для Средневековья, чем для будущего (как ни странно, это не раздражает) - и этот образ вполне "подошел" к сценарию; Наташа МакЭлхоун (Рея), героиня которой, казалось бы, должна быть волнительной (этого требует сценарий), сыграла женщину внешне достаточно спокойную (на крик она срывается лишь один раз за весь фильм) - в такую задумчиво-романтичную девушку легко мог влюбиться герой Клуни, не зная, что лежит под поверхностью ( что под ней лежит, можно понять, повнимательнее прислушавшись к манере речи ее героини); а вот Виола Дэйвис (доктор Гордон) сыграла, напротив, женщину, волнительность которой видна сразу - она доведена до отчаяния, поначалу не понимает, как спасаться, что делать, когда же находит "соломинку", хватается за нее и не отпускает, не теряет решимости несмотря на протесты героя Клуни; от двух других героев запоминается с первого раза меньше - от сыгранного Джереми Дэвисом Сноу прежде всего необычная манера речи, построения фраз, еще, пожалуй, общее поведение, взятое, как мне кажется, от профессиональных программистов; от сыгранного же Ульрихом Тукуром Гибаряна, который на экране почти не появляется, только общие ощущения от сцен - то, что в одной он спокоен, в другой взволнован, в третьей, одной из сцен "из жизни на Земле", простоват.

В целом: да, это не Тарковский - но это один из самых необычных американских фильмов, которые я видел в последнее время; если бы не сценарий, заслуживал бы оценку "пять", так же дотягивает лишь до "пяти с минусом".

05 июня - "Солярис" Тарковского.

Солярис, 1972.
Авторы: Станислав Лем (роман), Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский (сценарий).
Режиссер: Андрей Тарковский.
В главных ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий.
ОЦЕНКА: 5+.

Что это: известная, классическая киноверсия романа Станислава Лема, которую сам автор, кстати, не принял, и понятно, почему - его идеи и мысли здесь "задавил" фирменный стиль режиссера.

Cюжет : значительных отличий от фильма Содерберга нет (разве что на станции здесь живут не Сноу и доктор Гордон, а философичный доктор Снаут и фанатик-ученый Сарториус, а бывшую жену Криса Кельвина зовут Хари), однако все то, что в сценарии-"выжимке" Содерберга лишь намечено пунктиром, здесь раскрывается подробно (порой, как мне кажется, даже чересчур подробно)...
Так, с самого начала минут тридцать занимает т. н. "земной пролог", в котором довольно много времени занимает рассказ одного из первых исследователей Соляриса, пилота Бертона, о его загадках; в сценах же "на станции" действие регулярно прерывается философскими разговорами (философия в них, впрочем, скорее "от Тарковского", чем от Лема) и кинокадрами, объясняющими происходящее.

Постановка : главное в этом фильме, как мне кажется, его неспешность, подробное "прорисовывание" сцен, причем это относится и к задним планам, и к расстановке героев, и к их поведению и разговорам, и даже к фантастическим пейзажам, которые время от времени показываются (впрочем, мало - в основном о них говорят; а вот Содерберг, как было верно замечено в одном обзоре, вообще вывел лемовский Океан "за скобки"); еще важно регулярное использование метафор, которые невозможно понять, не будучи "в контексте" (так, в необычном финале фильма обнимающиеся отец и сын взяты с картины Рембрандта "Возвращение блудного сына"); впрочем - как я уже писал в "Первом взгляде номер 3" - когда постановщик истинный Мастер, вовсе не все видишь с первого раза.

Музыка : почти не слышна, в нескольких местах помогает воспринять события хорал Баха, кое-где (но совсем уж "на заднем плане") звучат электронные мелодии Эдуарда Артемьева - и все.

Актерские работы : прежде всего, конечно, запоминаются дольше всех находящиеся на экране обитатели станции - поначалу суховатый, почти не проявляющий эмоций, постепенно становящийся все более человечным Крис Кельвин Донатаса Баниониса , волнительная - не истеричная, как и Рея у Содербега, но менее спокойная внешне, здесь волнительность, горячность чаще заметна с первого взгляда - Хари Натальи Бондарчук , поначалу насмешливый (даже чересчур - можно заметить наигранность), затем медленно-раздумчивый Снаут Юри Ярвета (уж не знаю, кто за него озвучил роль; вот за Баниониса озвучивал обычно известный как "Шурик" Александр Демьяненко), быстрый и жесткий, твердо верящий в правильность своих взглядов, наконец старающийся убедить в своей правоте других Сарториус Анатолия Солоницына ( кстати - кто-то замечал, что у Содерберга все, кроме Реи и Криса, "на заднем плане", так вот, и у Тарковского они, конечно, несколько лучше "прорисованы", но не слишком, есть лишь несколько небольших сцен, в которых они по-настоящему важны); впрочем, не менее удачны и другие, эпизодические образы - здесь прежде всего запоминается пилот Бертон, в начале фильма пытающийся донести до Криса Кельвина свое видение ситуации на Солярисе (актер Владислав Дворжецкий ) и отец Криса (не знаю, кто его сыграл) - просто приятный "жизненный" образ; впрочем, и остальные не хуже.

В целом: этот фильм Андрея Тарковского лично я воспринимаю с противоречивыми чувствами - да, сделано все как всегда блистательно, пожалуй, даже гениально, несомненно, меньше высшей оценки ставить не хочется; с другой стороны, я понимаю возмущение Станислава Лема, идеи которого "задавил" стиль Тарковского (в "Сталкере" все же сценарий хотя бы писали авторы "Пикника на обочине", и многое удалось сохранить, здесь же было совсем не так)...

Hosted by uCoz