Нерешительный Эрик (Eric the unready),
Legend Entertainment Company, 1993.
Автор и разработчик: Боб Бейтс.
ОЦЕНКИ: 5+(сценарий), 5+(игровой
процесс)
Хотите узнать, что такое "Эрик", не играя в игру? Читайте мою повесть, написанную по ней!
Да здравствует пародия!
До "Эрика" Боб Бейтс написал несколько блистательных серьезных игр (как для своей фирмы, так и для легендарного Infocom, откуда он вынес любовь к тексту). И вдруг взял и написал произведение юмористическое, да еще частенько пародийное.
И как написал! Да, сюжет порон рван, некоторые места слабо представлены - но не смеяться невозможно...
Приключения злосчастного рыцаря.
Все начинается с того, что бедного сэра Эрика отправляют вызволять превращенную в свинью фермерскую дочку (в наказание за постоянные ошибки) - что ж, приходится ему ехать на ферму, где, помучавшись, он заставляет свинью себя поцеловать (должен сразу заменить - в этой игре время от времени встречается "грязный юмор", впрочем, здесь он не раздражает). И тут происходит совершенно неожиданный поворот сюжета, который ясно показывает отношения местных к Эрику.
Возвращаясь в город, он перебрасывается парой слов с принцессой Лореалль, та даже подбрасывает его до города на своей карете... А на следующее утро вдруг пропадает! Не беда - Эрика назначают ее вызволять...
Вот только с этим не согласны другие рыцари - что ж, приходится Эрику связаться с местным волшебником Бадом (довольно сложная игра слов - сразу и "росток", что в контексте смешно, и отсылка к "приятелю", т.е. "buddy"), приходится изучать город и (помимо прочего) познакомиться с местным бардом, рассказывающим непристойные анекдоты..Наконец, рыцарь добирается до мага, и Бад убеждает всех, что Эрик - избранный (лишь он смог вытащить из камня священный Эксалибанан).
А затем он сообщает, что принцессу похитила злая Ведьма С Другой Стороны Торуса (так зовется мир) - чтобы пробраться в ее замок, надо добыть ряд древних артефактов (типа Сырой Говядины Вечности), при этом Эрик постоянно должен будет остерегаться воинов, которых послала по его следу еще одна злодейка, мечтающая получить трон после скорой смерти короля (она предсказана) - она-то и организовала похищение!
Итак, рыцарь отправляется в Не Такую Уж Великую, Но Все-Таки Подземную Империю (отсылка к Великой Подземной Империи из "Зорка", первой игры Infocom), где находится первый артефакт - и войти туда не очень просто, и успеха добиться... Целая серия связанных с сюжетом загадок!
Приключения Эрика на этом не кончаются - он переносится в окрестности Бличестерского замка (все перемещенья, кстати, Бейтсом уморительно объяснены), который напоминает французский замок из фильма "Монти Питон и Святой Грааль" - естественно, туда попасть не так просто... Причем дело не только в охранниках с извращенным чувством юмора - есть и другие защитники, пострашнее! А как от них избавитесь, сразу поймете, что надо сделать кое-что еще...
Наконец (после очередной пародии - на этот раз на телешоу), рыцарь оказывается на Св. Барчана. Там живет легендарный дракон, у которого надо взять очередной артефакт - к сожалению, так просто его не победишь, надо достать ряд вещей (для защиты); а значит, надо изучить окрестности, познакомиться с певицей Лили (намек на классический "грязный вестерн" Мела Брукса "Сверкающие седла"), попортить нескольким людям жизнь и посидеть в тюрьме... Хорошо хоть, дракона победить просто (когда поймешь, в чем секрет)!
Следующая вещь хранится на небесах - как же удачно, что Эрик оказался рядом с храмом, где приносят в жертву девственниц! Найдя способ туда проникнуть, славный рыцарь запрыгивает в зловещую статую бога Молохи прямо во время жертвоприношения - и оказывается на небесах...
Там он после ряда приключений находит книгу, где сказано, как получить искомый артефакт, вернее, как вызвать бога, который в этом поможет (по пути он знакомится с богиней красоты, а также с главным богом, который похож на американца, да и зовут его Морти)... Получив же, находит необходимые ингридиенты - и следует очередная юмористическая вставка.
А затем рыцарь оказывается на плывущем по болоту плотике "Энтерпрайз", которым правит, понятно, Кирк, а ему помогают скелет Боунс (англ. bones значит "кости") да шотландец Скотти (аналогичная игра слов). Их довольно быстро захватывает злодей (отсылка к одному из фильмов цикла "Звездный путь"), и приходится рыцарю их спасать (иначе не достать артефакт).
В этом кусочке пародия разнопланова - есть и Обезьяний Остров, и Лилипутский, и Пиратский, и Остров Чудовищ, и Остров Маллигана (отсылка к некогда популярному в США сериалу "Остров Гиллигана"); при этом у каждого из них - свой стиль юмора!
После очередной юмористической вставки Эрик переносится к Замку Ведьмы... Открыв его ворота (здесь юмор полностью основан на игре слов и похож на еще одну, более позднюю игру Infocom - "Норд и Берт"), он попадает в плен к зловещей ведьме (которая готовит свадьбу принцессы со своим знакомым - Чудищем).
Да только рыцарь не так прост! Естественно, он спасается, естественно, он выручает принцессу (необычная вариация на тему "Фантома оперы")...
Выручив же, увозит ее на утке (Пегас чересчур занят) к отцу... Следует довольно неожиданный счастливый конец.
Здесь я изложил лишь сюжет - меж тем сценарий еще лучше; каждая строка смешна, причем каждая по своему...
Почти юмористическая книга.
Загадки в "Эрике" мне представляются простыми и логичными, я всегда понимаю, когда надо что использовать, где что взять; впрочем, я привык к стилю юмористической фэнтези, а кто-то, совсем в ней не разбирающийся, догадается, как быть, лишь в паре случаев, когда Бейтс берет (без изменений) кусок из какого-либо произведения.
В некоторых случаях необходимо также с кем-то поговорить, тут-то, думаю, всякий разберется, когда пришло время; впрочем, лично я обычно не пропускаю ни одного диалога, ибо все они чрезвычайно смешны...
Есть еще ряд мест, где надо сделать что-то другое... В карточной игре (в Подземной Империи) надо выбрать карту из колоды по определенному правилу (довольно логично), на телешоу в Бличестерском замке - выбрать ответ из списка (обычно - самый смешной), на болоте - плавать на плотике, управляя им с помощью клавиатуры...
Вообще же разумнее всего пробовать все, что приходит в голову - для большинства случаев у Бейтса заготовлен блистательный текст... Как, кстати, и для анимационных вставок - да-да, даже там он важнее всего!
Не забывайте подбирать и читать газеты, которые регулярно встречаются Эрику - очень смешны...
Классика..
"Эрик" - последняя из игр с т.н. "ранним" интерфейсом Legend, при этом ко мне в руки она попала раньше других...
Экран разделен на несколько частей - сверху справа картинка, под ней окно с текстом, также в нем можно вводить команды (текст же). Слева сверху находится т.н. "компас", т.е. набор сторон света (с соответствующими картинками), те, куда можно пойти, выделены, нажав на них, вы переходите (вернее, заставляете героя перейти) в другую комнату - впрочем, можно и клавиатурой возпользоваться, введя первую букву направления (например, S для South), снизу же - окно с меню как команд, так и объектов, т.е. можно конструировать команду и таким способом (в ряде случаев появляется окно для предлога). Теоретически что-то из этого можно убрать, но я не считаю такой шаг разумным.
При разговоре экран меняется, экран делится на картинку персонажа (без всякой анимации) и список вариантов разговора...
В ряде случаев, про которые я сказал выше (телешоу, карточная игра, газеты), управление осуществляется мышью...
Этот статичный, статичный, статичный мир...
Качество статичных картинок в "Эрике" необычно высоко для того времени, когда он был сделан, и не уступает многим современным играм - та же фотореалистичность (почти, по крайней мере). Видимо, дело в том, что картинки не занимают весь экран...
Что же касается анимационных вставок, которые в игре время от времени встречаются, они разнятся - часть очень даже хороша (те, где движения не слишком много), часть же (где его больше) выглядит рвано...
Что ж, это игра Legend, а в них графика всегда была лишь иллюстрацией к тексту - не более.
Неплохая музыка, звуки ничего...
В этой игре музыки довольно много, причем она разнится в разных местах игры, и дух игры вполне передает - конечно, это не композиции Лэнда из "Обезьяньего Острова 2" , но все равно приятно.
Неплохи и звуковые эффекты - расписывать их, сами понимаете, я не могу. А вот голосов нет (даже, насколько я знаю, в CD-версии)...
Заключение.
Если вы любите юмористическую фэнтези и свободно читаете по-английски, не пропустите эту игру - несомненно классика жанра!