Плоский Мир в черных тонах (Discworld Noir), GT Interactive/Perfect10, 1999.
Автор оригинального книжного сериала: Терри Пратчетт.
Автор и разработчик: Грегг Барретт.
ОЦЕНКИ: 5+(сценарий), 5+(игровой процесс)

Необычный поворот.

В третьей игре про Плоский Мир все та же команда разработчиков отказалась почти от всех компонентов, ранее приносивших успех, и написала детектив, не убрав, впрочем и пародий.

Мрачный Анк-Морпорк.

Собственно, с пародии-то все и начинается - вступительный текст пародирует знаменитый "черный фильм" (film noir - поняли, откуда пошло название игры?) "Мальтийский сокол" (The maltese falcon) , и рассказывает про Златой Меч (The Golden Falchion).

Если вы думаете, что искать его будет Ринсвинд, то вы ошибаетесь - в этой игре главным героем является абсолютно новый персонаж (не из книг), Льютон - первый частный детектив Диска, некогда выгнанный из городской стражи капитаном Ваймсом за взяточничество...

Вначале, однако, он не догадывается, чем занимается, думает, что ищет любовника некой Карлотты фон Убервальд, представительницы древнего рода оборотней, по имени Манди (Mundy, так что не Понедельник)...

Эта игра - детектив, а в детективе убийственно открывать даже малейшие сюжетные детали - играть скучно будет; поэтому скажу лишь, что Манди найти оказывается сложно, приходится обегать весь город, повстречаться с множеством интересных людей и существ, ряд из которых (например, скульптор по имени Родан) в книгах, если не ошибаюсь, не встречался...

По ходу дела Льютон встречает свою бывшую любовь Ильзу, из-за которой его когда-то выгнали из Стражи (отсылка к "Касабланке") и его мужа - жителя Противовесного Континента (не Двуцветка - хотя похож)...

Еще он помогает одному троллю найти свою возлюбленную - вернее, поиски только начинаются, позже это будет важно для сюжета.

Наконец, Манди удается найти - вот только это вовсе не радует! Почему? Э нет, не скажу!

А далее параллельно развиваются сразу несколько сюжетов - и так будет продолжаться до финала игры...

С одной стороны, Льютон наконец-то начинает понимать, что Карлотта не так уж проста (а также, кстати, узнает, что про Манди она все наврала - история гораздо сложней) - она, как и должно быть по традициям жанра, "роковая женщина" (femme fatale), преследующая свои собственные цели... Не буду раскрывать все - скажу лишь, что она связана с культом забытой богини Эрраты, ныне вынужденной удовлетворяться местечком в Храме Маленьких Божков, Меч нужен скорее Эррате... А еще появляется "симпатичный" тролль-мафиози Хорст, связанный с Карлоттой.

Во-вторых, один из доверенных слуг ее отца, умирающего графа, исчезает - быстро становится известно, что он погиб, а вот почему, долго остается загадкой...

Происходит еще одно убмйство... Так уж и быть, раскрою часть карт - убивают одного тролля, причем убивают так, что Ваймс получает возможность обвинить Льютона, а затем даже и в тюрьму посадить. Что ж, это и к лучшему - как знают читавшие поздние книги, во дворце Патриция (а тюрьма находится именно там) проживает ученый Леонардо да Квирм (он же Леонард Квирмский); с ним Льютон ухитряется подружиться (да, представьте себе - гений и частный детектив), и много раз он еще будет помогать...

Например, согласится принять у себя Ильзу с мужем - они опять же оказываются отличными помощниками.

А затем происходит нечто весьма необычное - только Льютон начинает во всем разбираться, как его убивают (это - не сюрприз, было показано во вступительном ролике), вот только он остается жив, да еще и превращается в оборотня-вервольфа... Кто бы мог его превратить?

И расследование продолжается, причем теперь Льютон часто изучает запахи, превратившись в волка... Изучать ей что - вокруг множатся зловещие трупы, убивают и близкого к Патрицию человека, и одного мага.

Пользуясь комбинацией человеческих и волчьих способностей (кстати, последними пользоваться научил говорящий пес Гаспод, появлявшийся в первой игре ), Льютон постепенно раскрывает зловещую историю, из которой я скажу лишь вот что - оказывается, определенные злодеи собираются вызвать Древних Богов (см. произведения Г. Ф. Лавкрафта - только учтите, читать их тяжело), и Карлотта тоже к этому причастна (естественно - в "черных фильмах" нанимающая детектива женщина редко невинна)...

Наконец, Льютон со всем разбирается - причем не где-нибудь, в театре "Диск"... И тут-то и начинается самое страшное!

Детектив заканчивается, начинается, скорее, что-то вроде фильма про Индиану Джонса - Льютону приходится спасать мир; для этого нужен не только Златой Меч, нужен еще один древний артефакт - но его получить оказывается сравнительно легко...

А заодно наконец-то заканчивается история с Карлоттой и Хорстом - причем заканчивается она довольно неожиданно...

И мчится Льютон по небу на изобретенной Леонардом летучей машине, и побеждает Зло... Но очень весело все равно не становится - noir все-таки!

Как вы уже поняли, создатели игры категорически отказались от несерьезности игры, от шуток они, конечно, не отказались, но шутки - не главное... И вот что важно - Пратчетт от этой игры был в восторге, сказал, что дух книг про Стражу (одних из самых серьезных в цикле) передан идеально!

И правда, сценарий написан блистательный - кое в чем даже лучший, чем в первых частях...

Новые решения.

Взяв ряд вещей, которые присутствовали в других играх, создатели этой соединили их так, как не соединяли раньше, к тому же добавили ряд новых особенностей - и получилась игра, привлекающая новизной...

Главное в ней - несомненно разговоры и обследование местности; манипуляции с предметами отходят на второй план... Кстати, это первая известная мне игра, где "улики" (собранную Льютоном информацию) можно использовать как предмет, словно блокнот - это карман. И надо добавить, что игра намеренно прописана так, что нелогичным это не кажется - ни в одном случае.

Что же касается разговоров, то здесь наиболее важным являются вопросы; конечно, просто поговорить можно, но информацию так найти удается редко; опять же, чрезвычайно важно спрашивать об информации из блокнота.

Впрочем, не забыты и предметы - конечно, частенько их обследование дает лишь новые улики, но время от времени их все же можно взять в карман (Льютон - не Ринсвинд) и где-то использовать; причем где, сразу станет понятно...

Во второй половине игры становится возможным превращение в волка (предельно простое) - что ж, в волчьей шкуре приходится в основном изучать запахи, а они так удачно поданы (в смысле, нарисованы), что это не труднее, чем действия с предметами.

Должен заметить, что игр, где настолько важным является разговор, я ранее не встречал.

Измененное и неизменное.

Что в этой игре неизменно? Все так же просто обращение с предметами, здесь не изменено ничего, и это все так же неважно - ведь, как я сказал, на первом месте все же разговоры...

А вот их интерфейс изменен сильно - при выборе человека появляется меню, где можно задать какой-либо вопрос; можно также, если я не ошибаюсь, воспользоваться блокнотом, спросить про что-то оттуда... Впрочем, можно и просто что-то дружественное сказать, но это используется редко.

Что же касается другого использования блокнота - его можно рассматривать и как еще одно хранилище для предметов, и как книгу, которую важно читать, чтобы разобраться в ходе расследования...

Что же касается игры за волка, то здесь все, как и при манипуляциях с предметами, сводится к простым кликам мышкой...

Черный мрачный мир.

Отказавшись от веселья, авторы игры отказались и от красоты - теперь в мире постоянно ночь, с неба же непрерывно идет дождь. "Бегущий по лезвию" , одним словом!

При этом, как это ни удивительно, темный Анк-Морпорк (то бишь задники) мне понравился не меньше, чем светлый - после того, как я понял, каков дух игры, а это произошло быстро... Что же касается детальности, то она еще несколько выросла, в ряде случаев все даже фотореалистично.

Чего никак нельзя сказать про персонажей, которые, к несчастью, время от времени дергаются, как марионетки... Впрочем, к этому можно привыкнуть - и тогда они становятся даже приятны. Что же касается представления ранее на мониторе не появлявшихся книжных персонажей, я во всех случаях его принять могу.

Анимация как раз не слишком рваная, - хотя я не вижу, чем тамошние персонажи отличаются - и вполне отвечает духу "черного фильма", то есть она тягуча...

Блестящая музыка и неплохие голоса.

За музыку в этой игре отвечал довольно известный на Западе композитор Пол Уир (Paul Weir), и его профессионализм чувствуется - в играх редко услышишь такую музыку... Уир определенно знаток жанра, и потому он следует всем правилам для его музыки при написании оригинальных композиций. Впрочем, не всегда - в некоторых случаях музыка более веселая, впрочем, там такая и нужна.

Главное же в этой игре (помните, какое значение у разговоров?) - озвучка... Она, к несчастью, всего лишь хороша - и все потому, что в центре не стоит Айдл или равный ему актер.

То есть я не хочу сказать, что слушать ее нельзя, в большинстве случаев актеры подобраны удачно, они всегда хорошо проговаривают свой материал - но при этом озвучка подошла бы телесериалу, а не фильмам, в духе которых игра сделана...

Впрочем, лично меня так захватили сценарий и игровой процесс, что я вполне смог стерпеть. К тому же бывает озвучка и похуже.

Заключение.

Конечно, эта игра принципиально отличается от предыдущих (хотя есть и персонажи из них, и места) - так ведь и книги Пратчетта разнятся! Если вы не против мрачноватого детектива с элементами юмора, советую в эту игру сыграть - один из лучших образцов жанра...

Hosted by uCoz