Терминатор (Уничтожитель) (The terminator), 1984.
Авторы: Джеймс Камерон, Гейл Энн Херд, Уильям Уишер-мл. ( использованы
мотивы из произведений Харлана Эллисона )
Режиссер: Джеймс Камерон.
В гл. р.: Линда Гамильтон,
Майкл Бин, Арнольд Шварценеггер.
ОЦЕНКА: 5+.
Возвращение к пройденному.
В 1984-ом году молодой, мало кому известный режиссер Джеймс Камерон выпустил фильм, после которого он проснулся знаменитым - и не зря; ни до, ни после такого снято не было...
Да, сценарий был не совсем оригинальным, что позволило фантасту Харлану Эллисону отсудить изрядную сумму денег и упоминание в титрах; что ж, в молодости авторы часто используют мотивы полюбившихся произведений (по себе знаю)... Главное, чтобы в результате получилось что-то свое - а свое у Камерона и его соавторов получилось уже на этапе сценария.
Фильм же не зря стал классикой - глядя на него, видишь многое, в наше время считающееся безусловно необходимым (меж тем ввел это именно Камерон); видишь также и многое, оставшееся уникальным (разве что в "Терминаторе 2" появлялось)...
Беглецы и преследователь.
Читайте этот раздел, только если вам неизвестен сюжет фильма!
... В начале 21-ого века компьютеры сети Пентагона захватили власть над миром, стали методично уничтожать человечество (нечто подобное как раз и описал в свое время Эллисон), и лишь благодаря неожиданно появившемуся храбрецу-вождю люди смогли переломить ход войны - и почти добиться победы...
Последняя битва, однако, будет происходить "не в будущем, но в настоящем" (т. е. в 1984-ом году).
... Волнительная официантка Сара Коннор (хроническая неудачница; и на работе проблемы, и дома) живет своей обычной жизнью, и не ведая, что в Лос-Анджелесе происходит нечто странное: из ниоткуда появляются двое обнаженных мужчин, поражающих жителей города весьма странным поведением, затем некто начинает методично расстреливать всех ее тезок/однофамилиц по порядку упоминания в телефонном справочнике...
Долго, однако, так продолжаться не может - вскоре странности вторгаются в ее жизнь, та превращается в бегство бок о бок со странным спасителем, Кайлом Рисом... В основном на бегу, лишь изредка - в кратких промежутках между динамичными сценами (такой метод Камерон считает своим "ноу-хау") Рис постепенно открывает Саре, кто он такой, кто такой его загадочный противник, "Терминатор Т-601", легко встающий с земли после ранений, обычно считающихся смертельными, почему идет охота за ней, наконец, почему именно он, Кайл, вызвался быть ее защитником.
... Любопытно, что финал (раскрывать который, конечно же, я не буду) не однозначно "счастливый" - целый ряд моментов дает понять, что выиграна лишь битва, но не война...
Кстати : изначально был снят позже вырезанный подсюжет - прародитель второго фильма; Сара пыталась убедить Риса заранее уничтожить будущих производителей компьютеров Пентагона, тот же отказывался... В самом же финале была сценка, вырезать которую, по-моему, не стоило - выяснялось, где происходил этот финал (эта сценка позволяет ясно понять, откуда у производителей компьютеров, фирмы "Кибердайн", взялись технологии из будущего).
Быстро, тревожно.
Фильм "Терминатор" четко делится на несколько частей: сцены из будущего, пролог, основная часть (постоянное бегство), сцены с Т-601, редкие передышки, финал и эпилог...
Большинство сцен из будущего - рассказ о войне, снятые в быстром ритме сцены боев без главных героев - в них использовались уникальные для тех лет спецэффекты; однако есть и сцена, позволяющая получше узнать Риса, показывающая крупных планом постапокалиптическую жизнь людей в подземных укрытиях (честно говоря, эта сцена, медленное течение которой внезапно прерывает быстрый, яростный финал - столь же неожиданно завершающийся одним из лучших известных мне стоп-кадров) на меня произвела большее впечатление...
Пролог - медленное, неторопливое представление трех основных героев (и ряда связанных с ними второстепенных персонажей), причем с частыми переходами от одного главного героя к другому... Здесь ритм медленный, персонажи аккуратно прорисовываются, чтобы зритель составил первое представление о них до начала сцен погони (другое дело, что это первое представление намеренно делается ложным).
Большинство дальнейших сцен - рваные, быстрые, что дополнительно усиливает эффект волнения; что любопытно, большая часть объяснений Риса происходит именно во время таких сцен, и это не только не раздражает, помогает лучше запомнить его слова. Конечно же, только объяснениями действие не ограничивается - в начале герои вынуждены уворачиваться от идущего за ними Т-601, в финале - сражаться с ним, часто ставя себя под угрозу.
Медленнные сцены с Т-601 (в основном показываемым крупным планом - учтите, в них много физиологически неприятного!) прежде всего основаны на спецэффектах, и лишь частично - на блистательной игре Шварценеггера, о которой подробнее рассказано ниже...
Передышки сняты по-разному, ведь меняются герои, меняются окружающие места и люди... Общее одно - все они, как и пролог, медленны, позволяют получше узнать героев, их внутренний мир, для этого, однако, в разных сценах применяются разные приемы - так, несколько сцен занимают подробные рассказы Риса о себе (в одном случае - врачу, здесь рассказ взволнованный, в другом - Саре, здесь больше романтизма), в одной сцене зрителю дают лучше понять, из какого мира пришел Рис, показывая медленное и деловитое изготовление оружия, другая сделана не просто романтичной, любовной (в другом фильме такой резкий переход от товарищества к любви вызвал бы раздражение, здесь же, в рамках заданного ритма, он оправдан).
Финал - кульминация сцен бегства, в нем их напряжение доведено до предела, и ритм, и музыка, и спецэффекты, наконец, и актерская игра таковы, что оторваться от экрана никак невозможно - даже когда знаешь, чем все кончится , все равно переживаешь за героев...
Наконец, эпилог - вовсе не "счастливый конец", привычный для зрителей голливудских фильмов, но печальная, раздумчивая, намеренно немного тягучая сцена, сочетающая монолог Сары и сделанные символичными, намекающими на мрачное будущее человечества изменениями, происходящими вокруг нее (в этой сцене есть еще один символ, который вовсе не все замечают - на машине Сары надпись "Renegade", что в данном случае, по-моему, следует не совсем точно перевести как "Отверженная").
Музыка Брэда Фиделя - не малозаметный фон, в фильме она так же важна, как монтаж и актерские работы; да и другие включенные в фильм мелодии - тоже.
Так уж снят этот фильм, что прежде всего заметны три главных героя, про остальных же трудно сказать много...
Образ Сары Коннор (ее сыграла юная, трудно узнаваемая Линда Гамильтон ) можно условно поделить на четыре составные части.
В начале зритель видит веселую, игривую, юркую девушку, которую, в общем-то, не очень волнуют ее проблемы (правда, на работе это скорее профессиональная маска - а вот дома Сара действительно такова), однако, когда начмнается бегство, Сара резко меняется, становится (а кто бы не стал...?) слабой, волнительной, поначалу - истеричной (вскоре это проходит), позже - скорее усталой.
Немного позже ко всему этому прибавляется романтичность, Сара становится похожей на Риса - что достаточно естественно, если вспомнить сюжетную "петлю времени", связавшую эту пару, правда, у нее к романтичности прибавляется любопытство, позволяющее справиться с волнением и страхом...
В это время в ее голосе еще звучат нотки неверия в свою особую роль, в будущую силу, однако вскоре (в вырезанном подсюжете - предвестнике "Терминатора 2") начинают появляться сила и решительность, которые растут и крепнут, постепенно заглушая слабость, по мере приближения к финалу, в котором Сара говорит как заправский командир даже на грани истерики (впрочем, последняя сцена фильма доказывает - другие чувства это не убило).
Все грани образа Сары Коннор у Линды Гамильтон получились одинаково убедительно; это, конечно, еще не образ из второго фильма, но и он смотрится не хуже.
Весьма удачным оказался выбор на роль Риса Майкла Бина , который, судя по его манерам, привык играть в cерьезных фильмах, не в боевиках...
Судя по первоначальному сценарию, Рис должен был стать грубоватым, жестоким солдатом, истинным сыном своего времени; таким, думаю, его и сделал бы первоначально приглашенный на эту роль Шварценеггер. Совсем не таков Рис Бина - нет, конечно, он может и грубить, и яриться, когда это требуется по сценарию, причем довольно естественно, однако таких моментов (я отмерял по часам) сильно меньше половины, и необходимо чем-то заполнил остальное время...
Уже то, что его герой - дитя своего времени, представлено необычно - Рис говорит о боях, оружии,
бегстве, ранах, как о чем-то повседневном, само собой разумеющемся, "А, да, меня ранили" в его
исполнении звучит как "Да поцарапался, подумаешь", а "Мы будем делать пластид" как "Пойдем приготовим поесть"... А меж
тем, дав приглядеться к этому, сценаристы раскрывают образ с другой стороны,
давая понять, что Кайл, в отличие от большинства солдат будущего, солдат тонкий, романтичный,
и здесь Бин вновь выше всех похвал, романтический образ вышел настолько естественным, словно
актер живет в роли (актер даже кое-что добавил - порой кажется, что его герой из девятнадцатого
века, и говорит он не о киборге, а о чудище Франкенштейна; конечно, к сценарию это отношения
не имеет, но запомнить текст заставляет). Есть, к слову, еще вырезанные из окончательного варианта фильма моменты, когда
мрачный Рис понимает - все вокруг него вскорости исчезнет, он ничего не сможет с этим поделать, это, вкупе
с появившейся решимостью Сары (она-то как раз хочет изменить будущее,
предвосхищая "Терминатора 2") доводит его до нервного срыва.
Кайл Рис - пока что единственная известная мне роль Майкла Бина; если
и остальные так же убедительны, он несомненно хороший актер.
Арнольд Шварценеггер , играющий Т-601, на экране появляется сравнительно редко,
однако забыть эти появления невозможно, причем не только из-за внешнего
вида актера (как позже объяснял режиссер, "Мы хотели сделать
Терминатора незаметным, но разве такое возможно - с Арнольдом-то...?"),
не только из-за спецэффектов Стэна Уинстона, которые для своего времени
были уникальны - пусть сейчас и кажутся простыми... Нет, Шварценеггер еще
и играет, и здесь перед ним нужно снять шляпу! В те годы критики не считали, что "Австрийский
Дуб" - хороший актер; образ, созданный в этом фильме, доказала, что культурист может и играть, если постарается; образ
бездушного, бесчеловечного киборга он сделал незабываемым, добавив к сценарию
блистательное произношение прописанных фраз (как будто говорит действительно компьютер, не человек).
Несомненно, роль Т-601 - лучшая роль из раннего периода актерской карьеры
Шварценнегера...
Из других образов хочется особо отметить: веселую соседку Сары, Джинджер (актриса Бесс Мотта ), двух помогающих Саре полицейских, усталого лейтенанта Трекслера (актер Пол Винфилд ) и его мрачноватого помощника, детектива Вуковича (актер Лэнс Хенриксен ), наконец, полицейского психолога, доктора Сильбермана (актер Эрл Боен ) - это, конечно, еще не образ из второго фильма, всего лишь самодовольный мелкий служака, но уж очень хорошо сыгран (а особенно запоминается ответ на вопрос Сары "Вы - психиатр?" - "Нет ( зевает, прикрывая рот рукой - мол, так работа надоела...! ), полицейский психолог...").
Это не значит, что другие образы хуже; актеры играют не менее реалистично - но образы так малы, что распробовать игру нет времени.
Заключение.
"Терминатор" - один из лучших известных мне НФ-триллеров; да, сценарий не всегда оригинален, но, глядя на блистательное экранное воплощение, неоригинальность прощаешь... Если вы не боитесь смотреть такие фильмы, обязательно его посмотрите!