Перепутанные наследники (Splitting heirs), 1993.
Автор: Эрик Айдл.
Режиссер: Роберт Янг.
В главных ролях: Эрик Айдл, Рик Моранис.
ОЦЕНКА: 5.

Талантливая безделушка.

"Перепутанные наследники" - комедия неинтеллектуальная... Что ж, в этом жанре тоже можно снять талантливый фильм, если написать хороший сценарий, подобрать удачные постановочные приемы и приятных актеров.

Эрик Айдл, один из бывших членов группы "Монти Питон", смог это сделать, и фильм смотрится несомненно хорошо...

Страсти вокруг денег.

Замечание : оригинальное название фильма содержит в себе игру слов, оно звучит также, как "разорванные волосы"...

Над герцогами Борнсмутами уже давно висит проклятье... Проклятье это весьма изощренно, оно напоминает классический "питоновский" стиль - так, один из герцогов потерял все волосы в результате спора, а другой женился на своей лошади и ездил на ней на скачках, что вызвало скандал...

Последний, четырнадцатый герцог стал жертвой 60-ых, пошел в хиппи и женился на сексуальной американке. У них родился мальчик, которого они случайно забыли в ресторане - к счастью, через некоторое время он нашелся.

Это было вступление, зачем начинается собственно рассказ, главным героем которого является голубоглазый блондин Томми Пертелл - один из представителей большой азиатской семьи, работающий на семью Борнсмутов.

Томми поручают встретить весьма важного американца, который поражает всех своими мягко говоря странноватыми манерами... Этот американец (которого зовут Генри) решает повеселиться, для чего просит Томми позаимстовать денег из фонда компании, что тот и делает.

Генри долго пьет и гуляет, азиату приходится следовать за ним - на следующее утро похмелье усугубляется сообщением о том, что он уволен (из-за того, что взял деньги), в понедельник должен подойти к Председателю Правления, тот подпишет все необходимые бумаги.

К счастью для Томми, герцог падает с яхты и тонет, а председателем правления становится его молодой сын, воспитанный в Америке... Да-да, Генри!

Новый Председатель, твердо заявив, что по-прежнему считает азиата своим другом, тут же это демонстрирует, уволив ненавидящего того начальника... А потом, чтобы окончательно убедить Томми в своем хорошем отношении, показывает тому свой "первый дом" (телефонную будку у "Хэрродз", где его нашли).

На следующее утро азиат идет (у которого опять похмелье) приходит на похороны отца Генри, где знакомится с приятной молодой девушкой Китти (невестой Генри) и сексуальной герцогиней (его матерью). Последняя тут же решает, что хочет с Томми переспать...

Помимо всего прочего, Томми берет домой ложечку - увидев ее, мать открывает ему, что он... вовсе не азиат (чуть раньше Китти замечает - "Я сразу поняла, кто вы... Голубоглазый блондин - типичный азиат!"), он - приемный ребенок.

Молодой человек довольно быстро (после пары небольших сценок) узнает, кто он (догадайтесь по названию фильма), вот только сделать ничего не может... Адвокат Рауль Шэдграйнд, некогда занимавшийся его делом, советует убить Генри - тогда, возможно, суд признает законность требований.

Пока что Томми к этому не готов... Осмотрев дом (здесь появляется очередная сцена с герцогиней, построенная по законам "грязного юмора") и узнав, кто является настоящей матерью Генри, он подвозит Китти домой, что, естественно, заканчивается эротической сценой (почему "естественно", вы поймете, посмотрев, кто девушку играет), за которой следует "грязная" (прибывает жених Китти, Генри, от него надо все скрыть) - после нее Томми твердо решает покончить с соперником.

Увы, все попытки проваливаются... А тут еще Шэдграйнд решает набиться в помощники, - Томми так и не удается убедить адвоката, что он и сам справится.

На мальчишнике Генри удается подпоить снотворным, так что на свадьбе он вроде бы появиться не должен - увы, несколько случайностей меняют правила идти, и свадьба все-таки происходит...

Молодожены отправляются в Париж, с ними едет и Томми, все еще надеющийся на удачи - увы, все попытки опять кончаются ничем.

У молодого человека есть последний шанс, который он и использует. И вот, когда он думает, что победил, происходит очередная встреча с герцогиней и - прямо посередине грязной сцены - приходит известие, что Генри и Китти погибли... Томми начинает мучить запоздалое раскаяние - и тут вдруг выясняется, что двое выжили (причем невольно помог этому он сам) - а вот местная повариха погибла, об этом позаботился кто-то третий.

Китти сообщает Томми, что у нее будет от него ребенок, тот в радости решает бросить месть (ведь его сын все равно станет герцогом), - вот только "партнер" Шэдграйнд ничего об этом не знает...

После рождения ребенка неожиданно взрывается его коляска (Томми как раз вынул из нее ребенка - в результате его начинают подозревать в организации убийства...), почти сразу выясняется, кто за этим стоял (угадайте с трех раз), - а затем наступает время кульминации...

Герцогиня наконец-то узнает, кем молодой человек является на самом деле (а также - кто такой Генри), а также - кто отец младенца; все это невольно слышат Китти и Генри - благодаря специально поставленному в спальне, чтобы слышать, когда ребенок заплачет, микрофону.

Генри мчится прочь на автомобиле, который отремонтировал переклассифицировавшийся в механика представитель закона - в итоге он вроде бы погибает, и Томми предлагает Китти выйти за него - в итоге выясняется, что та не только любит Генри, ребенок тоже от него...

Неожиданно появляется отчаянный законник, а затем - "воскресший" Генри, следует отчаянная битва (адвокату очень хочется денег), которую адвокат проигрывает, после чего сбегает из замка в великолепной сценке (с замечательной пумой - дело в том, что они регулярно сбегают из устроенного при поместье зверинца). После этого следует эпилог, в котором все получают что-то приятное, кроме Томми (которого жаль).

Динамичная постановка, где важны и актеры.

Если комедия не является интеллектуальной, ее просто обязаны сделать динамичной, сделав большинство сцен быстрыми и рваными, снаблив их быстрой музыкой, добавив некоторое количество смешных трюков (на профессиональной жаргоне - "гэги")...

Не стали исключением и "Наследники" - впрочем, т.к. сценарий все-таки писал Айдл, и к этому рецепту добавились сцены, где важен сценарий, причем, что интересно, эти сцены не напоминают о "Питоне" (о нем напоминает лишь пролог), - так, сценарий весьма важен в ряде "грязных" сцен (одна шутка вообще должна войти в анналы), а также в нескольких ключевых сценах (не в финале - он динамичен)... Подробно рассказывать про эти сцены я не могу - дело в том, что они в значительной степени основаны на неожиданных приемах; впрочем, одно надо отметить - в фильме довольно много "грязного" юмора, который, однако, здесь не менее приятен, чем в ранних фильмах Мела Брукса (на этот раз благодаря актерской игре), еще очень удачно представлена разница американской и английских культур (на ней основано довольно много шуток).

Что же касается динамичных сцен, про них говорить вообще невозможно - построены они по классическим правилам (опять же - много неожиданностей), сопровождены приятной музыкой Майкла Кэмена, иногда песнями (две из трех написал и исполнил Эрик Айдл - одна из них по-французски), естественно, в них много гэгов, которые нельзя пересказывать, иначе фильм не доставит такого удовольствия...

Как ни странно, в ряде сцен динамика соединяется с актерской игрой - в ряде случаев за счет закадровых комментариев Томми, иногда, однако, за счет общения актеров, к которому подмонтирована динамика (что в комедиях встречается не так часто).

Так как Томми является индуистом, в фильм добавлена великолепная сцена "индуистского сна", где желания Томми представлены в метафорическом виде с помощью нескольких простеньких спецэффектов...

В комедиях, подобной этой, актеры обычно не слишком важны - команда, подобранная в "Наследниках", делает фильм гораздо приятней...

Эрик Айдл всегда хорошо играл простачков, не стала исключением и роль Томми... Эту роль трудно описать, дело в том, что не знающий английских манер человек не поймет, чем так хорош голос актера, что он так удачно выделяет в манерах, - можно лишь сказать, что он совершенно по-разному играет в разные моменты фильма... В начале он играет мелкого брокера, потом - детектива-любителя (когда разбирается, кто он, и изучает, что ему нужно), затем (во время "грязной сцены" с Китти) - в пуританина, далее довольно надолго становится фанатиком, желающим покончить с Генри, а после этого, пройдя через раскаяние, становится нормальным приятным человеком.

Рик Моранис (Генри) совершенно блистательно изображает американскую раскрепощенность, которая контрастирует с британской традиционностью - собственно, больше ничего про роль сказать нельзя, надо видеть...

Кэтрин Зета-Джонс (Китти) в те годы, когда делался фильм, была известна прежде всего как модель "Плейбоя", меж тем уже в этой роли проявились некоторые актерские способности... Дело в том, что вначале она играет девушку без особой морали, которая выходит за Генри исключительно из-за денег, однако на протяжении фильма она становится все более человечной (т.к. влюбляется в Генри), и к финалу превращается в приятную эмоциональную девушку.

Барбара Херши (герцогиня) в большинстве сцен изображает помешанную на сексе немолодую женщину, подкатывающуюся к Томми (есть даже одна великолепная пародия на эротические фильмы), однако в финале неожиданно преображается в заботливую мать...

Джон Клиз (Шэдграйнд), как всегда, неподражаем! Уже в первой сцене становится ясно, что его герой - не просто адвокат, это человек, мечтающий о богатстве; в двух сценах споров актер пародирует умного дядюшку, а в финале выворачивает наизнанку образы голливудских злодеев. При этом он постоянно сохраняет аристократичность...

Хорошо смотрятся и другие актеры, однако они на экране появляются ненадолго и потому не запоминаются...

Заключение.

Если бы "Наследников" ставил кто-то другой, этот фильм, скорее всего, стал бы глупым и пошлым - к счастью, собранная Айдлом команда сделала его не просто смотрибельным, приятным...

Hosted by uCoz