Настоящие мужчины (Real men), 1987.
Автор: Дэнис Фельдман.
Режиссер: Дэнис Фельдман.
В главных ролях: Джеймс
Белуши, Джон Риттер.
ОЦЕНКА: 5+.
Комедия про суперагентов.
Уже в классических фильмах про Джеймса Бонда присутствовали неизменные грязные шутки и ироническое настроение, однако главной их составляющей они не являлись...
"Настоящие мужчины" - не пародия, по структуре и постановке это нормальный фильм про суперагентов (с добавлением элементов, напоминающих о "романах взросления" - о них я чуть позже упомяну подробнее), вот только юмор (частенько черный, почти всегда эксцентричный - иными словами, примет его не всякий...) несомненно вышел на первый план.
Необычная миссия.
Незнакомец идет неизвестно куда, крепко сжимая в руке стакан, тут звучит выстрел... Вокруг трупа собираются люди, выясняется, что покойник был агентом ЦРУ по имени Пилбокс и участвовал в каком-то "прогоне", его каким-то образом смогли засечь, причем украли загадочную "важнейшую карту" - теперь придется привлечь к делу агента Ника Пиранделло, который пользуется в работе весьма неортодоксальными методами.
Впрочем, Пиранделло всегда добивается успеха, побеждает он и на этот раз - сначала ловит молодого человека и добивается истины с помощью примитивного шантажа (изображает, что дал пленному смертельный яд - тот глупо покупается...), потом, достав карту (она спрятана в недалеком мотеле), сражается с русскими (в 1987-ом их не могли не включить)...
Победив их всех, Ник приходит в ЦРУ... Тут же (благодаря придуманной агентом хитрости - вошел в кабинет, протянул вперед бумажку, выхватили, не поглядев), выясняется, что часть Управления откололась, хочет "получить Большую Пушку".
Пиранделло дают новое задание - компьютер подобрал двойника Пилбокса (им оказался страховой агент Боб Уилсон - форменный неудачник), лишь он один может помочь ЦРУ, агенту же придется стать его напарником.
Далее показываются несколько сцен из жизни Боба - панки, приспособившие под базу недалекий гараж, украли велосипед у его сына Бобби, он пытается с ними мирно договориться, но, понятное дело, ничего не выходит - более того, его унижают.
Ночью в дом к Уилсону кто-то пробирается - он идет на шум и после небольшой, но эффектной сцены обнаруживает, что к нему в гости нашел Ник Пиранделло...
Немного поизмывавшись над Бобом, чтобы у того возник нужный настрой, агент сообщает ему о том, что придется идти за ним - тут уж не важно, хочет этого Уилсон или нет, дом окружили враги, которые готовы его взорвать, если понадобится (к счастью, семью Боба Ник временно переселил).
Двое выходят на улицу и отправляются в соседский дом, где Ник спрятал карту - по дороге приходятся много посражаться, помимо всего прочего, Пиранделло продолжает издеваться над новым напарником (того ударяют в адамово яблоко, агент дает замечательный совет касательно того, как теперь себя вести - в результате Боб выглядит уморительно, даже немного жаль, что он быстро приходит в себя...).
В соседском доме не только берут карту - сделав пару несложных дедуктивных заключений, Ник устанавливает, что жена Боба, возможно, изменяет ему с молочником; здесь я это упоминаю, т. к. это в дальнейшем будет важно.
Подравшись с очередными противниками, двое уходят от дома Боба (который почти полностью разрушен), далее мы видим двоих в Лас-Вегасе (причем, видимо, на следующий день - во вторник...), где начинается "фильм взросления" (Боб - не верящий в себя, но потихоньку становящийся лучше ученик, а Ник - строгий, но справедливый учитель)...
Сначала Боб пытается бунтовать - звонит домой (к счастью, Ник, актерствуя, исправляет дело), потом хочет угнать новую машину, которую Пиранделло украл - чтобы было безопасно, тот сделал так, чтобы она не заводилась (агент опять использует шантаж - более изощренный, чем в начале)... Только Ник утихомиривает напарника, объясняет ему важность миссии (это первые в истории переговоры с инопланетянами), как начинается очередная атака - нападают русские.
Спрятавшись в небольшом домике, двое пытаются отбиваться... Убедившись, что у них силовое преимущество, враги посылают "переговорщицу" (красивая молодая женщина, напоминающая "девушек Бонда"), которая, используя нехитрые методы (опять же взятые из "бондианы"), пытается заставить Ника перебежать - когда тот не соглашается, бой разгорается вновь...
Выбравшись из здания, двое отстреливают врагов - у Боба нет пистолета, он наставляет на врагов палец, орет "Пиф!", и они падают - мистика... Наверное, победить бы не удалось, но начался перерыв на обед, и ленивые русские пошли кушать (такая вот агитка...) - двое тут же сбежали.
Теперь им нужна машина... К счастью, неподалеку располагается дом семьи Ника, там-то он машину и получает - правда, вначале зрителя знакомят с тамошней жизнью, а прежде всего - с судьбой папы агента, который захотел испытать ту часть жизни, которая недоступна мужчинам, и сделал пластическую операцию. Кстати, пока двое шагают к дому, Пиранделло объясняет напарнику, почему миссия так важна - дело в том, что из-за нелепой ошибки, произошедшой в секретной лаборатории, вся жизнь на Земле скоро погибнет, если не получит инопланетный Хороший Пакет.
Получив автомобиль (может, и надежный, но только без ремней безопасности - seatbelts - и даже сидений - seats...), двое мчатся дальше, и зрителя переносят в среду, в Нью-Мехико, предварительно объяснив устами Ника, зачем кому-то может понадобиться инопланетная Большая Пушка, разрушающая планету (естественно, чтобы покончить с русскими).
В Нью-Мехико зрителю на всякий случай напоминают, что Америка - свободная страна (в одном журнале подробно рассказано про переговоры), а также знакомят с любимой едой Ника - "Счастливыми Пирожками", затем же двое уезжают из города и останавливаются у кустов - пришло время показывать, что Боб изменился...
Пиранделло уходит в кусты (по нужде), и Уилсон решает сбежать - правда, он быстро обнаруживает, что напарник дал ему сбежать с картой (Боб писал на ней в одной из предыдущих сцен), и решает вернуться... Вот только машины на дороге нет! К счастью, все благополучно разрешается, и двое едут дальше, причем Боб ругает Ника, а тот извиняется (не такая уж редкая сцена в "романах взросления" - особенно современных...). Вскоре, кстати, выяснятся, что Пиранделло отлично знает, что Уилсон собирался сбежать, т.к. следил за ним, - потому и извиняется...
Теперь действие перемещается в Индианаполис (день - четверг) - там, под одним из мусорных баков, хранится специальный стакан, и там же Боб сталкивается с первым серьезным испытанием.
На этот раз на двоих нападают лучшие агенты ЦРУ, для конспирации одетые в клоунские костюмы - естественно, Боб пугается, и приходится Нику, чтобы возродить в нем уверенность, придумывать дурацкую историю, убеждающую напарника, что тот - русский агент... Поверив в это, тот мчится вперед, и его почти сразу вырубают - Пиранделло же завершает дело, после чего представляет дело так, словно победил всех Уилсон. Когда тот начинает в это верить, агент сообшает ему, что выдумал дурацкую историю про русского агента - Боб тут же начинает верить в себя и резко меняется...
Действие переносится в Питсбург (время - вечер четверга), где Ник решил расслабиться, найти женщину, с которой приятно провести ночь...
Ее агент видит почти сразу... Пока он знакомится, Боб демонстрирует новые качества, сгоняя со своего места занявших его наглецов; затем же двое едут к дому девушки, и начинается самая необычная сцена фильма.
Оказывается, дома милая девушка не так уж мила, в итоге Нику приходится долго мучиться (его мучения - это уже не просто эксцентрика, эксцентрика высшей пробы), в результате из мучений рождается Настоящая Любовь - Боб в это время вырубает банду грабителей..
На следующий день влюбленный Пиранделло бросает Уилсона, когда тот отправляется купить ему "Счастливый Пирожок" - так что в Вашингтон в пятницу Боб прибывает один.
Некоторое время ему приходится мучится в одиночку, ведь правил оперативной работы он не знает (кстати, в одной из сценок он чуть не убивает невинного клоуна, потом уже бурчит "Зачем ходит в таком костюме? Напрашивается на пулю!"), - к счастью, недолго, скоро к нему возвращается Ник, который решил на время забыть о личных проблемах, чтобы помочь напарнику, с которым он в последнее время свыкся...
И начинается последний бой... Довольно скоро выясняется, кто стоит за сторонниками Пушки (этого я не открою - должно оставаться неожиданным; скажу лишь, что с ним не очень-то и поборешься), благодаря счастливому стечению обстоятельств его удается нейтрализовать, и Боб отправляется на встречу.
Часть ожиданий землян не оправдывается, т.к. стакан отдают обратно, но Пакет инопланетянин дает, и радостный Боб отправляется домой.
Там он расправляется со всеми проблемами - и с велосипедом, и с молочником (все-таки жена не была с ним в связи - но наказать все равно следовало...); также он прощается с Ником, который развивает отношения с "милой девушкой", с которой провел ночь (от починенного дома Уилсонов агент улетает, вися под ее вертолетом)...
Бесшабашный фильм.
Дэнис Фельдман - сценарист и режиссер - не только наводнил множеством шуток (часто смешных благодаря тому, что они нарушают все традиции "суперагентского" жанра), еще и использовал при создании фильма классические правила жанра "динамической комедии".
Чисто комедийных сцен в фильме мало, есть такие (они не динамичны), где, как я сказал выше, нарушаются все правила жанра, и поэтому они смешны (например, после разговора с русской "переговорщицей" Ник занервничал, ведь она сказала, что акции компании, в которую он вложился, скоро упадут), есть такие, где смех вызывается с помощью "черного юмора" (хороший пример - два шантажа Ника, из начала и из Лас-Вегаса), однако в большинстве случаев улыбнуться заставляет дух, интонация - причем как и Ника, так и Боба (о них чуть позже).
Интонации же, а также жесты, необычная пластика и намеренно чересчур рваное действие делают смешными динамические сцены, снятые по всем законам жанра боевиков (даже тогда, когда рядом с Ником скачет вопящий "Пиф!" Боб)... Те, кто хорошо знает "бондиану", уверен, согласится со мной - то, как ведут себя герои, определяет дух фильма, так вот, если в цикле про 007 даже перестрелки дышали иронией, здесь же все дышит бесшабашностью.
Вернее, таковы почти все динамические сцены - есть несколько других, рассказывающих про борьбу Боба с миром до встречи с Ником... Здесь бесшабашны его враги, он же ведет себя чересчур аккуратно, цивилизовано, поэтому получается классическая комедия про неудачника.
Есть также пара сцен посерьезнее - те, где говорится про инопланетян, а также финальная сцена встречи - здесь действие и разговор намеренно замедлены, звук слегка мистичен...
Для всех сцен замечательную музыку написал композитор Майлз Гудман - там, где это необходимо, она бесшабашна, в других местах - тягуча.
В фильмах, подобных этому, актеры запоминаются плохо. Я видел "Мужчин" уже раз восемь, а по-настоящему запомнились лишь главные герои...
Джеймс Белуши (Ник Пиранделло) - основной источник бесшабашности в фильме... Джеймса Бонда он играть не может (лицом не вышел - а то бы точно справился...), что ж, нашел себе другого, более необычного секретного агента. Всем - жестами, движениями, интонациями - он показывает, что давно привык к процессу спасения мира, но при этом работа ему не наскучила, скорее, он к ней пристрастился... Впрочем, если бы он показывал только это, роль не вышла бы многогранной, а он, начав с этого, достраивает портрет - то у его героя вдруг появляются актерские способности, то - стремление к наживе, вот он становится нервным, вот - удивленным, вот он выступает в роли любящего сына, вот использует обман для повышения, а не понижения самооценки противника; конечно, главная перемена с ним происходит после славной ночки, когда в нем просыпаются полузабытые чувства (которые актер намеренно изображает слегка карикатурно). При этом все грани образа одинаково убедительны, а значит, Белуши - несомненно сильный актер.
Джон Риттер (Боб Уилсон), конечно, не так развил образ, как Белуши - что ж, сценарий не предоставляет ему такой степени свободы; впрочем, его герой достаточно прорисован... Каков он в начале фильма, понятно из описание сюжета - неудачник, старающийся жить мирно, но наедине сам с собой мечтающий о величии, такой образ был в достаточно большом количестве фильмов, и актер честно отрабатывает свой хлеб, следуя штампам... После встречи с Ником Боб некоторое время находится в шоке (примерно так же он себя чувствует при встрече с его папой), что Риттер очень убедительно изображает, затем же потихоньку приходит в себя и начинает желать отправиться домой - в результате в нескольких идущих подряд сценах разворачивается внешне довольно ироничная, но на самом деле яростная дискуссия с Пиранделло (причем ироничен и Уилсон - но не так, как секретный агент, здесь актер постарался...), далее же убежденный Боб начинает впитывать предоставляемые напарником знания, глядя на него снизу вверх. Постепенно уважение начинает уменьшаться, оно становится мало уже после Индианаполиса, а после памятной ночи в Питсбурге и вовсе растворяется - чтобы, впрочем, почти сразу появиться вновь (ведь Ник вернулся)... Подражать Нику Боб начинает еще в баре в Питсбурге (причем Риттер ни разу не копирует манеры Белуши, он их творчески переосмысливает), в финальной же сцене он подражает агенту постоянно...
Все другие образы кратки, почти полностью карикатурны (за исключением, разве что, мудрого пришельца из финала, которого замечательно сыграл актер Дон Долан), запомнились мне следующие - безукоризненно эротичная переговорщика, слащаво говорящая, помимо прочего, и про фондовые биржи (кто это, определить трудно, поскольку я так и не понял, как ее зовут по сценарию), девушка, в которую влюбился Ник - на работе застенчивая, дома сначала ужасная, затем добрая и ласковая (аналогично), порывисто-сексуальная седовласая дамочка, по сценарию некогда бывшая папой Ника (актриса Диан Торн ) и, наконец, хитро-расчетливый глава ЦРУ Миллард Канард (актер Билл Мори).
Другие актеры мне не запомнились совсем - не потому, что они плохо играют, просто они не выделяются при данной манере постановки...
Заключение.
"Настоящие мужчины" - одна из лучших известных мне комедий... Всякий поклонник жанра просто обязан ее посмотреть!