Английский пациент (The English patient), 1996.
Авторы: Михаил Ондатжи (роман), Энтони Мингелла (сценарий)
Режиссер: Энтони Мингелла.
В главных ролях: Ральф Файнс, Кристин Скотт Томас, Джульетт Бинош, Уиллем Дефо. Навин Эндрюс.
ОЦЕНКА: 5+.

Новый шедевр.

В 1996-ом году американские киноакадемики наградили множеством "Оскаров" экранизацию романа-букеровского лауреата 1992 г.; несмотря на все претензии критиков, для меня "Оскар" - Знак Качества, и я не мог пройти мимо фильма Мингеллы...

Как выяснилось, награды были более чем заслужены - я знаю множество фильмов, видел и прогремевшие на весь мир шедевры, так вот, фильм Энтони Мингеллы ни в чем не уступает им (а в чем-то - и превосходит)!

Любовная трагедия.

Замечание: фильм снят "по мотивам" одноименного романа, понимая, что текст на экране необходимо чем-то заменить, Мингелла создал принципиально независимое произведение, внутреннее настроение которого, как мне кажется, сильно отличается от настроения книги.

... Начинается фильм с совершенно непонятной трагической сцены, которая станет окончательно понятна лишь к финалу, затем же набор сценок сводит вместе вначале медсестру Хану (которая уверена - все близкие к ней люди обречены умирать, она проклята) и загадочного человека (скорее даже "живого трупа"), найденного в развалинах самолета, страдающего от амнезии и названного "английским пациентом".

Позже, когда Хана решает оторваться от военного отряда, к которому она приписана, чтобы дать умираещему "пациенту" в последние дни насладиться жизнью в заброшенном монастыре в глубине Италии, в монастыре появляется странный человек по имени Давид Караваджо...

В самые неожиданные моменты "пациент" начинает вспоминать сценки из (своего...?) прошлого - историю венгерского графа Лазло де Олмаши, решительно бросившего свои владения и вступившего в Международный Клуб Песка, ведущий раскопки в египетской пустыне... Это - та самая любовная трагедия (как мне кажется, самое важное в фильме), в которую быстро и внезапно превращается показываемый больше половины фильма "любовный треугольник" (один из сотоварищей графа привез в пустыню молодую жену Кэтрин, так уж вышло, что она приглянулась графу, а тот - ей; по прошествии некоторого времени дружба выросла в нечто большее).

Воспоминания "пациента", как вскоре выясняется, важны и для Караваджо; он в некотором роде - жертва любви графа, который ради своих чувств готов был идти на все...

Одновременно на заднем плане развивается жизнь в монастыре - и еще одна старательно прописанная история, любви Ханы и индуса-сапера Сингха, увы, роковое стечение обстоятельств ближе к финалу обрывает эту историю (оставляя, впрочем, некоторую надежду на счастливое продолжение).

Финал жирной точкой обрывает воспоминания "английского пациента" (да и не только воспоминания), что же до истории "из настоящего", она заканчивается скорее многоточием...

Никуда не торопясь.

Секрет успеха "Пациента", в частности, в избранном режиссере стиле - всякая крупная сцена расписывается неторопливо, обстоятельно, взгляду зрителя дают задержаться на ней, прочувствовать (причем не только через героев - весьма важен и фон), и лишь затем переходят к следующим (любопытно, что при этом сцены с полностью обнаженными героями, встречающиеся несколько раз, не вызывают отторжения - из-за остраненности режиссера и оператора не возникает ощущения "подглядывания)... Небольшие сценки, конечно. такого не позволяют, и, вероятно, именно поэтому их число сведено к минимуму - те же, от которых избавиться не удалось, становятся вступлением или эпилогом к крупным, задавая - или дополняя - их настроение.

Хочу предупредить - в фильме есть одна жестокая, натуралистичная сцена (человеку отрезают пальцы на руке), снятая в той же медленно-неторопливой манере; если у вас слабые нервы, лучше пропустить ее!

Созданию настроения помогает и музыкальное оформление фильма - причудливая комбинация известнейших классических мелодий, оригинальной музыки Габриэля Йарида и популярных в описываемые годы песен; несомненно, без музыки фильм был бы совсем другим...

Несомненно, однако, что это не все составляющие успеха - с другими актерами фильм не так бы запоминался.

Прежде всего поражает Ральф Файнс, играющий сразу две роли - "английского пациента" и графа де Олмаши... И здесь, конечно, современный "топорный" дубляж не позволяет понять метаморфозу актера; да, признаю, частично за нее ответственны кудесники из студии Джима Хенсона, изменившего внешний вид актера до неузнаваемости, однако без изменения голоса и манеры речи образа "пациента" не было бы.

Пациент - это медленная, хриплая, затрудненная речь, мучительное выталкивание слов и лишь изредка какие-то другие эмоции; граф же де Олмаши - образ для Файнса достаточно типичный: решительный, быстрый (но при этом несомненно интеллигентный), с легкой склонностью к авантюризму, с чувствами, правящими над разумом (последнее - особенно ближе к финалу).

Кристин Скотт Томас (Кэтрин) с самого начала играет так, что о ее дальнейшей судьбе можно догадаться, понятно, кому лучшая пара эта энергичная умная женщина (разве что образ несколько более ироничен, чем образ, созданный Файнсом), тем удивительнее проявляемые позже мягкость и женственность, да и проблескивающая в некоторых сценах едкость (впрочем, не стервозность)... Я видел мало работ актрисы, из них эта - лучшая.

Джульетт [или Жюльетт] Бинош (Хана) на экране появляется мало, но ее героиня вовсе не на заднем плане, слишком многогранен ее образ... Хана - живой человек, с переменами настроения от веселья к печали, от иронии - к слезам, от стремления спрятаться в детстве - к чувствам взрослой женщины... Опять же - это лучший из немногочисленных известных мне образов, созданных Бинош.

Уиллем Дефо (Караваджо) в сценах разговоров с "пациентом" играет яростного, жесткого борца; сценарный образ, однако, шире, и в нескольких несвязных сценах Дефо несколько неуклюже (причем эта неуклюжесть обусловлена сюжетом) создает то образ быстрого хитрюги-мошенника, то (в финале) заботливого товарища.

Навин Эндрюс (Сингх, он же "Кип") также создает несколько образов... В жизненных сценах он неуклюж и неуверен, т. к. не понимает местных обычаев, в одной сцене (спор с "пациентом" о судьбе Индии) он неожиданно ведет себя еще яростнее, чем Дефо, и с тех пор все его разговоры с "пациентом" (и, к слову, "пациента" с ним - и о нем) слегка приправлены ядом, наконец, есть еще образ сосредоточенного работника, особенно хорошо видный в одной весьма драматичной сцене, когда зритель гадает - не падет ли Сингх жертвой проклятия Ханы.

Из других образов хотел бы отметить - целеустремленного, думающего прежде всего о деле (и пытающегося заставить думать лишь о деле других) члена Клуба Песка Мэдокса (актер Джулиан Уадхэм), весьма убедительный образ сначала заботливого, а затем - уязвленного мужа, созданный играющим Клифтона актером Колином Фиртом , наконец, образ деятельного помощника Сингха, сержанта Харди (актер Кевин Уэйтли).

Заключение

Несомненно, "Английский пациент" - один из лучших фильмов за всю историю кино; по-моему, пропускать его никак нельзя!

Hosted by uCoz