Отелло (Othello), 1995.
Авторы: Уильям Шекспир (пьеса), Оливер Паркер (фильм)
Режиссер: Оливер Паркер.
В главных ролях: Лоуренс Фишберн, Ирэн Жакоб, Кеннет Брана.
ОЦЕНКА: 5+

Высокая пьеса, интересный фильм.

"Отелло" - одна из лучших пьес Шекспира, в которых драматург (за которым, если верить некоторым теориям, стояла группа авторов) поднимал вопросы, казавшиеся ему важнейшими, и облекал их в рамки интереснейшего сюжета.

Фильм Оливера Паркера сначала кажется лишь добротной иллюстрацией, однако, приглядевшись, понимаешь, что все не так просто...

Воин, любовь и предательство.

Замечание: сначала я не замечал, что Паркер довольно многое в пьесе поменял, недавно, сверяясь с текстом, я заметил, что он не только урезал часть сцен, некоторое количество он сместил - а кажется, что они на своем месте...

Турки в очередной раз пытаются отбить у Венеции город Кипр - дож решает вновь призвать на службу много раз помогавшего городу мавра Отелло.

Меж тем сам Отелло занят нелицеприятным делом - он тайно женится на дочери сенатора Брабанцио, Дездемоне... Тому об этом сообщает Родриго, влюбленный в девушку - этого недалекого венецианца использует как свое орудие офицер мавра Яго, командира не любящий.

Убедившись, что Родриго сказал правду, сенатор бросается в погоню... К счастью для Отелло, его как раз вызвали к дожу - Брабанцио и его люди вкладывают оружие в ножны и идут рассказать о похищении правителю.

Отелло убеждает дожа, что не использовал никакого колдовства, - Дездемона влюбилась в него, узнав историю его жизни (довольно мрачную - ему многое пришлось пережить...), а он - рассказывая ее... Это подтверждает и девушка, - и Брабанцио остается только сдаться (тем более что дочь разумно замечает, что повиноваться отцу всю жизнь нельзя - детей не будет), о чем он и сообщает собранию (заодно он поселяет в душе Отелло зловещее сомнение, заметив "Меня она уж предала, может и тебя")...

Отелло отправляется на Кипр, вскорости за ним должна последовать Дездемона, упросившая дожа и сенаторов разрешить ей быть рядом с мужем и на войне...

Яго приходится успокаивать Родриго, который собирается топиться... Простое замечание, что любовь к мавру не будет вечной, заставляет простака успокоиться, и он уже готов следовать за Яго.

Меж тем у злодея уже начинает зарождаться план... Он желает покончить с мавром (между прочим, повод у него довольно серьезный - если бы в нем было дело...), и для этого он решает использовать именно вымышленное непостоянство Дездемоны.

Когда Дездемона прибывает на Кипр, война как раз кончается, решают отпраздновать свадьбу Отелло - тут-то Яго и начинает осуществлять свой план...

Убедив Родриго, что Дездемона влюблена в лейтенанта Кассио (которому Яго завидует), злодей уговаривает простака на того напасть, затем подпаивает лейтенанта, - и вскоре на улице начинается форменная драка, которая будит мавра... Узнав, что Кассио гнался за незнакомцем (Родриго надел накладную бороду, чтобы его не узнали), угрожая тому мечом, Отелло лишает лейтенанта титула.

Яго тут же принимается того успокаивать - мол, ты себе место в два счета вернешь, подойди к жене генерала, "Она теперь генерал". Лишь злодей знает, что дал он этот совет, чтобы начать игру...

Как только Кассио подходит к Дездемоне, Яго начинает "волноваться", "размышлять" о том, что двое себя как-то странно ведут (все это - в присутствии мавра), а заодно убеждать Отелло не ревновать...

Так уж получается, что после этих разговоров Дездемона теряет платок - первый подарок Отелло... Яго уже давно хотел платок заполучить (чтобы подбросить Кассио) - что ж, его жена Эмилия (служанка Дездемоны) его подбирает и приносит.

Меж тем Отелло не может не ревновать, он уже бушует, требует от Яго доказательств того, что жена неверна - что ж, Яго, конечно, "не нравится" задача, но, помявшись, он сообщает, что видел у Кассио платок (о котором шла речь в предыдущем параграфе)... У Шекспира Отелло тут же терял контроль над собой, сообщал, что меняет любовь на месть - Паркер переставил эту сцену в другое место.

Естественно, Дездемона не может предоставить Отелло платок (который, оказывается, магический - пока он у женщины, ее будут любить, если же потеряет или отдаст, любовь исчезнет), и тот разъяренно уходит - тут уж и жена понимает, что дело плохо...

Меж тем Яго продолжает свою игру... Пообещав Отелло последнее доказательство, он организует разговор с Кассио о его возлюбленной Бьянке (к которой молодой человек относится довольно-таки презрительно), представив дело так, словно говорят вовсе о Дездемоне.

Тут уж Отелло (по Паркеру, не по Шекспиру) перестает сомневаться в неверности жены (именно сюда переставлена сцена, которая у Шекспира разделяла разговоры о платке с Яго и с Дездемоной) и требует, чтобы Яго Кассио убил - тот клянется это сделать; заодно осуществляется давняя мечта злодея - он получает лейтенантский чин, впрочем, это уже не может его остановить.

На Кипр прибывают послы из Венеции (среди которых - дядя и кузен Дездемоны) с письмом о назначении Кассио губернатором... Теперь и они видят яростную ревность Отелло.

Понимает, каким он стал, и Дездемона, с которой он ведет себя грубо... Однако она, ничего не подозревая (хотя на душе у нее плохо), слушаясь приказа мужа, отпускает всех слуг, включая и Эмилию.

Меж тем Яго в последний раз использует услуги Родриго - тот в ярости приходит к нему, грозясь убить, и тут злодей хитро изворачивается, и радостный простак бежит убивать Кассио (он сам погибает - здесь успеха злодей не добился)...

Распрощавшись с гостями, Отелло приходит в спальню к Дездемоне, собираясь ее задушить во сне (кстати, способ убийства присоветовал Яго...)... Во сне убить не получается - девушка просыпается, и следует блистательная драматическая сцена.

Яго посылает жену сообщить мавру о раненьи Кассио - придя к тому, Эмилия видит труп жены, узнает, почему она убита, сначала не хочет верить в участие Яго, но приходится - тогда она рассказывает про платок и погибает сама (Яго пытается сбежать, но его хватают).

Что же касается Отелло, он наконец-то понимает, что сотворил и, чтобы не представать перед людским судом, лишь перед Высшим, кончает жизнь самоубийством (у Шекспира он закалывался, у Паркера - сам себя душит)...

Иллюстрация с подтекстом.

Сначала кажется, что Оливер Паркер решил честно превратить "Отелло" в кинофильм, добавив к тексту побольше иллюстраций (порой заставляющих заметить моменты, которые в других случаях упускаешь - например, эпилепсию Отелло), а также изменив некоторые сцены, чтобы спокойное действие не становилось чересчур тягучим (так, одна большая сцена разделена на три меньших, следующих одна за другой).

Однако постепенно понимаешь, что он имеет в голове четкий образ (далеко не всегда согласующийся с шекспировским текстом), и именно его он воплощает, не используя особых режиссерских приемов (реально - только два указанных ниже; хотя нет, еще помогает неплохая музыка Чарли Моула) - но ведь и они позволяют вставить в определенные места фильма удачные символы (обратите внимание, в каком виде Отелло идет душить Дездемону - просто эфиоп какой-то)...

Когда же понимаешь, почему ряд сцен перемещен, а ряд - изменен, зачем вставлены иллюстрации, становятся понятны актерские работы... Картинку словами не передашь - а если вы прочтете про актерскую игру, помня то, что я сказал про образ пьесы, думаю, вам станет понятно, что я имел в виду.

Лоуренс Фишберн - совсем не свой тезка Оливье, а также и не Сергей Бондарчук (советский Отелло)... Прежде всего, он натуральный афроамериканец, и его и так уже не самый приятный вид создатели фильма намеренно еще ухудшили, создав эдакое черное чудище. Впрочем, это бы еще ничего - так и его актерская манера странна... Отелло редко когда говорит возвышенно, так, как обычно говорят шекспировские актеры (реально - разве что в начале, когда рассказывает про зарождение любви, да в финале), в остальное время он говорит рублено, порой - даже без выражения, кроме того, сцены ярости порой чересчур жизнены (случать крики Отелло страшновато). Здесь следует обратить внимание на такой момент (как это сделал Паркер) - мавр не привык к мирной жизни, придя в Венецию, он почти все время занимался войнами, естественно, он еще не впитал дух цивилизации, он лишь внешне нормален, но внешнее покрытие Яго легко снимает... Что же касается тех моментов, где мавр благороден - там работает его кровь (не случаен вид в финале).

Кеннет Брана (Яго) сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей... Я, право, не ожидал, что он может так убедительно изобразить злодея, который увлечен своими задумками (когда он говорит про них, слышится что-то дьявольское...), и одновременно сыграть простоватого солдата, который очень любит Отелло, хочет ему помочь, а затем зловещего напарника в мести мавра, наконец, еще и умницу-наставника для Родриго.

Дездемону в этом фильме сыграла француженка Ирэн Жакоб, которая создала настолько убедительный образ, что не обращаешь внимания на акцент... Эту благородную, в высшем смысле чистую девушку заподозрить в измене мог лишь дикий мавр Отелло. Вроде бы, актриса появляется на экране лишь несколько раз, причем ненадолго, но всякий раз создается четкое впечатление - вначале она радостна, дальше начинает становиться грустнее, печаль достигает апогея перед сценой гибели, в которой она только-только понимает, что происходит, пугается - и тут ее жизнь обрывается...

Из других персонажей я бы хотел отметить простака Родриго (актер Майкл Мэлоуни) с его преувеличенными эмоциями, постоянно одерживающими верх над умом, хитрую, возможно, не всегда честную, но в общем-то добрую Эмилию (актриса Анна Патрик), то благородного, то, напротив, низко-насмешливого (разговор о Бьянке - понятно, почему Отелло разъярился) Кассио (актер Натаниэль Паркер), да еще, пожалуй, венецианского дожа - воплощенную Власть (актер Габриэль Ферцетти).

Что же касается остальных, они мне не запомнились - не потому, что они плохие актеры, я просто не могу ухватить сразу все образы...

Заключение

"Отелло" Оливера Паркера на первый взгляд уступает предыдущим экранизациям - актеры похуже, режиссерские приемы послабее... Приглядевшись, понимаешь, что это не так - режиссер поставил пьесу по-своему. Когда понимаешь, как он ее видит, все становится на свои места...

Hosted by uCoz