Полет навигатора (Flight of the navigator), 1986.
Авторы: Марк Бейкер (рассказ), Майкл Бертон, Мэтт МакМанус (сценарий).
Режиссер: Рэндалл Клейзер.
В главных ролях: Джоуи Крэмер, Пол Молл.
ОЦЕНКА: 5+.

Малюбюджетно? Зато с душой!

Еще в детстве, в конце 80-ых, я полюбил простой НФ-фильм (скорее, впрочем, правильнее будет назвать его "фантастической сказкой") "Полет навигатора"...

Фильм этот был снят без особых спецэффектов, скупыми средствами (из знаменитостей - разве что композитор Алан Сильвестри) - и превосходил по душевности многие дорогие произведения.

Посмотрев же фильм в оригинале, я открыл его заново - при дубляже многое изменили, многое (неподражаемое озвучание Мозга, к примеру) опустили; в результате "Полет" стал не таким веселым - а ведь веселые сцены помогают принять любую историю.

"Роуд-муви" по-фантастически.

Жил да был паренек Дэвид Фримен, очень любивший свою семью (вернее, маму и папу - младшего брата Джеффа он недолюбливал) и собаку Брюзера, достаточно уже взрослый, чтобы засматриваться на девочек - но еще чересчур застенчивый, чтобы с ними общаться...

Весело расписав его жизнь, авторы фильма меняют тональность - отправившись в лес встречать Джеффа, Дэвид падает в яму и оказывается... в будущем (вернее, для зрителей фильма в настоящем - это герой перенесся на 8 лет вперед).

И начинается тягучий, серьезный пролог - сейчас мне кажется, что он чересчур затянут, но в детстве я так не думал - зрителям объясняют, что с Дэвидом случилось, где он был, откуда у него в голове загадочная информация, которую не понимает он сам, наконец, кто (что...?) зовет его отчаянным шепотом... Единственные веселые сцены в этом прологе посвящены первым разговорам Дэвида с девушкой-красавицей Кэролин МакАдамс - с ней он знакомится в закрытом исследовательском комплексе НАСА.

Наконец, все тайны раскрыты, и авторы резко обрывают пролог, переходят к тому самому "полету" из названия - и начинается необычный, комедийный "дорожный фильм", "роуд-муви", где в роли путешественника - Дэвид, а в роли его спутника - некий инопланетный Мозг, Макс (сокращение от сложного термина, что-то наподобие "траймаксианский"); вначале он возвышенно-неземной, затем, однако, волей авторов становится вполне человечным, причем невероятно веселым (почище озвученного Робином Уильямсом Джинна из "Аладдина") - и это делает фильм весьма и весьма смешным. Представьте себе - некий инопланетный прибор вдруг обращается к кому-нибудь по-одесски (в фильме, конечно же, американский аналог); разве вы сможете сдержать улыбку...?

Путешествие весело, но есть и омрачающие события (кто же захочет упускать первую пойманную летающую тарелку?)... Впрочем, не думайте, что в финале придется рыдать, как в спилберговском "И. И. - Искуственном Интеллекте"; "Полет" все-таки детский фильм, и авторы обеспечили счастливый конец - пусть для этого и пришлось пойти против здравого смысла.

Чем веселей, тем лучше.

Фильм, пожалуй, следует разбить на три части: жизнь Дэвида (начало и финал фильма) - 1978-ой г., серьезный пролог и основная часть фильма - 1986-ой.

Жизнь Дэвида, как и его семью, наверное, следовало бы назвать "мещанской", так, по крайней мере, они прописаны в сценарии - но любовь создателей фильма к Фрименам, старательное раскрашивание всей их жизни, всех ее странностей яркими, радующими глаз цветами не позволяет этого сделать... В общем-то в фильме это семейка вполне приятная - конечно, со странностями (разве что мама нормальная), так кто нынче без странностей...? Это не злодеи, не уроды, и это самое главное!

С точки зрения логики непонятно, к слову, и почему никто в 1978-ом не обращает внимания на космический корабль (а в 1986-ом все принимают его за аппарат НАСА - к слову, у НАСА, если верить сценарию, множество действительно фантастических технологий...), но все это, опять же, так представлено, что не вызывает вопросов.

Тягучий пролог из 1986-ого, конечно, веселым и ярким быть не может (похожи по духу на 1978-ой, как я говорил выше, сцены общения с Кэролин - в общем-то, единственным живым человеком в бездушном мире НАСА; сцены же общения с семьей, несмотря на дружественное обращение друг с другом, все же потревожнее, посерьезнее)...

Сцены, где Дэвид понимает, где оказался, сцены сцены с исследованием его мозга, пребыванием в НАСА, сопутствующие этому сцены с космическим кораблем инопланетян сделаны тревожно-волнительными (не так тревожны сцены с Фрименами - все-таки Дэвид в кругу семьи - но и они волнительны, к тому же к тревожности добавляется грусть)... Все эти сцены более медленны, чем рваные сцены до - и после - этого; конечно, время от времени вставляется "оживляж" (чтобы дети не заскучали), но его мало (кроме коротких сцен с Кэролин, это несколько мелких моментов на заднем плане).

Во время же полета стиль фильма резко меняется - и ради этих минут его, право же, стоит посмотреть...! Здесь создатели фильма возращаются к ритму из начала, но в несколько раз усиливают его, сделав ритм более быстрым, сцены - короткими, музыку - громкой, игру актеров (прежде всего играющих Дэвида и Мозга) - живой, к тому же добавив простых (но от этого не менее эффективных) спецэффектов с куклами и сгенерированными на компьютере кадрами; в результате оторваться совершенно невозможно - до самого финала.... Прощаешь даже сцену, где Дэвид и Мозг ловят по радио музыку, Мозг находит какую-то оперную арию, Дэвид вопит "Это не музыка!", и не успокаивается, пока не находят какой-то рок; ребенок все-таки!

К слову, авторы не могли не подшутить над "Инопланетянином" Спилберга - в одной сцене Дэвид звонит родным; пораженный местный житель, долго смотревший на его летающую тарелку, наконец выдает в разговоре с заезжими туристами фразу: "Он хотел ПОЗВОНИТЬ ДОМОЙ!"...

Финал состоит из двух частей - для начала следует серьезная, грустная, напоминающая "пролог-1986" сцена, затем же ряд быстрых сценок возвращает к духу "пролога-1978" (зачем, узнаете, посмотрев фильм).

Про музыку Джона Уильямса Стивен Спилберг как-то сказал, что это "еще один герой моих фильмов", то же можно сказать и про музыку Алана Сильвестри - без нее "Полет" представить себе невозможно...

Весьма удачно подобраны и актеры (всех их я вижу в первый раз).

Джоуи Крэмер (Дэвид), в общем-то, и не играет, а живет в образе... Сейчас считается, что такое умеет только Хейли Джоэль Осмент, а меж тем, по-моему, у Крэмера получается не хуже - сценарий требует от Дэвида самых разных настроений - и веселья, и грусти, и чего-то посередине - и все они у юного актера выглядят вполне убедительно.

Пол Молл (псевдоним, конечно - есть улица в Лондоне, есть сигареты; под ним скрылся человек с не менее замечательным "именем" Пол - т.е. "Пауль" - Рубенс) озвучил Мозг - и КАК озвучил...! Вначале это действительно что-то возвышенное, неземное, обладающее, конечно, эмоциями, но довольно слабыми, невыраженными, зато после превращения в "земное" актер веселится вовсю, изображая то одно произношение, то другое, меняя настроения, как перчатки, пробуя самые разные манеры поведения; словом, это нужно слышать... Уж не знаю, возможно ли вообще создать аналог такого образа - или это образ из числа неповторимых.

Не менее удачны и другие образы; все они вышли одинаково убедительными - но персонажи находятся "на заднем плане", им уделено мало времени.

Вот те образы, которые, тем не менее, запоминаются - заботливый, пусть и слегка расхлябанный, отец Дэвида из 1978-ого года (актер Клифф де Янг), встреченная в 1986-ом постаревшая, погрустневшая мать (актриса Вероника Картрайт), оба "младших брата" - глуповатый шутник из 1978-ого (актер Альби Уитэкер) и умный, старательный подросток из 1986-ого (актер Мэтт Адлер), веселая, живая Кэролин МакАдамс (актриса Сара Джессика Паркер), наконец, думающий лишь о деле сотрудник НАСА доктор Фарадей (актер Говард Гессеман).

Много...? А ведь я перечислил далеко не все образы...! Есть еще множество удачных эпизодических ролей...

Заключение.

"Полет навигатора" - один из лучших известных мне детских НФ-фильмов... Стоит посмотрить его и взрослым, не утратившим вкуса к добродушным, веселым сказкам.

Hosted by uCoz