Биография Сергея Лукьяненко мне неизвестна (хотелось бы, чтобы биографическими справками снабжали и русские книги) - зато мне кое-что известно о его творческой биографии; впрочем, признаюсь откровенно, известно в основном с чужих слов, я сам книг писателя почти не читал...
Итак - Лукьяненко начинал как автор приключенческих романов для юношества, где в качестве составляющих присутствовали элементы фантастики, фэнтези, даже мистики; получались эти романы у него хорошо, что доказывает как его популярность, так и то, что приключенческие куски в его более поздних произведениях мне понравились...
Со временем писателю на приключенческом поле стало тесно, что и понятно - не так уж и много места для маневра (герой всегда должен быть сильным и благородным, враги - строить козни, женщины - виснуть на шею; список можете продолжить сами), и он стал эксперементировать... Книги, написанные в соавторстве, получились очень даже неплохи, - это и трилогия "Остров Русь", написанная в соавторстве с Юлием Буркиным, которая заслуживает отдельного разговора, и "Не время для драконов" - вторым автором этой повести был неплохо начавший, но быстро превратившийся в автора заурядной боевой фэнтези Ник Перумов; однако останавливаться на соавторстве Лукьяненко не хотел.
Именно поэтому он стал искать новые пути в собственном творчестве, в результате появились и мрачноватые (не такие уж и героические) мистические произведения про Ночной Дозор, и юмористические рассказы (например, "Переговорщик", опубликованный в одиннадцатом номере журнала "Если" за 2000 г.), и - что для меня самое приятное - философские произведения...
Все я, увы, не читал - но одну дилогию, состоящую из романов "Холодные берега" и "Близится утро", все же прочел, и она меня поразила... Никогда раньше я не видел настолько точно проработанной "альтернативной религии", где весь мир определяется именно "альтернативностью", и под нее подстроены и персонажи, - в нашем мире они были бы другими... Да, конечно, есть много составных частей, смотрящихся на этом фоне странно - и сам стиль повествования ( доставшийся в наследство от прошлых времен), и довольно неудачные шутки, - но я готов простить их все, читая размышления главного героя (особенно во второй книге, написанной лучше первой).
Не менее удачна и первая книга "Ночного Дозора", в которой классический стиль писателя постоянно разбивается философскими вставками и весьма талантливым "бытописательством"; в результате не самый оригинальный сюжет (в Москве есть скрытые от простых смертных силы, слуги Добра (Ночной Дозор) и слуги Зла (Дневной), они не борются друг с другом напрямую - это запрещает Договор, по которому каждая сторона должна не дать другой выйти за рамки - реально, конечно, тихие схватки-козни идут) подан весьма "вкусно".
Любителям философичных произведений я посоветовал бы приглядываться к Лукьяненко, а любителям приключенческих - смело покупать его книги.