Мрачное фанданго(Grim fandango), LucasArts, 1998.
Автор и разработчик: Тим Шефер.
ОЦЕНКИ: 5+(сценарий), 5(игровой процесс)

Совместить несовместимое.

Как-то опытнейшему разработчику Тиму Шеферу пришла в голову занятная идея - совместить мексиканский фольклор, "черный фильм" (мрачный детектив; например, истории про Марлоу) и эпическую историю длиной в четыре года, причем подать это все в виде классической приключенческой игры, сдобренной присущим LucasArts юмором...

И вот что удивительно - получилось! И как получилось...

Прогнило что-то в Царстве Мертвых...

Некий Мэнни Калавера однажды умер... А как умер, узнал, что он один из тех несчастных, кому никак не попасть в фешенебельные районы Царства Мертвых - если, конечно, не согласится поработать Мрачным Жнецом. Тогда, может, и накопит (веков эдак через пятьдесят)...

Работает он уже долго, да только добиться ничего не может... Да и вообще, машина у него все время ломается, хорошо, в начале игры он находит себе водителя-компаньона - чудесного элементала по имени Глоттис, живущего, чтобы водить.

А потом он замечает кое-что странное - по правилам безгрешный мертвец автоматом получает пропуск на экспресс, едущий в фешенебельный район, и вдруг девушка по имени Мече, которая Мэнни понравилась сразу и которая явно достойна экспресса, не получает вообще ничего!

Еще более подозрительно то, что клиенты конкурента Мэнни, любимца босса, частенько оказываются на экспрессе...

И только Мэнни начинает разбираться в ситуации, как происходит первый поворот - босс его запирает, чтобы чуть позже с ним разобраться, к счастью, некий Сальвадор Лимонес Калаверу спасает и сообщает, что в Департаменте Смерти существует заговор (а мы и не знали!), судя по всему, в нем замешано руководство...

Сальвадор записывает Мэнни в агенты (иначе помочь не согласен...) и обещает помочь выбраться из города, как только тот достанет голубиных яиц на нужды революции...

И вот они с Глоттисом уезжают из города, после ряда приключений они добираются до порта, где должна была очутиться Мече (Мэнни страстно желает ее найти), и там заканчивается первый год игры...

Во втором же Мэнни заправляет салуном, списанным с "Касабланки" (пианист - Глоттис), он уже почти забыл про революцию и старается не читать письма Лимонеса, которые нет-нет да привозят скелеты голубей ( в Царстве Мертвых все, кроме элементалов да некоторых зверей- скелеты)...

Именно здесь раскрывается мистическая часть - это, прежде всего, "прорастание", скелеты после смерти превращаются в цветочную клумбу - но не забывают и про юмор (есть, к примеру, пчелы-марксисты).

Второй год - целый автономный мирок, со множеством персонажей, не имеющих особого отношения к будущему, а также с некоторыми - автономными же - сюжетными линиями... Например, одна из нравящихся Мэнни местных девушек погибает из-за местного шулера... А еще есть важнейший из мелких персонажей - поэтесса Оливия, которая сама по себе не очень важна (подумаешь, бесчестная возлюбленная мелкого босса), но она излагает игровую философию.

Однако есть железная связь - все начинается с прибытия Мече, непонятно почему обиженной на Калаверу; тот решает убраться из города (тем более что Сальвадор сообщил, что на него началась охота), но заправляющий в доках Веласко говорит ему, что пустит на борт единственного доступного корабля, только если не появится моряк Наранха, а у Мэнни будет карточка профсоюза, а у Глоттиса (без него на борт не пустят) - инструменты, нужные моряку...

К счастью, в казино у Калаверы регулярно бывает шулер Чарли, тот умеет делать карточки, у него даже одна есть (не мог не сказать - иначе Мэнни в казино не пустить), и после ряда приключений Калавера карточку получает...

Истинно по-русски избавившись от Наранхи (напоив, то бишь), он помогает Морским Пчелам (да-да, это те самые марксисты - еще одни элементалы, видимо) вызволить из тюрьмы их несчастного товарища-революционера, предварительно добившись того, чтобы его туда посадили.

Однако Глоттис не хочет уплывать, ему приятно в городе - что ж, это удается легко исправить, закрыв кафе (то бишь не дав выиграть шерифу).

Что особенно приятно, в этом году мир прописан особенно хорошо, в городке происходит множество событий, частично связанных с Мэнни, частично же не имеющих к нему никакого отношения; опять же, замечательно показано, с кем он какие отношения завел за год (я рассказал далеко не все - там и Оливия, и ее возлюбленный, и адвокат, и служитель морга, и еще много кого).

Третий год начинается в море, на лодку Мэнни нападают таможенники, приходится тому спрятаться от них на дне моря (идет охота за агентами Сальвадора, тому приходится очень туго).

Там он очень быстро, решив всего пару загадок (правда, в результате Глоттис свалился за Край Света - чудом выжил...), находит Мече, пленницу своих врагов (зря, зря тогда ругалась...). А впридачу - своего проклятого конкурента Домино!

Чтобы Мече спасти, Мэнни приходится еще поработать - в этом году, впрочем, это прежде всего действия с предметами, общение с людьми, а значит и развитие сюжета сведено до минимума...

Девушку Калавера спасает, а заодно убивает Домино, не желавшего упускать такую добычу - и начинается год четвертый, последний...

Начинается он со спасения Глоттиса - тот не ездит, и жить не может; справившись с этим, Мэнни и Мече ненадолго попадают в городок из второго (и лучшего, по моему мнению) года - вот только там почти все закрыто, и можно поговорить с парой людей да получить все необходимое для высвобождения машины из хитрой ловушки.

И вот, наконец, возвращается Мэнни к истокам, узнает, кто стоит за заговором (нет уж, это я не раскрою - детектив все-таки!), видит, как плохо стало жить в родном его городе, да еще видит, что революция в опасности.

Приходится революцию спасать! Что Мэнни и делает, уничтожив главного злодея (чуть сам не погиб; а Сальвадор и вправду пророс...) - в процессе выяснилась, что в этой игре есть обязательная для жанра "черного фильма" женщина-предательница (так называемая "роковая женщина"), с которой герой познакомился во время второго года.

Классика, классика.

Что интересно, несмотря на необычный сюжет, играть в игру надо по старым правилам...

По-прежнему поднимаются и используются предметы (а порой - и без поднимания используются), по-прежнему ведутся разговоры, раскрывающие игровой мир... Причем как только пропитаешься духом игрового мира, все довольно просто и логично.

Конечно, есть пара кусков, где необходима реакция - но они легки, и потому приятны...

Необычная метаморфоза.

В этой игре Шефер ввел принципиально новый интерфейс, отказавшись от всяких глаголов, отказавшись от мыши вообще...

Все предельно просто - когда Мэнни подходит к чему-то важному - предмету ли, человеку ли, - он слегка поворачивает голову, давая понять, что можно пробовать осмотреть предмет, попробовать его взять или использовать, если же это человек, то поговорить; командам сопоставлены первые буквы соответствующих английских слов (например, U для Use).

С вызываемыми по I предметами, правда, обращаться не очень удобно - выбрать их трудновато... Зато когда предмет выбран, он используется на важном месте с помощью нажатия Enter.

Все же из-за интерфейса я поставил игровому процессу пять без плюса - трудно работать с предметами, не понятно, какой глагол на предмет использовать.

Не совсем 3D.

Официально игра полностью трехмерна, на самом же деле это можно сказать лишь о персонажах...

Впрочем, заранее прорисованные трехмерные задники выглядят почти фотореалистично, и при этом весьма красиво (а порой, как и положено в такой игре, сюрреалистично).

Главное же - с помощью метода hot rods (в игре есть шутка, где он упоминается) cозданы весьма реалистичные персонажи... Вы можете себе представить реалистичный скелет? Или реалистичного элементала, не являющегося гуманоидом? Вот и я не мог - пока в игру не поиграл!

Наконец, об анимации - в этой игре она сделана намеренно тягучей, в духе "черного фильма"; и ведь получилось! Не знаю уж, как, - на вид вроде не отличается от остальной игры...

Команда и только команда.

В этой игре имеется чрезвычайно приятная музыка - но она не слишком оригинальна, это просто всунутые в нужные места мелодии в духе испанских песен, "черного фильма", "Касабланки" и т.д.

Что же касается озвучки... Здесь я не могу выделить ни одного актера, все играют одинаково хорошо, все играют слаженно, и в итоге получается ансамбль, где все держится именно на команде (своей в рамках всякого года) - как и в спектаклях Театра на Юго-Западе ...

Впрочем, это мне сейчас так кажется - может, в будущем я кого выделю особо.

Заключение.

Это - одна из лучших приключенческих игр... Не нынешних, вообще. И потому пропускать ее не следует ни в коем случае!

Hosted by uCoz