22-23 августа - Охотник на оленей.
Охотник на оленей (The deer hunter), 1979.
Автор: Дерек Уошберн.
Режиссер: Майкл Чимино.
В главных ролях: Роберт ДеНиро,
Джон Саваж, Кристофер Уокен, Мерил Стрип.
ОЦЕНКА: 5+.
Что это: несомненно - шедевр, однако при этом я бы отнес фильм к "кино не для всех" - у меня, к примеру, есть претензии и к сценарию (слишком плохо прорисованы многие второстепенные персонажи), и к постановке (очень уж много жестоких и натуралистичных сцен); впрочем, фильм создавали мастера, поэтому и при всем этом его интересно смотреть...
Cюжет : по сути "Охотник на оленей" - набор сценок из жизни друзей Майкла (тот самый охотник из названия), Ника и Стивена (по крайней мере один из троих - а может быть, и несколько, точно пока не скажу - из русских эмигрантов); вначале показана их жизнь прямо перед отправкой во Вьетнам, на войну - работа (завод с грубоватыми рабочими), личная жизнь (свадьба Стивена), отдых (охота, с которой у Майкла связана целая философия - и на которую он очень не хочет брать не понимающих эту философию приятелей с завода; да деться-то некуда...), затем зритель видит вьетнамскую войну, бои, жестокое обращение вьетнамцев с пленными (все трое попадают в плен, из которого удается выбраться только благодаря хитрости Майкла, использовавшего свою охотническую философию), не сильно лучшие порядки в американском госпитале. Далее показывается, как изменилась жизнь всех троих после войны, после возвращения назад в США - Стивен потерял ноги и теперь прячется от мира (а прежде всего - от своей жены) в госпитале, Майкл больше не мсжет охотиться, постоянно чувствует себя не на месте, стремится куда-то идти, что-то делать (к счастью, до самого конца фильма ему есть чем заняться); сильнее всего изменилась жизнь Ника, который остался в Сайгоне и нашел себе такую профессию, о которой еще недавно не мог помышлять - и которая в самый неожиданный момент приведет к его гибели и трагическому финалу...
Постановка : в большинстве сцен режиссер Майкл Чимино и помогавшая ему съемочная группа добились того, что зрителю кажется - он правда смотрит сценки из жизни, а это, поверьте, непросто - нужно выстроить композицию, расставить персонажей, заставить актеров так говорить, что во фразах (зачастую грубоватых) не будет слышно наигранности и фальши; есть, впрочем, некоторое количество (процентов пять от трехчасового фильма) других сцен, которые я бы назвал "поэтическими" - перед зрителем происходят какие-то сопровождаемые события - иногда показываемые намеренно замедленно, иногда в нормально ритме, почти всегда без слов, лишь совсем уж редко с небольшим их количеством.
Музыка : лучше всего запоминается романтическая гитарная мелодия, звучащая в начале, финале и ряде "поэтических" сцен - между прочим, наиграл ее не кто иной, как Джон Уильямс, известный большинству кинозрителей как композитор "Звездных войн", "Индианы Джонса" и большинства фильмов Стивена Спилберга (а вовсе не известный знатокам ретро-музыки Гарфанкль, как я предположил, заметив, что он один из авторов сюжета и вдохновителей фильма); другая музыка (ее автор - Стэнли Майерс), по-моему, не хуже, однако она, в отличие от мелодии Уильямса, часто сопровождающей молчаливые сцены, в основном звучит "на заднем плане" и потому не так хорошо запоминается.
Актерские работы : в этом фильме с одного раза
их запомнить особенно сложно - так уж он построен; нет, я не хочу
сказать, что работа актеров неважна, но в фильме есть множество других
важных составляющих, которые ее несколько "забивают".
Тем не менее
даже после первого просмотра могу отметить то, что Роберт
ДеНиро (Майкл) не создает в этом фильме очереждной
в своей кинокарьере образ грубоватого циника, так
кажется только поначалу, когда замечает поведение, интонации
речи, не видишь, что за ними стоит (так уж написан
сценарий, что трудно заметить), однако уже во вьетнамских сценах
становится заметно, как высока для Майкла цена дружбы, а в сценах,
следующих за возвращением в США, все наконец-то сводится воедино -
Майкл все чаще не груб, не циничен, видно, что он отлично умеет
сострадать, сопереживать другим (говорит он в таких
случаях мягко и тихо - раньше такого голоса я у ДеНиро не слышал),
вообще он хорошо понимает, что такое мораль, а циничность и грубость
- всего лишь маска, позволяющая быть своим на заводе... Словом, роль Майкла -
несомненно одна из лучших в карьере ДеНиро.
Еще запоминается работа Кристофера Уокена (Ник) , поначалу его герой - простоватый
герой, молодой и неопытный парнишка, находится
на заднем плане и с первого раза
запоминается мало; но по другому
заставляет отнести к его игре то, как сыграна
перемена в финале, про которую не могу ничего сказать (финал
должен остаться неожиданным для зрителя), кроме того, что Ник
из финала - полная противоположность мальчишке из начала, и при этом
Уокен ни разу не фальшивит в своем исполнении (tще более неожиданно
то, что в финале у него почти нет слов).
Что же до третьего из друзей, Стивена (актер Джон Саваж ), с первого
раза он запоминается плохо, запоминается разве то, как он он отлично играет... нет, не играет, "показывает", это слово
лучше подойдет при такой реалистичности... как ведет себя человек
в состоянии нервного срыва, да его напускная
бравада во время пребывания в американском госпитале - и то, как
вся бравада пропадает, когда Майкл предлагает ему вернуться
к семье; в начале же он создает образ глуповатого недотепы - хорошо
создает, да, но образ-то сам по себе прост.
Из других образов с первого раза запоминаются - все разом
грубоватые (и простоватые) рабочие с завода, считающие себя
друзьями Майкла (он скорее рассматривает их как необходимое зло),
вся компания вместе, поэтому не буду выделять никого отдельно; сыгранная
блистательной актрисой Мерил Стрип Линда (одна из плохо прорисованных
второстепенных героинь), невеста Ника, которую - с ее
нервной, неровной речью, ломанными от внутренних
переживаний фразами, пожалуй, правильнее
всего назвать "неуравновешенной", что ж, скупо показанная в
начале предыстория ее жизни позволяет понять, откуда взялась
неуравновешенность; да еще одна малюсенькая сценав
с участием актрисы - жены
Стивена (ее фамилия столь вычурна, что
с первого раза я ее не запомнил) блистательно
сыгравшей потерявшую смысл жизни (без слов!).
В целом: да, у фильма есть недостатки, однако делали его мастера, и мастерство заметно гораздо лучше этих недостатков; фильм вполне заслуживает высшей оценки, "пяти с плюсом".
26-27 августа - Банды Нью-Йорка.
Банды Нью-Йорка (Gangs of New York), 2002.
Авторы: Джей Кокс, Стивен Зайллиан, Кеннет Лонерган.
Режиссер: Мартин Скорсезе.
В главных ролях: Леонардо ДиКаприо,
Дэниел Дей-Льюис, Камерон Диаз.
ОЦЕНКА: 5+.
Что это: фильм, высшую оценку которому я ставлю прежде всего из-за мастерства режиссера - не со всем в сценарии можно легко согласиться, да и некоторое постановочные приемы у другого, не обладающего столь развитым чувством меры режиссера скорее раздражали бы, чем давали прочуствовать историю...
Cюжет : в кровавом бою глава банды "Местных" (то есть американцев) Билл Пул убивает главу ирландской группировки "Мертвые Кролики", Уэллона по прозвищу "Священник", единственного врага, которого он уважал - всех остальных пришельцев с континента он презирает; сына Уэллона, мальчика Амстердама, отправляют в монастырь, чтобы научить всепрощению - но тот вместо этого укрепляется в ненависти и, выросши, твердо решает покончить с Биллом - способ же для этого он избирает следующий: убить злодея "на глазах у всех", для чего нужно стать его близким другом (в этом Амстердаму поначалу помогает встретившийся на улице давний знакомый Джонни, служащий Пулу ирландец, позже он становится скорее лишним) Выдумать задуманное окажется не так просто - сначала Амстердаму предстоит многое узнать о городе, правилах, по которым в нем живут, узнать, как связан его враг с политикой (и с конкретным политиком, мистером Твидом), а также познакомиться с симпатичной девушкой Дженни, которая окажется еще одной причиной для ненависти к Пулу; чем ближе к финалу, тем понятнее - один человек, будь он даже самым доблестным, ничего сделать не может (здесь речь не только о мести, параллельно развивается история о борьбе банд с всеобщей мобилизацией для войны Севера и Юга - в финале две истории сойдутся), лишь множество верящих в одну идею людей добьется успеха....
Постановка : критики (серьезные, не любители, вроде меня)
уже писали и про родство фильма с некоторыми советскими
фильмами 30-ых, и про родство с американскими историческими
сагами, снятыми несколько позже (самая известная, дошедшая до
наших дней - "Бен Гур"); не могу не согласиться, общего много -
сцены боев с их замедленными размытыми движениями
поначалу кажутся копией чего-то, знакомы и старательная
прорисовка окружающего мира, и скрупулезная историчность, даже,
пожалуй, неспешные комментарии главного героя...
Вот только снимал "Банды" все-таки Скорсезе, и рука Мастера
видна ясно - он отлично знал, что именно
из уже использованного следует взять, как использовать,
как правильно смешать ( так на моей памяти - а я
за десять лет зрительского стажа все-таки кое-что
посмотрел - раньше не смешивали), чтобы (пусть не сразу, но достаточно
быстро) фильм брал за душу, и его героям начинали сопереживать,
не обращая внимания на некоторую "ходульность", время от времени
встречающуюся в сценарии.
Музыка : в основном в фильме звучит музыка в стиле "фолк", а также реальные мелодии показываемых лет, что помогает лучше "погрузиться" в атмосферу; лишь на заключительных титрах, следуя неписанной традиции последных лет, пустили написанную специально для фильма песню группы "U-2".
Актерские работы : при первом просмотре обращаешь
внимание прежде всего на главных героев, так уж построен фильм;
из второстепенных персонажей мне запомнился лишь один...
Леонардо ДиКаприо (Амстердам Уэллон) в этом фильме проявил себя как
неплохой драматический актер, а никак не "смазливое личико",
которым его регулярно обзывали - фильм несомненно был бы совсем
другим без его неспешных закадровых комментариев, в которых
он намеренно отстраняется от действия, без глубокой
веры, убежденности в своей правоте, звучащей
в нужные моменты (ни разу ДиКаприо не фальшивит), без хитрости, проявляемой
время от времени, наконец, без нежности, которая актеру всегда
хорошо удавалась (при развитии любовной линии, которая "разбавляет"
уличную жестокость); Дэниел Дей-Льюис (Билл Пул) играет еще
одного фанатично преданного своего делу человека, вот только
и фанатизм совсем другой (более яростный, я бы сказал - герой ДиКаприо
убивает по обычаям кровной мести, а герой Дей-Льюиса
готов убить любого, кто кажется ему "не таким"), и человек
(поначалу хочется применить слово "вожак", именно это приходит на ум
при наблюдении за его грубыми манерыми, простецким
поведением, иными словами, один из разбойников, просто
он по воле Судьбы забрался наверх - при этом
за таким "фасадом" скрывается нежная, тонкая душа, как становится ясно
из одной неожиданной сцены в середине фильма, да и сам
"фасад", как понимаешь ближе к финалу, не так прост, вначале за
грубостью не заметно одной очень важной составляющей, затем же она
начинает "просвечивать" - в Билле Пуле становится заметно то, что
хочется назвать высоким словом "честь", да, он понимает ее по-своему,
применяет вовсе не ко всем, но все же она есть, если бы не было,
он и с врагами, и с друзьями поступал бы по-другому); что же
до Камерон Диаз (Дженни) , ей мало где "развернуться" - в нескольких
сценах требуется решительность, целеустремленность, в нескольких других - нежность,
со всем этим актриса прекрасно справляется, но запоминается
ее работа с одного раза плохо, очень уж мало ее зритель видит.
Что же до второстепенных персонажей, с первого раза запоминается
только хитроватый политик мистер Твид, играющий против всех правил,
использующий банды, чтобы бесчестно победить конкурентов, причем
легко меняющий одну банду на другую, если требуют обстоятельства
(его блисталельно сыграл актер Джим Броудбент , плохо
узнаваемый не только из-за грима, но из-за того, насколько он
"вжился в роль" и стал непохож на многих прошлых сыгранных киногероев).
В целом: повторю то, что уже говорить про "Охотника на оленей" - вновь фильм заслуживает высшей оценки вопреки недостаткам (которых, если приглядеться, не так уж и мало - пусть они и мелкие); все-таки создавали его люди несомненно талантливые!
31 августа- Гарри Поттер и Зал Тайн.
Гарри Поттер и Зал Тайн [Гарри Поттер и Тайная Комната]
(Harry Potter and the Chamber of Secrets), 2002.
Авторы: Дж. К. Роулинг (роман), Стив Клоувс(сценарий).
Режиссер: Крис Коламбус.
В главных ролях: Дэниел Рэдклифф,
Руперт Гринт, Эмма Уотсон.
ОЦЕНКА: 5-.
Что это: экранизация второй повести о Гарри Поттере; несмотря на все перешедшие из первого фильма недостатки - излишнюю быстроту и схематичность, перенасышенность спецэффектами, "раздутость" некоторых сцен, в целом второй фильм все же производит лучшее впечатление - то ли потому, что ничего особенного уже не ждешь, то ли за счет большей "сбалансированности"...
Cюжет : в данном случае опускаю даже его краткое изложение; если вы решили посмотреть фильм, думаю, сюжет книги вам известен.
Постановка : у меня есть одна большая
претензия к Крису Коламбусу:
он словно все время куда-то торопится, подгоняя себя и не давая
долго заниматься "бытописательством", без определенного
количества которого (до него Коламбус не дотягивает) любой
фильм, по-моему, смотрится плохо; в результате
большинство актеров просто не может "развернуться", получается
это только у художников и создателей спецэффектов, раскрашивающих
книжные страницы весьма яркими красками.
Что же до более мелкой претензии - несколько сцен, в романе
все-таки бывших второстепенными (например, встреча
с Арагогом и его пауками в Темном Лесу) в фильмы чересчур
раздута, зрителей изумляют вовсю, "давя на чувства" спецэффектами; есть
также несколько случаев, когда в романе сцена важна, однако
длится она все-таки не очень долго, в фильме же ее увеличиваются,
опять же, чтобы зритель ее уж никак не мог забыть (самый
яркий пример - схватка Гарри с василиском в финале)...
Если же претензии "оставить за скобками", нельзя не признать,
что нарисован мир Гарри добротно, нет ничего, с чем хочется
не согласиться, а кое-что теперь трудно представить другим (Добби,
скажем, в котором слились мастерская компьютерная анимация и
блистательная озвучка).
Музыка : неплохие "второплановые" мелодии, помогающие прочувствовать происходящее, Джон Уильямс вполне "на уровне"; правда, основная мелодия, звучащая в начале и конце фильме, подкачала - это почти точная (сказал бы "точная" , но, может быть, сколько-то нот отличается) копия музыки Уильямса из титров сериала "Один Дома".
Актерские работы : для начала - краткое впечатление
от игры актеров, изображающих главных героев: Дэниел Рэдклифф (Гарри)
мне лично понравился еще в первом фильме, во втором он играет не хуже
(правда, чтобы это понять, желательно посмотреть фильм по-английски,
в крайней случае в синхронном переводе, не уверен, что
профессиональный актер сможет точно передать его манеру игры) - одна
моя знакомая говорили, что он чересчур сух, неэмоционален, мне
так не кажется, по-моему, Рэдклифф проявляет достаточно
эмоций, не много и не мало, в результате он, действительно, мало кричит,
мало бурно удивляется и ведет себя по-детски,
но образ при этом создает, причем образ, с которым спорить
не хочется (описать этот образ с одного просмотра не могу - он состоит
из разных подобразов в разных частях фильмах, разных интонаций
в разных фразках, из которых пока запоминается мало, и если
я буду об этом писать, получится банально; скажу лишь одно - расхождения
образа с книгой я не вижу); как и в первом фильме, удачны, как и там.
находятся сильно "на заднем плане" проказник Рон, отлично сыгранный
Рупертом Гринтом (который, кроме обычных интонаций, отлично
изобразил страх в сцене с пауками - словно боится актер, не герой),
и умница Гермиона (ее сыграла
Эмма Уотсон ), постоянно блещущая знаниями и умениями, легко
находящая выход из любой проблемы, ужасающаяся
отмене экзаменом - в этом фильме отлично проявилось
и то, что она девочка, видно, как она обижается после оскорблений,
как ее мучает перемена собственного вида, нигде при этом нет
наигранности.
Что же до второстепенных персонажей, с первого раза мне лучше всего
запомнились следующие: вновь мало появляющийся на экране, но
запоминающийся реалистичной грубостью и отсутствием манер дядя
Вернон (актер Ричард Гриффитс ); эльф Добби, вернее, его
голос (актер Тоби Джонс ), блистательная писклявая отчаянность, попытки
донести до Гарри что-то очень важное, более спокойные (но
все равно взволнованные) объяснения, корение
себя, наконец, пылкая благодарность в финале; в одну секунду
переходящая от ругательств к материнской заботливости миссис Уизли
(актриса Джули Уолтерс ); грубоватый, диковатый, но при этом добрый Хагрид, образ
которого по сравнению с первым фильмом совсем не изменился
(актер Робби Колтрейн ); достойный определения
"Злодей" с большой буквы Луций Малфой с его медленными фразами, произносимыми
с расстановками - так, что сразу ясно, сейчас будет издевка, сейчас
спокойная констатация факта - словами (актер Джейсон Айзекс );
больше всего заботящийся о собственной популярности, думающий
прежде всего о себе - и желающий, чтобы то же делали и другие -
профессор Локхарт, в финале обнаруживающий
еще и известное коварство (его сыграл один из лучших шекспировских
актеров 90-ых Кеннет Брана ); наконец "Мальчик-Загадка" Том Риддл,
в котором зловещесть лорда Вольдеморта смешалась с интонациями
недоучившегося студента - поначалу как студент, причем похожий
на Гарри манерами, он и появляется, в финале же две интонации борются
друг с другом (актер Кристиан Коулсон ).
Что же до учителей Хогвартс, перешедших из первого фильма, здесь
по-прежнему удачно работают госпожа Мэгги Смит , великая
актриса, когда игравшая Дездемону в паре с самим Лоуренсом
Оливье (спокойная и рассудительная профессор МакГоннаголл, проявляющая
эмоции лишь раз-два за фильм), Ричард Харрис , в последний
раз перед смертью сигравший мудрого и доброго Альбуса Дамблдора
(честно скажу - я не уверен, что следующий актер будет так же
хорош, как он), Алан Рикман , блистательно играющий зловещего
на вид, то язвительного, то коварного по разговору (манера речи,
как и у Айзекса, проработана отлично) профессора Снейпа, наконец,
Дэвид Брэдли ,
сыгравший то суховатого (когда видит нарушение правил), то яростного
(когда превращается в камень его кошка, миссис Норрис) смотрителя
Филча.
В целом: да, недостатки в фильме есть, однако при этом он получился лучше, чем предыдущий, и, следовательно, заслуживает высшей оценки; конечно, не "пятерки", но, раз уж недостатки не слишком отвлекают от просмотра, "пять с минусом" поставить можно.