01 июля - Какие сны в том смертном сне приснятся.
Какие сны в том смертном сне приснятся [Куда приводят мечты]
(What dreams may come), 1999.
Авторы: Ричард Мэтисон (роман), Рон Басс (сценарий).
Режиссер: Винсент Уорд.
В главных ролях: Робин Уильямс,
Аннабелла Шиорра, Куда Гудинг-мл., Макс фон Сюдов.
ОЦЕНКА: 5+.
Что это: фильм, который от многих других представителей жанра отличает прежде всего сценарий - что не случайно, ведь это не сварганенная наспех поделка, полная штампов, а старательная экранизация романа известного в США писателя-мистика Ричарда Мэтисона; также весьма любопытны спецэффекты, интересны художественное решение и работы сыгравших главные роли актеров.
Cюжет : у супружеской пары Кристи и Анни Нильсенов погибают дети, они с трудом приспосабливаются к жизни без них, ранее безупречно крепкий брак дает трещину - но трещина не успевает расшириться, когда Кристи погибает (как и дети ранее) в автомобильной аварии; теперь ему приходится приспосабливаться к жизни духа, которая, по мнению Мэтисона, гораздо сложнее, чем думают люди (без помощи проводника, Альберта, уже несколько лет живущего в загробном мире, Кристи во многом не разобрался бы). Меж тем жена Кристи, как оказывается, "связана с ним душой", не может жить без него, кончает жизнь самоубийством - и, как велят небесные законы, оказывается в аду; теперь Кристи (или - так его звали самые близкие люди - Крису) приходится отказаться от обжитого было Рая и вместе с найденным Альбертом Следопытом отправиться в Ад, чтобы вызволять любимую...
Постановка : Винсент Уорд помог лучше воспринять сценарий, используя в фильме медленный, "тягучий" монтаж, давая зрителям прочувствовать, что происходит (не всегда для этого необходимо долго показывать происходящее и заниматься "бытописательством" - порой хватает и пары штрихов); ему же помогли художник-постановщик, придумавший необычное воплощение для Рая и Ада (основанное на работах известных художников) и воплотившие Рай и Ад на экране создатели спецэффектов (над последними работали сразу несколько независимых компаний).
Музыка : Майкл Кэмен написал тихие, намеренно не выходящие "на первый план", но при этом важные для понимания того, что происходит в сцене, ее настроения классические мелодии, к ним подмонтировали другую известную музыку, которая, что любопытно, "сшилась" с произведениями Кэмена так, что незаметно, где кончается одно и начинается другое.
Актерские работы : Робина Уильямса (Кристи/Крис Нильсен) многие ругали, говорили, что он может сыграть лишь несколько простых эмоций, и роль это губит - я не согласен, лучшего актера на главную роль подобрать трудно, Крис Уильямса может быть радостен и печален, решителен и взволнован, яростен и спокойно-раздумчив, деловит и душевен, все эмоции этот несомненно хороший актер изображает одинаково убедительно, нигде не "переигрывая"; смотря на Аннабеллу Шиорру (Анни Нильсен) , понимаешь, о чем говорит сценарий, что такое "родственные души" - актриса так играет, так изображает эмоции и перепады эмоций (вернее, изображает такие эмоции и перепады эмоций), что становится ясно, почему Анни и Крис Нильсены сошлись, что привлекло их друг в друге ; Куба Гудинг-мл. (Альберт) играет весьма необычного "проводника в мир мертвых" - это совсем не Вергилий Данте, оригинальность достигается за счет "афроамериканских" (т. е. немного утрированных, выставляемых напоказ) манер актера, его "афроамериканской" певучей речи, наконец, того, как его герой себя ведет - сопереживая Крису (порой кажется, что чересчур), заботясь о нем - почему он так себя ведет, становится понятно лишь примерно в середине фильма, после неожиданного сюжетного поворота; к сожалению, мало появляется на экране один из главных героев, сыгранный Максом фон Сюдовым (ветераном, игравшем еще в мистической драме Ингмара Бергмана "Седьмая печать") Следопыт - успеваешь заметить лишь суховатую деловитость сначала, тон объясняющего урок учителя далее и неожиданный проблеск эмоций (забота, сострадание, любовь) ближе к финалу, что ж, даже на это посмотреть приятно; что же до остальных, они при первом просмотре плохо запоминаются - это не значит, что они плохо играют, напротив, играют хорошо, есть несколько отличных эпизодических ролей (например, хорошо сыгран один из погибших детей Криса, пытающийся добиться независимости подросток, неплох образ "вросшего в землю" (торчит лишь голова - см. поэму Данте "Ад") человека, которого Крис принимает за своего папу), значит лишь то, что они мало появляются на экране, в основном внимание зрителя приковывают к главным героям.
В целом: несомненно, один из лучших мистических фильмов последних лет, заслуживший высшую оценку, "пять с плюсом".
02 июля - Другие.
Другие (The others), 2001.
Автор: Алехандро Аменобар.
Режиссер: Алехандро Аменобар.
В главных ролях: Николь
Кидман, Алакина Манн, Джеймс Бентли, Фионнула Фланниган,
Эрик Сайкс, Илейн Кэссиди.
ОЦЕНКА: 5+.
Что это: фильм, продолжающий развивать открытую знаменитым "Шестым чувством" тему общения живых и мертвецов - достаточно, впрочем, оригинальный (и по сценарию, и по режиссуре), "клоном" его назвать никак не хочется, да и "вариацией на тему" тоже, сценарист/режиссер скорее говорит - а по-моему, создатель "Чувства" М. Найт Шъямалан не во всем прав, по-моему, вот здесь и здесь он ошибся.
Cюжет : после того, как на войне пропал без вести ее муж, Чарльз, полубезумная англичанка Грейс вынуждена одна заботиться о своих больных детях (у них аллергия на дневной свет), одновременно хлопоча по дому; наконец, не выдержав, она решает дать объявление в газету - и, как ей кажется, дает (на самом деле забытое объявление валяется на столе), после чего в доме появляются услужливые слуги, заботливая миссис Миллз, старательный мистер Таттл (классические английские типажи - служанка и садовник), и их загадочная помощница, немая Лидия. Всем вместе им приходится столкнуться с загадочной ситуацией - в доме звучат исходящие неведомо откуда голоса, предметы неожиданно перемещаются с места на место; объяснение этому быстро находит дочь Грейс, Энн, однако поначалу ей верит лишь пугливый брат, Николас, мать принимает ее слова на веру нескоро; постепенно, однако, завеса тайны начинает приподниматься, становится понятно, с чем (вернее, с кем ) столкнулась семья Грейс; впрочем, все это никак не готовит зрителя к неожиданному, как и в "Шестом чувстве", переворачивающем все с ног на голову финалу.
Постановка : больше всего экранного времени, как и в "Шестом чувстве", занимают старательные "бытописательские" сцены, прорисованная до мелочей жизнь английской усадьбы, сверхъестественное же "на заднем плане", оно почти не показывается, зритель видит лишь его воздействие на главных героев; есть, впрочем, и ряд сцен, когда Аменобар намеренно давит на зрительскую психику, пугает, намеренно отказываясь от медленного монтажа и переходя к быстрому, рваному, знакомому зрителям фильмов ужасов (такого Шъямалан все-таки не делал) - впрочем, им есть объяснение в сценарии, они связаны с поведением полусумасшедшей Грейс и ее отношением к происходящему в доме.
Музыка : да, написанные режиссером мелодии (и звучащий в фильме вальс Шопена) помогают прочуствовать происходящее на экране, однако они все-таки "на заднем плане", изображение и актерские работы кажутся мне гораздо более важными.
Актерские работы : Николь Кидман (Грейс) неожиданно убедительно изображает полусумасшедшую героиню, которая лишь несколько раз за фильм ведет себя как спокойная, деловитая (разве что чересчур "подвинутая" на религии - я ничего против религии не имею, но здесь религия превратилась в манию, а это, по-моему, недопустимо) англичанка, в основном зритель видит волнительность, нервные срывы, слышит крики и отчаяние в голосе, еще в нескольких сценах (когда к Грейс ненадолго возвращается ее муж, который вскоре исчезает вновь) удается заметить печаль, понять, что жизнь Грейс очень сложна ("удается заметить" я говорю, т. к. сцены коротки); Алакина Манн (Энн) , как и Николь Кидман, играет не совсем нормального человека - собственно, продолжая ассоциации, можно сравнить ее роль с ролью Хейли Джоэля Осмента в "Шестом чувстве", герой Осмента поначалу был пуглив, не понимал, как жить со своим даром "видеть мертвецов", героиня же Манн с самого начала знает, что делать, деловито объясняет другим, что происходит, кто издает загадочные звуки, чего они хотят, и очень обижается, когда ей не верят, решительность и деловитость сохраняется в ней до самого финала, она не теряет голову в самых тяжелых обстоятельствах (лишь в самом конце фильма "срывается"), кроме деловитости, в ее героине несколько раз заметны нежность и заботливость, а в самом начале фильма она является классическим "трудным подростком"; а вот Джеймс Бентли (Николас) на протяжении всего фильма боязлив, волнителен, это в его герое самое важное, другие эмоции не так старательно "прорисованы", при первом просмотре почти не запоминаются (хотя они, несомненно, есть - просто сценарий нечасто дает возможность их показать); что касается Фионнулы Фланниган (миссис Миллз) и Эрика Сайкса (мистер Таттл) , кого они играют, я уже говорил в описании сюжета - в общем-то, сказал, и как играют (вспомните какой-нибудь старый английский фильм, в котором были заботливая служанка и старательно-суховатый cадовник, добавьте к интонациям первой протяжности для большей мистичности, и вы это поймете), впрочем, впечатление от их работы все равно сильное (собственно, дело в том, что именно классичности и требует сценарий - чтобы происходящее в финале не стало для зрителя неожиданным), что же до их спутницы, немой Лидии, сыгранной Илейн Кэссиди , она все время "на заднем плане", появляется на экране достаточно надолго, чтобы ее заметить, лишь несколько раз, и за эти несколько раз оценить ее работу я не смог; из второстепенных персонажей запоминаются лишь Чарльз (актер Кристофер Экклстон ), затерявшийся во времени и пространстве, не понимающий, где он и что с ним происходит, да еще, пожалуй, ненадолго появляющаяся в финале женщина-медиум, пытающаяся "достучаться" до загробного мира, монотонно повторяя одни и те же вопросы (собственно, именно благодаря интонациям она и запоминается).
В целом: один из лучших мистических фильмов последних лет, ни в чем не уступающий "Шестому чувству", еще одному "авторскому" фильму на ту же тему.