14 мая - Мелкие мошенники.
Мелкие мошенники (Small time crooks), 2000.
Автор: Вуди Аллен.
Режиссер: Вуди Аллен.
В главных ролях: Вуди Аллен, Трейси Ульман,
Илейн Мэй, Хью Грант.
ОЦЕНКА: 5-.
Что это: одна из тех поздних комедий Вуди Аллена, которые не считаются его режиссерскими удачами - лично мне она понравилась (да, это не лучший фильм Аллена, но тема "хитрые воры" подана в ней достаточно необычно, и сценарий в целом любопытен), но, если вы не любитель фильмов этого режиссера и/или жанра авантюрного фильма, лучше, думаю, пропустить ее... .
Cюжет : грабитель-неудачник Рэй с группой глуповатых товарищей решает ограбить банк, так уж все складывается, что ограбление проваливается, а "маскировка" - магазин по продаже печенья, где работает жена Рэя, Фрэнчи (прозвище - от имени "Фрэнсис"; получается слово "француженка"), становится весьма популярным и преврашается в большую корпорацию; а семейная чета, соответственно, в богачей. Теперь жена хочет вести себя как персона из высшего света, а муж меняться не желает, в результате они расходятся, Фрэнчи влюбляется в элегантного Дэвида, которого попросила научить их с Рэем культуре и культурности (Рэй быстро понял - это не для него), а ее муж - с кузиной жены, Мэй, некогда нанятой для работы в злополучном магазине и сорвавшей ограбление, теперь же готовой помочь в новых преступлениях; к счастью, в финале Рэй и Фрэнчи вновь сходятся вместе - для этого Аллен придумал необычный сюжетный поворот, показывающий, чего стоит каждый из главных героев...
Постановка : как всегда у Аллена, крепкая, с прорисовкой персонажей в одних сценах, с быстрым и динамичным действией под музыку в другом; единственный недостаток - порой во время динамичных сцен идут сценарно важные диалоги, при этом актерская игра заглушается музыкой.
Музыка : джаз, как всегда у Аллена, задает ритм в многочисленных драматических сценах, помогает созданию настроения в более спокойных; кроме того, когда это необходимо по сюжету, звучит классическая музыка, играющая ту же роль.
Актерские работы : сам Вуди Аллен (Рэй) сыграл свой обычный
образ, простоватого человека с быстрой, волнительной
речью, совсем не желающего ничего возвышенного,
желающего оставаться таким же, каким был, всю жизнь, иметь деньги для того, чтобы
тратить их, а не для того, чтобы давать приемы; относительно новое
в образе - то, что Рэй неудачник, все его грабежи проваливались, он это
знает, но все равно рассчитывает на удачу и раз за разом испытывает судьбу
(окружающие за это считают его дураком - да, пожалуй, дурачком, чем-то
вроде средневекового шута, он и является); Трейси Ульман (Фрэнчи)
сыграла поначалу женщину, вполне довольную бедностью, недовольную
разве что хитростями мужа, над которым она по обыкновению посмеивается; позже, когда
семейная пара - уже богачи, вместо этого появляется страстная женщина,
отчаянно желающая соответствовать своему положению и очень старающаяся
научиться нужным для этого манерам - так как при этом Фрэнчи (что
актриса отлично показывает) осталась все той же грубоватой дамочкой, попытки часто выглядят
смешно; наконец, в финале она такая же, как в начале; Илейн Мэй , сыгравшая
героиню по имени Мэй (видимо, Аллен
изначально писал роль "под нее"), прежде всего запоминается
благодаря шепеляповости, появляющейся у героини во время волнений - кроме этого, запоминаются
ее быстрота и суетливость в одни моменты фильма и, напротив, раздумчивость, некоторая
медлительность в другие; Хью Грант (Дэвид), как поначалу кажется,
сыграл своего обычного романтика/умницу/героя-любовника, в котором
возвышенность чувств соединена с особой "британской" манерой построения
фраз - но, как показывают одна сцена в середине фильма и одна в конце, на самом деле
он вовсе не положительный герой (при этом, как ни странно, манеры Гранта вполне "ложатся"
на сценарный образ)
Остальные герои мне при первом просмотре не заполнились....
В целом: конечно, не лучший из фильмов Вуди Аллена, даже до оценки "отлично" (не говоря уж о "пяти с плюсом") он не дотягивает - но все же и "четыре" я ему ставить не стал, это, по-моему, его принижает, ведь недостатков все-таки не так много.
15 мая - Голливудский финал.
Голливудский финал (Hollywood ending), 2002.
Автор: Вуди Аллен .
Режиссер: Вуди Аллен.
В главных ролях: Вуди Аллен, Теа Леони,
Марк Райделл, Трит Уильямс.
ОЦЕНКА: 5.
Что это: один из тех фильмов, которые следует смотреть, если вам нравится или стиль режиссера, или жанр "кино про кино", или и то, и другое - в противном случае он вам не будет интересен; зато и поклонники жанра, и поклонники Вуди Аллена найдут в нем много интересного.
Cюжет : Элли, бывшая жена некогда известного режиссера Вэла Ваксмана (вынужденного зарабатывать съемкой рекламы - так низко он пал), а ныне - любовница известного продюсера Хэла, предлагает сделать режиссером нового фильма Хэла своего бывшего мужа; Хэл соглашается, и вот уже Вэл руководит на съемочной площадке, попутно переругиваясь с Элли ("Как ты могла влюбиться в такого идиота?!"), а его новая подружка, Лори, готовится играть одну из героинь... И вдруг Вэл слепнет; между тем эта картина - его последний шанс, его менеджер Эл убеждает продолжать съемки, сам помогая вне съемочной площадке, найдя помощников для съемок - сначала это переводчик китайца-оператора, позже, когда тот неожиданно вынужден уехать, его заменяет Элли, что приводит к множеству смешных последствий и (в финале) к одному серьезному. Как ни странно, съемки удается закончить - и, конечно же, картина проваливается, что очень не нравится Хэлу; впрочем, в фильме с таким названием не может не быть "хэппи-энда", который Аллен и придумал, решив и личные, и творческие проблемы Вэла Ваксмана...
Постановка : Аллен не может, по-моему, снять плохо, даже когда его собственный сценарий "хромает" (а в этом фильме это так - журналистка Андреа Форд, разрушающая союз Элли и Хэла, в один момент просто пропадает с экрана; за ней, казалось бы, должны бегать, умолять не открывать узнанную ей тайну слепоты Вэла, а про нее просто забывают), в этом фильме он, понимая, что киносъемки трудно показать динамично, почти отказался от любимого "действия под музыку", сосредоточившись на бытописательстве - в результате изучение персонажей увлекает, и на слабости сценария во время просмотра не обращаешь внимания.
Музыка : вновь у Аллена звучит создающий настроение джаз; в этом фильме, впрочем, он играет не такую важнуж роль.
Актерские работы : главный в этом фильме - Вуди Аллен (Вэл Ваксман), на фоне
которого остальные блекнут, он вновь сыграл своего нервного, быстрого киноперсонажа, однако
на этот раз это профессионал, и за нервной речью глупости совсем не видно, говорит
человек несомненно умный, понимающий, что происходит, думающий прекде всего о деле (правда,
здесь есть проблема; это, как обычно у Аллена, ипохондрик, постоянно
"раздувающий" проблемы из ничего) - когда же сценарий требует других эмоций, в основном на экране мягкий, романтичный
герой, напоминающий (как и сценарий) о лучших алленовских драмах, лишь время от времени
проскальзивают комично преувеличенные, как бы показанные в кривом зеркале
эмоции; что же до его ближайшего окружения, то с первого просмотра запоминаются
лишь общие ощущения об эмоциях - женская импульсивность, эмоцмональность
у сыгравшей Элли актрисы Теа Леони (интересно, что в последних
картинах Аллена часто встречается такой тип женщин); напротив,
спокойная уверенность, хладнокровность у агента Эла (актер
Марк Райделл); грубоватость, возвышение себя и принижение остальных (даже
Элли, на которую он снисходительно смотрит сверху вниз) у Хэла
(актер Трит Уильямс; интересно, как родителям
актера пришло в голову назвать его "Конфеткой"...?).
Еще запомнились: возлюбленная Вэла, Лори, мало чего
понимающая в жизни простушка, пытающаяся строить
из себя Великую Актрису, ничего не понимая в искусстве (актриса Дебора Мессинг);
журналистка Андреа Форд, похожая то скорее на писательницу (в комментирующих
съемку монологах), то, как и должно быть по сценарию, на цепкую хищницу, то
на девочку-лапочку, обожающую собеседника (актриса Джоди Маркелл); рвано, грубовато говоряший сын Вэла, Тони (актер Марк
Веббер).
В целом: фильм, достойный оценки "пять" - процесс киносъемок в нем представлен вполне убедительно, при этом Аллен не отошел от своего стиля.