"Цивилизация" Сида Мейера (Sid Meier's Civilization), Microprose/MPS Labs, 1990.
Автор и разработчик: Сид Мейер.
ОЦЕНКИ: 4(сценарий), 5(игровой процесс)

Блистательная классика.

С создания игры "Цивилизация" прошло много времени, графика ее кажется примитивной, но концепция не устарела - попробуйте-ка развить целый народ, добиться, чтобы он был лучшим как в древности, так и в будущем (т.н. "игра за бога" - хотя здесь это скорее "игра за бессмертного лидера"). Такие вызовы всегда привлекают...

Все так, как в жизни.

Классического сценария в этой игре, как и всех ее последователях, нет, классических персонажей - тоже (да, есть правители-конкуренты, но они схематичны), главного героя - тем более...

Нет и особого сюжета; впрочем, кое-что все-таки есть - вы должны провести выбранный вами народ через множество лет (с 4000-ого до н.э. до 2000 н.э.), ухитриться не только не испортить отношения с соседями, но и развить науку - чтобы в результате, опередив всех соперников, запустить корабль к Альфе Центавра (о жизни на ней Мейер через много лет рассказал)... Помогать вам будут как созданные в городах структуры (в том числе и Чудеса Света - как классические, так и добавленные Мейером), военные, а также ряд гражданских специалистов (тоже создаются - видимо, имеется в виду, что их натренировывают).

Иными словами, простенький сюжет заслуживает четверки по трем причинам - во-первых, он идеально привязан к созданному миру, во-вторых, существует многовариантность (мир откликается на действия главного героя - причем очень точно).

Есть еще и "в-третьих" (для меня это главное) - существует т.н. "Цивилопедия", в которой описаны все научные открытия, а также присутствует ряд другой интересной информации.

Главное же: этот сценарий так похож (что, вроде бы, странно...) на реальную жизнь, что во время игры по-настоящему ощущаешь себя ответственным за судьбу народа.

Сложнейшая система.

Внимание: я всегда играю на легчайшем уровне "Вождь" ("Chieftain"), о нем и пойдет речь.

Многовариантность появляется еще с начала игры - вы можете не только выбрать себе народ из гигантского списка (каждый правитель снабжен определенными характеристиками, а значит, разнится и то, как на него реагируют), вы также можете сказать, где будете играть - на Земле, на случайно сгенерированном мире или на мире, который создадите сами (это чрезвычайно просто).

Далее начинается игра, разделенная (что чрезычайно удобно) на последовательность ходов; т.е. вам предоставляется возможность спокойно думать, пока вы не скажете "Кончаю ход", враги не двинутся с места...

Для того, чтобы ваше королевство процветало, вы должны по крайней мере основать столицу; однако реально одного города, конечно, мало - его надо развивать, однако параллельно - пока это возможно - основывать и другие.

Кроме того, вы должны (для этого есть особые гражданские - они же основывают города) обустраивать местность вокруг городов, а также, естественно, заполнять белые (в игре - черные) пятна на карте; не проходите мимо разбросанных там и сям хижин, в них есть много полезного!

Внутри городов вы должны "создать" военных и оборонительные структуры, а также ряд структур, которые позволяют ему развиваться, приносить более денег (или, напротив, улучшать науку), еше они могут делать счастливее его жителей- какие, говорить не буду, это чересчур детально... Скажу только, что Чудеса Света влияют не на город, где построены, на всю цивилизацию, а также на ваши очки - а так не отличаются от обычных зданий. Впрочем, это не раздражает...

Однако так вы можете построить лишь могучий, но никак не ученый народ... Конечно же, надо развивать науку, вам в начале игры (по крайней мере, так было на моем уровне) предложат список областей, которые уже можно изучать; ряд из них предоставит вам новые здания, некоторые - улучшенных военных или гражданских (напр., вместо самых простых военных, названных почему-то "милицией", благодаря одному открытию вы приобретете фалангу), наконец, есть такие, которые откроют возможность изучения новых областей.

При этом скорость изучения зависит от того, сколько денег вы пускаете в науку, сколько - в казну, а сколько отдаете народу... От этого также зависит то, сколько денег у вас в казне (а за этим все время приходится следить), а также - насколько счастлив ваш народ. Впрочем, есть ряд способов сохранить разумный баланс (например, поизучать, затем накопить деньги, затем опять поизучать, при этом часть денег постоянно давать народу).

При этом то, как народ себя ведет, зависит от выбранной системы правления... Да-да, в игре возможно их менять - сначала, конечно, надо открыть! Поиграв, поймете, что и у демократии есть свои минусы (Мейер необычно критичен), не только у других систем.

Игра, впрочем, не состоит только из развития вашего народа - рано или поздно вы столкнетесь с другими (даже если живете на острове - мореплавание-то освоите!)... Тут уж все зависит от ваших склонностей и способностей к дипломатии - лично я предпочитаю всегда кончать дело мирно, если нужно, что-то уступать, однако можно и воевать...

Война проста - всякий военный обладает как нападательной, так оборонительной силой, обороне помогает ряд сооружений (например, городские стены - логично, не правда ли?), при войне надо не потерять все свои города (т.е. хорошенько их защитить), можно захватывать другие (предварительно внимательно изучив нападательные силы и выбрав военных с сильнейшей)... Еще разумно применять (когда появится возможность) дипломатов (вначале надо открыть определенное умение) - здорово помогают (причем почему-то не только при переговорах - и при диверсиях) Если чувствуете, что проигрываете, советую договориться о мире!

Впрочем, есть один народ, с которым договориться никак нельзя - варвары... Они регулярно нападают на города, еще они сидят в хижинах; вообще, они здорово портят жизнь (все время приходится думать об обороне!) - как же хорошо, что в будущих играх появилась возможность их убрать! Это - одна из тех причин, по которой я не могу поставить игре пять с плюсом...

В конце игры прибавляется еще один компонент - когда ваши ученые откроют ряд технологий, вы получите возможность построить определенное Чудо Света (по Мейеру); когда же это будет сделано, вы должны будете "методом тыка" подобрать лучшие компоненты для своего корабля (чтобы он долетел до Альфы Центавра быстрее других) - к сожалению, на это отдано чересчур мало времени... Это - вторая из повлиявших на оценку причин.

Еще есть ряд дополнительных факторов, влияющих как на очки (с последними я пока не очень разобрался) - например, создаваемое компьютером загрязнение окружающей среды, с ними, впрочем можно бороться - так и на другие факторы (например, существует несколько типов местности - т.е. пустыня, тундра, лес и т.п. - от того, где стоит город, будет зависеть скорость его развития).

Интуитивно понятный интерфейс.

На самом деле, интерфейсов несколько; одного для такой сложной игры не хватило...

Во-первых, есть группа меню сверху экрана - там вы можете не только сохранять/загружать игру и выходить из нее, вы можете изучить свое королевство, а также что-то в нем изменить (например, те же налоги), еще вы можете изучить свое положение в мире, пообщаться с другими народами, отдать выбранному военному/гражданскому приках и, наконец, полистать превосходную "Цивилопедию" (написана не хуже учебника!).

Есть т.н. "городской экран" (туда попадают, два раза кликнув на знак города на карте, представляющей игровой мир) - там меню нет, информация представлена графически (правда, закодирована - надо экспериментировать, разбираться), внизу экрана есть несколько опций, позволяющих как оглядеть город, так и что-то построить (об этом позже); выход осуществляется, если не ошибаюсь, по клавише ESCAPE (хотя, насколько я помню, есть и опция в меню - впрочем, возможно, это так лишь в следующих играх).

Строить чрезвычайно просто - при нажатии на соответствующую кнопку (еле легко узнать - рядом место для картинки того, что вы строите, обычно там присутствует какое-то изображение, а сбоку от нее - еще кнопка, позволяющая купить строимое сразу - если хватит денег) выскакивает список, вы просто выбираете, что строить, нажимаете на него - и все!

Наконец, есть еще управление выбранным военным/гражданским - здесь можно сказать, куда идти (часто будет выбран плохой путь), а можно вести, пользуясь клавишами на клавиатуре...

Что же касается общения с лидерами других народов (или, в терминах игры, цивилизаций) - оно представлено в виде "диалоговых деревьев" (т.е. постоянно присутствует несколько вариантов разговора - правда, один часто никуда не ведет), что радует сердце мне - любителю приключений.

Просто, но со вкусом.

Графика предельно проста - мир представлен в виде карты (вы как бы смотрите с верху), на нем позднее появляются плоские картинки, обозначающие город; так же изображаются и военные/гражданские.

Городской экран также представлен в виде плоской картинки, но есть возможность "осмотреть город", и там картинка уже объемна - анимации, правда, нет, зато она есть (простенькая) при построении какого-либо здания.

Гораздо лучше анимированы лидеры цивилизаций - вроде бы так же просто, а движения получаются вполне реалистичными, и это оживляет переговоры...

Довольно примитивны анимационные вставки в начале и конце игры - что ж, в 1990-ом так не казалось... Да и вообще - я всегда говорил, что в играх меня привлекает не графика!

Ничего особенного.

В 1990-ом голосов в играх не было, мало было в них и музыки - так обстоит дело и в "Цивилизации"... Есть, конечно, некоторое количество простеньких мелодий, но на атмосферу игры они не влиют - впрочем, они и не отвлекают от нее, а это хорошо.

Почувствовать дух игры, как это ни странно, лучше позволяют простенькие, но понятные звуки, которые очень старательно подобраны...

Заключение.

Если вы любите стратегии, не пропустите эту игру - это один из лучших представителей жанра! К тому же многое из того, что ныне считается само собой разумеющимся, родилось именно в ней...

Hosted by uCoz