Багдадский вор (Thief of Bagdad), 1940.
Авторы: Лайос Биро(сценарий), Майлз Мэллисон (диалоги).
Режиссеры: Людвиг Бергер, Майкл Пауэлл, Тим Уэлан.
В главных ролях: Сабу, Джон Джастин, Джун Дюпре, Конрад Вейдт, Рекс Инграм.
ОЦЕНКА: 5+

Классика жанра.

Сейчас уже не скажешь, почему продюсер Александр Корда в предвоенные годы решил обратиться к сказке "Багдадский вор", по которой лет за двадцать до того уже был снят фильм - между прочим, знаменитым Дугласом Фербенксом...

Зато точно можно сказать другое - Корде и собранной им команде (в которую, кстати, входил знаменитый режиссер-фантаст Уильям Кэмерон Мензиес) удалось затмить Фербенкса, так что о его фильме сейчас вспоминают разве что кинокритики да знатоки, при этом позже повторить успех "Вора" 40-ых не получилось ни у кого - несмотря на то, что режиссеры могли пользоваться более совершенными спецэффектами, и им не мешала Вторая Мировая Война, заставившая команду Корды попотеть...

Любовь, злодейство и волшебство.

Внимание: фильм называется "арабской сказкой", арабы - мусульмане, в фильме довольно много обращений к их религии...

Некий правитель приплывает на корабле в неназванный город, встречается с женщиной в черном и произносит много загадочных фраз, зритель узнает, что "она" спит, а также - что нашли "слепого нищего"...

И правда - на базаре стоит нищий-слепец с удивительной собакой, которая (что показано в специальной сцене) легко отличает фальшивые монеты от настоящих...

Женщина в черном (как выясняется, ее зовут Халима - с ударением на второй слог) по приказу своего спутника привозит нищего (с псом) в дом своего господина, там же его уговаривают рассказать свою историю.

Тот объясняет, что пес некогда был мальчиком - воришкой по имени Абу, который частенько не просто воровал, но помогал беспомощным, сам же он был не кем иным, как султаном Ахмадом - султаном, увы, несчастливым и нелюбимым народом, поскольку между ними стоял злой визирь Джафар...

Ахмад сомневался, что следует устраивать столько казней, и Джафар подговорил его, переодевшись, изучить народ - "ты увидишь, каков он"... Когда же султан услышал, как его не любят, услышал, что все ждут легендарного Освободителя - маленького мальчика, который поразит тирана с небес Стрелой Справедливости - слуги Джафара захватили его и бросили в темницу, где уже сидел Абу.

Умница Абу смог выкрасть у начальника тюрьмы ключи от камеры и сбежал вместе с Ахмадом, которого считал сумасшедшим (Джафар велел объявить, что в тюрьму бросили безумца, считающего себя султаном, султан же умер - визирь займет его место)... Скоро, однако, он понял, что ошибся - за беглецами послали отряд стражников, - Ахмаду так хотелось иметь друга, что он уговорил Абу вести себя с ним, как с обычным человеком.

Теперь, когда двое свободны, они решили воспользоваться свободой и отправится в город Басру...

Ознакомившись с тамошними достопримечательностями (Ахмад также научился воровать) и узнав, что султан обожает игрушки, двое увидели странную процессию, - смотреть на нее никто не желает, все мчатся прочь... Оказалось, это едет местная принцесса, а смотреть на нее запрещено под страхом смерти - что ж, Абу и Ахмад спрятались на крыше, оттуда бывший султан увидел принцессу и, естественно (сказка же!), влюбился с первого взгляда, - Абу вынужден помогать устроить встречу.

Воришка так ловок, что все выходит - и (что неувидительно - опять законы жанра...) теперь уже принцесса влюбилась в Ахмада, и они договорились встретиться на следующий день... Пришлось Абу, который уже собрался покидать город, опять помогать другу.

Вот только на следующее утро в Басру прибыл Джафар. Познакомившись с собранием игрушек, он заявил, что у него есть что добавить - и представил волшебного летающего коня, который так султану понравился, что тот был готов променять его на собственную дочь... Та, конечно, этого стерпеть не смогла и убежала из дворца.

Стражи, искавшие принцессу, нашли Абу и Ахмада, которые забрались в сад - те собрались открыть, кто такой Джафар, но узурпатор (он, оказывается, еще и маг) ослепил одного, другого же превратил в пса, затем же сообщил, что заклятье будет разрушено, когда он обнимет дочь султана...

На этом слепец завершает свой рассказ - и тут ему сообщают, что ему повезло - принцесса в одном с ним доме, хозяин купил ее на неволничьем рынке, куда она попала, заблудившись в пустыне, она спит загадочным сном... Ахмад пробуждает принцессу, после чего его - по приказу Джафара - убирают из дома, впрочем, он оставляет там пса - Абу. Принцессе же - она поняла, что возлюбленный ослеп, - Халима советует отправиться на корабль знаменитого врача, что она и делает, взяв с собой пса.

Как только принцесса оказывается на корабле, тот отчаливает, пес-Абу оказывается на палубе, и его бросают в море; к принцессе же приходит Джафар, который объясняет слова своей служанки - делать нечего, приходится бросаться к злодею в объятья...

Заклятье снято, и Абу с Ахмадом - человек и зрячий - находят лодку и мчатся к кораблю, где Джафар пытается убедить принцессу влюбиться в нее - мол, Ахмад ее все равно забудет... Завидев корабль, он вновь использует магию - и выводит двоих противников из игры.

Принцессе же он советует повелевать - та пробует, велит вернуть ее домой, Джафар выполняет (смотри, мол, как тебя люблю)... Вот только когда он видит, что султан Басры не отдаст ему дочь, раз та не хочет ("пока я жив, этого не будет"), он его убивает, воспользовавшись любовью к игрушкам...

Меж тем Абу оказывается на пустынном острове, на берегу которого валяется бутылка... Что делают герои арабских сказок в таких ситуациях? Правильно! Открывают бутылку! Потом, конечно, жалеют - джинны же, злодеи, после пары тысяч лет освободителя убить решают... Абу, естественно, злодея обхитрил, и тот согласился служить ему.

Воришка хочет увидеть Ахмада - оказывается, для этого нужно Всевидящее Око, которое находится в голове у Богини Света, достать же его может лишь герой... Абу заявляет, что всегда хотел быть героем, и хохочущий джинн (мол, ты - герой...?) отвозит его в храм.

Там Абу приходится пройти через темный лабиринт, сразится с чудищем-пауком, но он - несмотря на страхи - справляется и достает Око, что джинна восхищает... Посмотрев в Око, воришка видит своего друга и говорит второе желание (первое он потратил на мелочь, не заслуживающую упоминания - посмотрите, увидите, на что) - он хочет оказаться рядом с ним.

Когда же они встречаются, Абу дает Око Ахмаду, чтобы тот смог исполнить свое единственное желание - посмотреть на принцессу... Та меж тем собирается вдохнуть аромат голубой розы, которая заставит забыть про любовь - бывшего султана разъяряет то, что он не может оказаться рядом, и он ссорится с воришкой - тот в запале на "Хотелось бы мне оказаться в Багдаде!" отвечает "Я бы хотел, чтобы ты там был!", и в результате исчезают друг (желание исполнено) и слуга (три желания сказаны).

Оказавшись в Багдаде, Ахмад пробивается к принцессе - и колдовское действие розы кончается (видимо, имеется в виду, что любовь сильнее магии) - тогда Джафар велит посадить обоих в темницу и казнить на рассвете.

Абу видит, что друг в беде, но помочь не может - а просто глядеть он не хочет и разбивает Око, в результате он оказывается в стране, где живут обитатели Золотого Века, которая превратились в камень, увидев жестокость людей, оживают они, лишь когда рядом кто-то юный... Воришку делают царем и дают ему лук и стрелы, чтобы поражал несправедливость, а также показывают летающий ковер, прося его не брать.

Абу вынужден не прислушаться к просьбе - ковер может помочь ему спасти друга; попросив прощения у Аллаха, он крадет ковер и мчится в Багдад, где уже готовится казнь... В последний момент воришка ее останавливает (согласно пророчеству из начала фильма), спасает друга, потом они вдвоем спасают принцессу, после чего Абу поражает (уже не с небес) тирана Джафара Стрелой Справедливости.

Ахмад вновь становится султаном, а принцесса - его женой, что же касается Абу, его они хотят сделать мудрецом, а позже - визирем, но он отказывается и отправляется искать приключений...

Разные стили, разные актеры.

За фильм ответственны множество людей - это и режиссеры, указанные в титрах, и братья Корды (продюсер и художник), и, я уверен, Мензиес, возможно, кто-то еще, при этом каждый, видимо, отвечал за свой фрагмент - и в результате фильм составлен из сцен, снятых совершенно по-разному, которые при этом складываются в безупречную картину...

В фильме есть сцены философские, есть медленные, тягучие сцены мусульманской жизни, есть быстрые юмористические сцены (где юмор - в словах, не в поскальзывании на банане), есть медленные и спокойные любовные сцены, есть хорошие, классические приключенческие сцены, сцены, похожие на тогдашние триллеры (не те, где кровь льется рекой - где читателя держат в напряжении), сцены с поразительными механизмами (игрушки султана - и приготовленные для него Джафаром), которые породили фирменный стиль анимации Терри Гилльяма, - словом, проще сказать, чего там нет (эротики, - все-таки сороковые! - гор трупов да подобных крайностей), чем перечислить все, что есть... Для меня до сих пор загадка, почему фильм производит впечатление - даже при ясно видных переходах.

Особенно следует отметить команду, создававшую спецэффекты (режиссер Лоуренс Батлер) - да, сейчас они все выглядят примитивно, но тогда показать огромную фигуру джинна, летящую над землей, или искусственную бурю так, как это сделано в "Воре", мало кто мог...

Наконец, нельзя не упомянуть музыку и песни, написанные известным венгерским композитором Миклошем Рожей (или Ружей) - идеально подходят ко всем сценах...

Теперь поговорим об исполнителях главных ролей.

Воришку Абу сыграл любимец Корды, индус Сабу - видимо, роль писалась специально для него... Надо сказать, что сыграл он ее великолепно! Воришка получился хитрым, умным, простым снаружи, но непростым внутри, умеющим играть эмоции и проявлять их по-настоящему, стремящимся найти приключения, увы, вроде бы трусливым (что ему мешает), да только на самом деле гораздо более храбрым, чем думает сам - словом, все, что было написано в сценарии, он показал, более того, еще и раскрасил яркими красками...

Джон Джастин (Ахмад) играет не такого простого персонажа, как сначала кажется... Это не только герой-любовник (хотя сцены, связанные с этим чувством - как, кстати, и вообще с чувствами, например, с дружбой с Абу, яростью при виде Джафара, отчаяньем) у него получаются вполне убедительными), также он и философ, и (в начале) слабый, неуверенный в себе человек, и удивляющийся всему пришелец (когда переодет), и - ближе к концу - правитель, являющийся достойным внуком своего деда...

Джун Дюпре (принцесса) создает образ прежде всего из чувств - это и любовь, и отчаянье, и удивление, и радость, и грусть, проявляемые в разные моменты, причем всякий раз удачно... Что ж, именно такой принцесса и должна быть!

Конрад Вейдт (Джафар) - весьма интересный актер... Он не делает своего персонажа злодеем с помощью злобного смеха-кашля или яростной речи, нет, Джафар спокоен, благороден, даже, пожалуй, аристократичен (за исключением, разве что, тех двух случаев, когда он избавляется от Ахмада и Абу - здесь появляются зловещие интонации), при этом он добивается любви, как всякий нормальный человек - зловещим все это делает сценарий

Рекс Инграм (Джинн) - один из первых актеров, сознательно работавший в эксцентричной манере... У джинна все, как и размер, немного преувилено - говорит он громко, смеется оглушительно, чувства также всегда гротескно преувиличены (при этом лучшее из них - несомненно радость!). Именно поэтому довольно маленькая роль запоминается...

Другие персонажи не хуже, но появляются в кадре ненадолго, особо запоминающейся их игру ничего не делает (запомнил я лишь образ султана Басры - этакий суетящийся старичок - но его актер не успевает развить) - она просто добротная... Впрочем, вполне хватает и этого!

Заключение.

"Багдадский вор" - один из лучших фильмов-сказок за всю историю кино; если вы интересуетесь этим жанром, пропустить его никак нельзя.

Hosted by uCoz