Красавица и Чудовище (Beauty
and the Beast),1991.
Авторы: Шарль Перро (сказка), Линда Вулвертон (сценарий).
Режиссеры: Гэри Трусдейл, Кирк Уайз.
Главные роли
озвучивали: Пейдж О'Хара, Робби Бенсон.
ОЦЕНКА: 5.
Возвращение к пройденному.
"Красавице и Чудовище" - один из мультфильмов, снятых в эпоху т. н. "возрождения студии Уолта Диснея"; конечно, он уступает классике уровня "Белоснежки" - и коротковат, и вторичность чувствуется...
И все же пусть он и не заслуживает высшей оценки, "пять с плюсом" (шедевр), оценку "пять" (отличный фильм) ему нельзя не присудить - очень уж он хорошо придуман, нарисован и озвучен.
История древняя, как время.
"Красавица и чудовище" - сказка... Следовательно, не требуется тщательнейшего прописывания характеров, старательного раскрытия отношений; все подается коротко, чтобы ребенку было и понятно, и не скучно.
Для начала - краткий пролог, история того, как самолюбивый принц и все его слуги подпали под заклинание могучей феи, объяснение того, что необходимо сделать, чтобы это заклинание снять; уже здесь проявляется одно из достоинств мультфильма - ненавязчивое внушение моральных ценностей...
Затем же начинается, казалось бы, совсем другая история - история Белль (Красавицы; вернее, более правильный перевод - "Краса", так сказать, "красна девица"), дочери изобретателя Мориса, живущей в маленьком городишке - и мечтающей о чем-то большем, романтичном; да об отношении к ней жителей городишки (и влюбленного в нее самолюбивого, туповатого охотника Гастона)...
Так уж случается, что в результате рокового стечения обстоятельств Морис оказывается в плену у зловещего Чудовища (заколдованный принц из пролога)... Чтобы спасти его, Белль решается остаться в замке зловещего зверя; это дарует надежду всем обитателям - дело в том, что для снятия заклинания необходима девушка.
Однако, несмотря на все попытки обитателей замка сделать пребывание девушки в нем приятным, она в конце концов решается бежать. И здесь сценаристы приберегли отличный сценарный поворот, дарующий всем надежду...
Впрочем, через некоторое время следующий поворот так же легко и быстро разрушает кажущийся неизбежным "счастливый конец"... Дело в том, что параллельно с основном историей разворачиваются истории Мориса, пытающегося спасти дочь, и Гастона, готового на все (в том числе и на подлость), лишь бы заполучить Белль; теперь все три истории объединяются.
Финал четко показывает различие столкнувшихся мещанского мира мелкого городка и более возвышенного мира замка; логично, думаю, было бы завершить историю меланхолично-грустным концом, но в детском мультфильме, к тому же американском, это невозможно - и по мановению волшебной палочки (вспомните пролог - поймете, чьей) печальная сцена превращается в радостную.
Светлая сказка.
Для удобства разделим разговор про рисунки на обсуждение задников и персонажей...
Что касается первых, найдено удачное решение - все они светлы... О чем бы ни шла речь, используются яркие, радующие глаз цвета; для разных мест, разных настроений - отличающиеся, однако даже самые мрачные сцены не делаются темными, для создания меланхолического настроения используется другое (дождь в финале, к примеру)...
Что же касается стиля рисунков, ничего особенного про него сказать не могу; возможно, кто-то найдет здесь французскую живопись, кто-то (как когда-то, на расцвете демократии, сделал кто-то из критиков) - неприкрытые цитаты из "Красавицы и Чудовища" в версии французского драматурга и режиссера Жана Кокто; я же могу сказать лишь одно - ни шаржей, ни приукрашивания я на этих рисунках не вижу... В мультфильме показываются самые разные места (самые разнящиеся - конечно же, город и замок; но и внутри замка множество различий), и все они выглядят вполне реалистично.
Самая яркая, приятная в этом смысле сцена - конечно же, счастливый финал.
Среди персонажей люди в основном изображены реалистично - и внешний вид вполне соответствует голосу (а в мультфильмах имено озвучивающий актер определяет восприятие образа), и одежда вполне соответствует тому времени - единственное исключение, пожалуй, зловещий хозяин сумасшедшего дома (блистательный эпизодический образ, о котором еще пойдет речь ниже) - его лицо сделано намеренно немного карикатурным, нереалистичным, чтобы отложиться в памяти зрителя.
Жители заколдованного замка - отдельный мир... Во-первых, есть Чудовище - почему-то ему предан вид ходящего на задних лапах льва, и поэтому выглядит оно не слишком страшно (если бы не озвучка, могло бы быть даже симпатичным - по крайней мере, пока не оскаливает острые клыки). Во-вторых, есть заколдованные слуги, и здесь создатели мультфильма решили пошутить - среди слуг есть подсвечник по имени Люмьер (не только фамилия знаменитых братьев, еще и "свет"), ходячие часы, в имени которых есть спрятанное слова "шестеренка", добрая служанка-чайник (ее фамилия и не замаскирована)... То, что они реалистично смотрятся, при нынешнем уровне анимации неудивительно, удивительно, что они не раздражают, не кажутся неуместными, напротив, с самых первых кадров принимаешь одушевленный образ неодушевленного предмета и с трудом принимаешь финал, где те же голоса исходят от живых людей. Конечно, частично это заслуга актеров, сумевших подобрать правильную манеру речи под движения своих персонажей - но, несомненно, в той же степени и заслуга аниматоров, сумевших создать эти движения.
В кратком финале те же жители замка представлены в виде людей - не таких реалистичных, как большинство жителей городка, скорее намеренно шаржированных, чтобы создать комический эффект и выгодно оттенить ставших романтичными возлюбленными Белль и принца (для чего намеренно изменена одежда, в случае принца - выбраны черты лица).
В этом мультфильме важен и ритм - некоторые сцены намеренно сделаны быстрыми, другие, наоборот, медленными, затянутыми. Внутри сцен неправильного ритма я не нашел; моя претензия к фильму - общая смазанность истории, однако это не вина мультипликаторов и режиссеров, выжимающих из сценария все, что возможно, это вина сценариста...
Весьма важную роль играют и закадровая, сопровождающая сцены музыка, и музыка к нескольким сюжетно важным песенным номерам; композитор Алан Менкен блистательно справился со своей задачей, создав множество приятных, задерживащихся в памяти мелодий.
Удачнейшим оказался подбор актеров - причем и на главные, и на второстепенные роли. Да, данный мультфильм не требовал живых, развитых образов, требовал масок - но ведь и маски бывают разными, здесь же неудач я не вижу...
Самый удачный образ - образ Чудовища, созданный актером Робби Бенсоном. Дело в том, что по ходу мультфильма Чудовище сильно меняется - бывает и злобно рычащим, и неумело пытающимся изобразить хорошие манеры, и печальным, и влюбленным, медленно находящим в глубине души забытые чувства и манеры, наконец, ближе к финалу - мрачным, принявшим свою судьбу, осознавшим цену морали; конечно, есть еще и романтичный приц из самого финала... Все эти миниобразы у Бенсона выходят одинаково убедительными - и именно поэтому выбранный аниматорами образ не просто не раздражает, его принимаешь с первых кадров.
Удачен (пусть у актрисы и меньше возможностей развернуться) и образ Белль, озвученной Пейдж О'Хара. Здесь перемен меньше - и все же они есть; Белль может быть классической романтической героиней с преувеличенными чувствами - причем я имею в виду не только любовь, но и печаль, отчаяние (самый большой по экранному времени образ), может быть обожающей исследовать окружающий мир, может быть любящей дочерью, может, наконец, быть и неожиданно ядовитой (в сценах с Гастоном). Опять же, озвучивать пригласили ту актрису - наигранности, неубедительности в озвученных репликах нет.
Второстепенные образы более просты - но от этого не менее удачны... Блистателен простоватый, любящий и жизнь, и женщин ироничный солдат-подсвечник Люмьер (актер Джерри Орбах), и капитан-часы Когсворт (Шестеррен), то бывающий нервным, то самоуверенным, в один момент блистательно пародирующий гида, в основом же изображающий слегка надутого придворного - это получает неожиданное развитие в финале (актер Дэвид Оджен Стайерс), и мудрая, знающая жизнь и ее тайны, одновременно же являющаяся заботливой матерью - и сразу отнесшаяся к Белль как к дочери - старушка-чайник миссис Поттс, госпожа Чайнник (озвучила ее, между прочим, Анджела Лансбери, известная телезрителям как миссис Флетчер), и наконец, любопытнейший ребеночек-чашечка Чип (актер Брэдли Пирс).
Среди людей, намерено отведенных совсем уж на задний план, запоминающихся образов три. Два достаточно важны, чтобы запомниться - это уже упоминавшийся мной туповатый, самоуверенный силач Гастон, озвученный актером Ричардом Уайтом, и его помощник, "деревенский дурачок" ЛеФу (актер Джесси Корти); а вот третий (опять же, я уже говорил о нем - появляющийся в двух коротких сценах хозяин сумасшедего дома) совсем мал, но уж очень хорошо озвучен актером (по всей видимости, это актер Тони Джей - его персонаж афористично назвал "месье Д'Аркк", г-н Тьма) - забыть фразу "Отвратительно! И как же прекрасно...!" с ее непередаваемым переходом от одной интонации к другой невозможно...
Наконец, нельзя не упомянуть песенные номера, играющие в этом мультфильме весьма важную роль. Визитная карточка мультфильма - хор "Будь нашей гостьей", классический мюзикловый номер с песнями и плясками, в котором знатоки видят отсылки к мюзиклам 30-ых, я же могу, в свою очередь, отметить одно из первых использований компьютерной анимации (размножение чашек и тарелок) - в свое время оно поражало, теперь интересно как история... Номер, конечно, удачно нарисован и не менее приятно спет, но, по-моему, он чуточку затянут, да и не слишком подходит его напор к рассказываемой в мультфильме романтичной (т. е. немного грустной, тягучей) истории; хотя. с другой стороны, и чуждым он не кажется. И все же было бы лучше, если бы было чуть больше "прослоек" наподобие отличного куплета "Ах, как жизнь скучна/Слуги, коль он не служит", напеваемого подсвечником-Люмьером и часами-Когсвортом, осыпаемыми солью, как конфетти - что-то в этом куплете есть от Джо Дассена!
Лучше смотрится пародийный номер, где жители городка прославляют Гастона, вскоре и он сам вступает - хотя, казалось, и он не совсем соответствует по ритму; но зато он и покороче, и внутри номера гораздо меньше повторов и в музыке, и в словах...
Но все же лучшие номера - это именно романтичные, медленные; прежде всего, несомненно, напетая Анджелой Лансбери песня "История, древняя как время", но и дуэт Красавицы и Чудовища, открывающих новые чувства (в финале он переходит в песню слуг) не менее удачен...
И, конечно, нельзя не отметить самую разностороннюю, объединившую самые разные стили песню из начала (впоследствии частично повторяется) - здесь выражены и чувства самой Белль, и отношение к ней мещан, и чувства Гастона... И все, что удивительно, под одну музыку, подходящую ко всем словам!
Заключение.
"Красавице и Чудовище" - один из лучших мультфильмов 90-ых... Если у вас есть ребенок, обязательно покажите ему этот мультфильм; да и взрослым посмотреть его можно - отлично снимает усталость!