Пьеса: Три сестры.
Автор: Антон Чехов.
Постановка: Валерий Белякович,1999.
В главных ролях: Нина Персиянинова, Ольга Иванова, Карина Дымонт.
ОЦЕНКА: 5+
Странный Чехов.
Одной из первой постановок Театра на Юго-Западе были "Старые грехи", композиция по рассказам Антоши Чехонте... Нет ничего удивительного в том, что по взрослении театра многие стали ждать постановки серьезных пьес уже Чехова.
Ждать пришлось двадцать лет, а когда постановка наконец появилась, она далеко не всех устроила; уж очень она была нестандартной - и в смысле обращения с текстом, и в смысле режиссерских находок, мне, помню, тогда гораздо больше понравилась вторая чеховская постановка, "Чайка", "Сестер" же я смог понять и полюбить, лишь пересмотрев и спокойно обдумав...
Злоключения одной семьи.
Кратко излагать чеховскую драматургию чрезвычайно сложно - и все-таки я попробую...
В некотором провинциальном городке живут три сестры - Ольга, Маша и Ирина... Много лет назад они уехали из Москвы, теперь же стремятся в нее вернуться, тем более что после смерти отца им, как и их брату Андрею (который хочет стать профессором) делать там нечего; к сожалению, уехать не так просто, ведь средняя сестра Маша замужем за местным учителем Кулыгиным, а старшая - Ольга - работает учительницей в гимназии; ничего вроде бы не связывает с городом лишь младшую, Ирину - на самом деле это не так, ведь она влюблена в военного Тузенбаха, который город не может покинуть.
Действие начинается на именинах Ирины, где присутствуют, помимо вышеперечисленных, несколько других военных (из них активное участие в действии позже примет лишь странноватый Соленый) да местный доктор - и пьяница - Чебутыкин, который позже прочтет один из лучших монологов пьесы (о монологах я поговорю отдельно, после изложения сюжета)...
Идут разговоры как про жизнь, затем же Ирина заявляет, что желает работать, не может без работы жить, начинается обсуждение этого заявления, затем разговор перескакивает на нового батарейного командира Вершинина, который почти сразу и появляется - как оказывается, он некогда (еще в Москве) видел сестер; тут же призывают брата, который музицировал на веранде с местной девушкой, в которую влюблен...
Это было своеобразное вступление (здесь все рассказать легко) - дальнейший сюжет мне чрезвычайно трудно рассказать, пользуясь традиционными методами, поэтому я прибегну к необычной форме (вполне возможно, что позже эту часть обзора я изменю)...
Итак, я разделяю обзор на рассказы о судьбе каждой из сестер и судьбе Андрея, а также связанных с ними событиях - во время первого и второго действий (здесь имеется в виду деление Беляковича)...
Для начала - про первое действие.
Что касается Ольги, то ее судьба (по крайней мере, в этой сценической версии) наиболее туманна, из обрывков мне удалось выкроить вот что - еще в первом действии, насколько я помню, она перестает быть простой учительницей и становится (против своего желания) начальницей гимназии; во втором действии эта сюжетная линия разовъеться, но не сильно...
Не слишком часто появляется на сцене и Маша, но здесь картина предельно ясна - с мужем ей скучно, в городе жить скучно, и поэтому она влюбляется в Вершинина, а он, пожалуй, в нее; вот только ничего серьезного из этого выйти не может, ведь он должен заботиться о своей жене (которая регулярно порывается покончить жизнь самоубийством - приходится срываться с места, спасать, - и двух дочках)...
Ирина же находит себе работу (сначала - на телеграфе, где потом - не ясно); впрочем, особенно радостно ей от этого не становится, она устает, а счастья не видно... Тем более что и Тузенбах как-то перестает радовать (по-видимому, почувствовав изменение отношения, он ближе к концу действия решает выйти в отставку)...
Что же касается Андрея, то он делает предложение Наташе- той местной мещанке, в которую влюблен, - и, женившись на ней, начинает медленно, но верно превращаться из человека творческого в чиновника, причем он это осознает и сам, но ничего поделать не может (то, что ему это неприятно, выражается, в частности, в разговоре с посыльным управы Ферапонтом)... Жена его меж тем пытается построить жизнь в доме по-своему, например, в конце первого действия не позволяет принять ряженых, так как ее сын болен, впрочем, пока что от нее удается отмахиваться ("Не принимать ряженых? Хорошо, сами к ним выйдем!" - за точность цитаты не ручаюсь)...
Теперь поговорим про действие второе...
Оно начинается с пожара, где все мечутся; все спасаются, военные (и Тузенбах, вышедший-таки в отставку) тушат, а сестры стараются приютить побольше погорельцев (причем здесь жена Андрея выставляет им ультиматум - мол, я здесь хозяйка! - который в данной постановке выглядит особенно зловещим).
После же вновь начинается спокойная неторопливая жизнь.
Ольга уезжает из дома (начальница гимназии - жить должна там), предварительно окончательно испортив отношения с Наташей, которая изо всех сил старается выгнать из дому старую служанку Анфису (в итоге приходится забрать ту с собой; мешанство победило, как видите).
Маша по-прежнему влюблена в Вершинина - вот только тот вместе с полком уходит из города (сам полк - вскоре после пожара, командир - в самом конце), и ничего у нее не выходит.
Ирина вначале не знает, как жить, - Тузенбах ей совсем не нравится (а Ольга убеждает все равно жениться - любовь не так уж и важна...); после ухода полка Тузенбах решает тоже уехать (работать на кирпичном заводе), и она решает уехать вместе с ним (учить тамошних детей), что не может не радовать Наташу (наконец-то останется в доме одна)... Вот только Тузенбаха убивает Соленый, который еще в первом действии сказал Ирине, что в нее влюблен, понял, что она к нему равнодушна, и заявил, что счастливых соперников у него быть не должно; а теперь вот узнал, что есть. И все же Ирина решает не забывать про мечту и уезжает...
Что же касается Андрея, то он окончательно превращается в чиновника, это чувствуется по изменившемуся тону разговора с Ферапонтом, ничего творческого в нем не остается; вдобавок он еще и играть начинает (если быть точным, этот мотив впервые появляется еще в первом действии), и в итоге долги достигают таких размеров, что он оказывается вынужден заложить дом, не посоветовавшись с сестрами (а когда об этом заходит разговор - если не ошибаюсь, ночью, после пожара, - он сестрам грубит).
Конец максимально открыт - известны все факты, изложенные мной выше, больше ничего; сестры читают блистательный монолог, и спектакль завершается...
Монологи заслуживают отдельного разговоры; ведь они как помогают лучше понять тех персонажей, про которых я говорил выше, так и просто понять целый ряд других, которые интересны прежде всего из-за них; сейчас я кратко изложу содержание наиболее значительных.
Во-первых, весьма существенен спор Тузенбаха и Вершинина - первый считает, что если человек будет трудиться, то сможет добиться счастья при жизни, второй же - что счастье возможно лишь через триста лет... Если судить по развитию событий в пьесе, автор скорее на стороне второго.
Во-вторых, есть монологи, которые лучше помогают понять второстепенных персонажей - это и монолог Чебутыкина из сцены пожара, объясняющий, что пьет он потому, что понимает: он - никто, да и окружающие не лучше (только изображают умников); это монолог Соленого о том, что он себя странно ведет потому, что неуютно себя чувствует в обществе (это его поведение настолько фоново, что передать его здесь невозможно, а меж тем оно составляет важную часть пьесы); наконец, это монологи Кулыгина, который сам себя успокаивает - мол, все хорошо, я живу прекрасно, работа у меня чудесная - и приводит ряд примеров худшей жизни (которые я опущу - не все же рассказывать!).
Наконец, это монологи главных героев, лучше помогающие помочь их судьбу (их я здесь опущу - я довольно подробно про судьбы говорил выше; упомяну лишь звучащий незадолго до финала монолог Андрея, который яростно убеждает себя, что его дети все-таки станут творческими людьми)...
Что же касается финального монолога, то про него сказать ничего не могу - право, это надо слышать!- могу лишь высказать собственное мнение о нем - по-моему, автор в нем четко показывает, какие из выше введенных философских моментов ему действительно близки...
Я еще раз приношу извинения за некоторую сумбурность изложения; к сожалению, по-другому сложнейшее переплетение сюжетов я передать не могу (четко поделить на сцены, как другие пьесы, не получается).
Отступление от традиций.
То, что постановка нетрадиционна, понятно становится еще в начале - да, вполне традиционны манипуляции с заменившими щиты из "Макбета" решетками (кроме них, на сцене стоит еще рояль), но музыка какая-то чересчур тягучая, а движения - чересчур медленные... А тут еще начинается игра на рояле (такого точно раньше не было!), потом захлопывается его крышка, и происходит мгновенный переход (это тоже новое) к разговорной сцене.
Предчувствия не обманывают - привычных сцен в спектакле мало, динамично лишь начало второго действия, еще классичен (в рамках традиций данного театра) финальный монолог, произносимый под привычную музыку (а после него - удачнейшая находка - сестры выталкивают рояль со сцены)...
Что же касается других, более ранних монологов, то они произносятся - почти всегда - под музыку, которую играет на рояле либо говорящий, либо кто-то другой, находящийся на сцене. Впрочем, ряд монологов вообще не сопровождается музыкой...
Играемая на рояле музыка является фонов и для ряда диалогов (вообще, почти вся музыка в спектакля такова); вообще, рояль является своеобразным символом старой, умирающей жизни - это особенно ощущается, когда Наташа залезает на него во время предъявления Ольге ультиматума (выглядит жутко). Есть и еще один символ, скрипка Андрея, на которой он играет в начале - но как только он женится, приходится про нее забыть (вернее, в первой после женитьбы сцене он ее еще гладит; но потом она не появляется).
Весьма важен также такой звуковой эффект, как бой часов - подобран совершенно нестандартный и заставляющий меня вздрагивать звук...
Есть еще некоторое количество звуковых эффектов, но они мне не запомнились; динамики же, как я сказал, нет почти совсем (что нетрадиционно), есть, впрочем, некоторое количество близких к динамическим сцен, сопровождаемых все той же музыкой, исполняемой на рояле (например, так переданы отношения Маши и Вершинина); есть и небольшое количество сцен, сопровождаемых другой музыкой; есть также ряд удачных режиссерских находок, которые больше подходят для традиционалисткого театра и которые будут непонятны, если вырвать их из контекста...
Наконец, нельзя не упомянуть костюмы - все персонажи одеты в современную военную форму (вернее, почти все - кроме некоторых гражданских; но вовсе не всех - сестры в их число не входят). Это довольно часто встречается в мировом театре - а вот в российском пореже.
В целом постановка эта настолько необычна, что произвела на меня впечатление чего-то нового - а меж тем ко всем традиционным приемам Валерия Беляковича я уже привык...
Крепко сбитая команда.
В этом спектакле многие появляются на сцене ненадолго... Как ни странно, это относится и к двум сестрам.
Нина Персиянинова (Ольга), к сожалению, на сцене проводит совсем мало времени... В результате успеваешь лишь понять, что она создает образ боевитой сестры, которая старается сносить все жизненные невзгоды, однако порой все же чувствует себя не в своей тарелке (поздние взаимоотношения с Наташей и Андреем) - прочувствовать же игру не успеваешь
Ольге Ивановой (Маша) отделено не многим больше сценического времени; однако здесь игра (как и положено по пьесе) гораздо больше построена на эмоциях, и поэтому успеваешь, наоборот, прочувствовать то, что она создает образ полусумасшедшей сестры, которая не может жить в рамках и старается вывести за них и Вершинина - но, к сожалению, не успеваешь понять, как этот образ относится к тексту (уж очень мало текста ей отведено).
Карина Дымонт (Ирина) проводит на сцене больше времени, более того, ее героиня по ходу пьесы эволюционирует; поэтому здесь удается увидеть сразу несколько образов (причем они насколько компактны, что понял и принял я их еще в первый раз) - сначала она играет девочку, верящую, что в работе найдет счастье, потом усталую девушку, неуверенную, что счастье возможно, эта девушка превращается в по-прежнему несчастливую женщину, ближе к финалу кажется, что эта женщина обрела цель жизни, а вместе с ней и счастье, в конце же становится понятно, что счастья не будет, хотя то, что хочет, она осуществит...
Вячеслав Гришечкин (Андрей) играет неожиданно серьезную роль; в начале он блистательно изображает человека, которого тянет к высокому, и ему неприятно спускаться на землю, затем же начинается быстрый спуск, и с каждой сценой он становится все мельче и мельче (актер поразительно убедительно изображает это падение); впрочем, последний яростный монолог все-таки оставляет надежду на спасение... Единственное - порой он срывается на крик, впрочем, в этой постановке такое вполне допустимо.
Наташа - одна из лучших ролей Галины Галкиной. Она невероятно убедительно изображает мелочную, бескультурную, глупую - действительно мещанка! - женщину, которая, попав в дом к сестрам, старается забрать власть в свои руки (неприятно, когда выше люди, придерживающиеся нелепых моральных принципов), и в конце концов добивается своего...
Алексей Ванин (Тузенбах) - вначале яростный пропагандист труда, считающий, что лишь работая можно добиться счастья, - однако по ходу пьесы он становится все более усталым и неуверенным... Причем в данном постановке, сняв форму, Тузенбах действительно выглядит хуже, чем в ней - чувствуется, что ему неуютно, Ванин выражает это, сменив осанку...
Валерий Афанасьев (Вершинин) изображает весьма несчастного человека - отсюда и все его заявления про триста лет... Все, чего он добился, поворачивалось неожиданными сторонами, и в итоге он постоянно замучен. К сожалению, он также мало времени присутствует на сцене, а то бы образ был более четок (актер-то блистательный).
Аркадий Наумов (Соленый) на сцене вообще почти не присутствует, но образ странного человека, который не вписывается в рамки провинциального городка, создать успевает; а вот какими методами, я понять, увы, не успел (но что сыграно блистательно, сказать могу).
Владимир Долженков (Чебутыкин) блистательно играет простоватого провинциала, который ничем особенно не интересуется, поскольку доволен жизнью... Единственный взрыв - монолог во время сцены пожара, когда актер блистательно передает отчаяние персонажа.
Кулыгин Сергея Беляковича - нетипичная для него роль. Его персонаж тих и спокоен, пожалуй, его даже можно было ьы назвать провинциальным интеллигентом... Собственно, именно спокойствие - его отличительная черта, и его актер передал блистательно.
Есть еще несколько персонажей, но они мне на настоящий момент не запомнились.
Заключение.
"Три сестры" - один из самых необычных спектаклей Театра на Юго-Западе, уверен, с моей высокой оценкой согласятся не все; ведь и текст необычно обработан (порой напоминает Беккета или Стоппарда, не Чехова), и постановка нетрадиционна... И все же я считаю, что пропускать этот спектакль не следует.