2001: Космическая Одиссея (2001: A Space Odyssey),
1968.
Авторы: Артур Кларк (роман), Артур Кларк и Стенли Кубрик (сценарий)
Режиссер: Стенли Кубрик.
В главных ролях: Уильям Сильвестр, Кейр Даллиа, Гэри Локвуд,
Дуглас Рейн.
ОЦЕНКА: 5.
"Смотрибельная" классика НФ.
Да, фильм Кубрика - классика НФ, фильм, без которого не было бы космической фантастики и "Звездных войн", но ведь вовсе не всегда такая классика приятно смотрится по прошествии многих лет (пример обратного - перегруженный затмившей актеров техникой фильм Герберта Уэллса и Уильяма Камерона Мензиеса "Грядущее").
Меж тем фильм Кубрика не просто приятно смотреть, он снят так, что оторваться невозможно; единственное, что не позволяет поставить фильму высшую оценку - безумный сюрреалистический финал (почище произведений Годфри Реджо, на фильмы которого он немного похож), напоминающий запись наркотического бреда...
Вот упал к нам монолит, вот упал он и гудит...
Замечание: я давно не перечитывал роман Кларка; насколько я могу судить, фильм Кубрика - иллюстрация к нему, однако иллюстрация, равных которой почти нет (разве что "Марафонец" и "Принцесса-невеста", где - как и в "Одиссее" - автор романа является и автором сценария).
Формально фильм состоит из трех частей, реально, однако, частей этих четыре - пролог и основное действие первой части связаны друг с другом меньше, чем вторая и третья.
Для начала, в части "Заря человечества" зрителю показывают жизнь дальних предков людей, почти что обезьян - она меняется с появлением загадочного черного монолита, т. к. неожиданно меняются сами протолюди; затем же (после растиражированного в тысячах пародий кадра перехода) действие переносится в гипотетическое будущее (для смеха - я купил этот фильм как раз в описанном 2001-ом году), где, видимо, Советский Союз (возможно, и Россия, освободившаяся от коммунизма - над этим авторы не задумываются) и США совместно исследуют поверхность Луны, не забывая, впрочем, и о шпионаже, и о конкуренции...
Главный герой этого фрагмента - доктор Хейвуд Флойд - вынужден разрываться между долгом и личной дружбой с несколькими нашими соотечественниками, дело в том, что на поверхности Луны нашли загадочный предмет, о котором миру пока лучше не знать...
После загадочного финала первой части действие переносится на 18 месяцев вперед, на "Войяджер", первый летящий к Юпитеру (отсюда - название части, "Путешествие на Юпитер") корабль с людским экипажем (трое ученых - в анабиозе, двое пилотов - нет, еще есть управляющий всеми системами корабля компьютер ХАЛ-9000, еще один просчет Кларка, считавшего, что к 2001 г., конечно, создадут натуральный Искусственный Интеллект)... На борту корабля происходит неожиданная поломка, в результате тихое, спокойное "бытописательское" действие превращается в тягучий, медленный триллер.
В финальной же части оставшийся от миссии одиночка, судя по всему, добирается-таки до Юпитера (впрочем, судите сами - у меня голова болит, когда я пытаюсь понять, что авторы хотели сказать в этой части, названной "Юпитер - и за пределами бесконечности"), однако если вы ждете объяснений, не стоит - последние кадры порождают только множество мучительных вопросов...
Бытописательство.
Первые две части поражают - все, от жизни древних человекообезьян и до несуществующих космических гигантов, смотрится абсолютно реалистично, словно смотришь не художественный, а документальный фильм...
Достигается это, во-первых, за счет убедительнейшей игры актеров (в результате не хочется никого выделять особо), в том числе и изображающих обезьян (люди в костюмах), во-вторых, вниманием создателей фильма ко всем деталям (и крупным, наподобие вида космических кораблей, и мелким, наподобие внутренностей модуля для выхода в открытый космос, он же EVA), так сказать, старательному прорисовыванию картин, в результате чего некоторые сцены похожи на фрагменты документального фильма из жизни астронавтов, а некоторые другие (после включения режима триллера) длятся больше, чем посчитал бы нужным другой режиссер - и это, вкупе с частым отсутствием в таких сценах музыки и звука, порождает поразительнейший эффект...
При этом ряд сцен, напротив, был бы невозможен без музыки (что приятно - кроме музыки Рихарда и Йоганна Штраусов, а также некоего Георги Личети, в "Одиссее" использован ряд произведений Арама Хачатуряна) - это прежде всего сцены из пролога, в которых выражена кларковская философия (показано, КАК изменились протолюди после прилета монолита), а также из первой части, когда, чтобы ввести зрителя в мир будущего, весьма подробно показываются космическая станция и несколько различных кораблей... Во второй части музыка включается лишь изредка, и тем больше запоминаются громкие моменты.
Кстати. Видевшие "Аэроплан 2" - помните, как двое членов экипажа танцевали в космосе под музыку...? Это отсылка к одной из сцен второй части "Одиссеи"...
Что касается третьей части, то она, как я сказал выше, коренным образом отличается от двух первых. Первоначально набор сюрреалистических картинок (под соответствующую полубезумную музыку) не похож ни на что - быстро (эпилептикам это лучше не смотреть!) сменяют друг друга разноцветные круги, шары, линии, безумные разрезы каких-то фигур, затем внезапно действие замедляется, картины становятся более земными, напоминающими тогда еще не снятый фильм Годфри Реджо "Койянискатци" (и там, и там музыка точно соответствует изображению), под конец же части сюрреализм неожиданно уступает место реализму.
Вернее, это только так кажется - на самом деле в реалистичной сценке больше странностей, чем в яростной смене картинок до того, постепенно это проявляется; трудно назвать реалистичным громыхающий финал...!
Как я уже отмечал выше, все человеческие образы поразительно реалистичны, и ни кого не хочется выделять особо (разве что приятно виделяется на фоне ученых из первой части эмоциональная дочка Хейвуда Флойда, сыгранная дочерью режиссера Вивиан); а вот кого, конечно, нельзя не выделять - блестяще создавшего блистательный образ ХАЛ-9000 актера Дугласа Рейна.
Заключение
Если вас не воротит от НФ, не пропускайте "Космическую Одиссею" - один из лучших образцов жанра!