Двухсотлетний человек (Bicentennial man), 1999.
Авторы: Айзек Азимов (рассказ "Двухсотлетний человек"),он же и Роберт Сильверберг (роман по рассказу "Позитронный человек"), (фильм).
Режиссер: Крис Коламбус.
В главной роли: Робин Уильямс
ОЦЕНКА: 5

Как известный комедиограф фантастику ставил.

Некогда, давным-давно известнейший фантаст, создатель Трех Законов Робототехники Айзек Азимов написал небольшой, не слишком примечательный рассказ "Двухсотлетний человек"... Некоторое время спустя он, как это часто делают на Западе, переписал его в роман, пригласив в соавторы фантаста помоложе (но тоже неплохого) - Роберта Сильверберга.
И вот совсем недавно режиссер Крис Коламбус, создатель, к примеру, "Миссис Даубтфайр", решивший, видно, отдохнуть от создания комедий (тем более что его товарищ Робин Уильямс, сыгравший в "Миссис" главную роль, очень захотел чего-нибудь драматического), взял и поставил фильм по рассказу/роману...
И вот что интересно - получилось хорошо; конечно, это не совсем фантастика (нет-нет, элементы есть, но они - не главное, главное - то, как робот делается человеком, а тут как раз фантастики мало, и она не слишком убедительна), зато это добрый фильм, а это в наше время редкость...

Робот? Нет, человек!

Все начинается с того, что один бизнесмен дарит своей семье новейшего робота; поначалу он никому не нравится, старшая дочь даже убить пытается, но затем, когда он доказывает, что умеет заботиться, создав замену им же разбитой игрушке, младшая его принимает в круг близких друзей...
И вот именно то, что робот способен сам принимать решенья, да еще и создавать оригинальные вещи, поражает его хозяина, в фирме-производителе это толком объяснить не могут, зато могут сказать, что очень хотят робота отдать, но хозяин не отдает. Более того, он начинает обучать робота человеческим особенностям.
Проходят годы (они вообще в фильме скачут с сумасшедшей скоростью - двести лет показать надо, как-никак!), робот приспосабливается к человеческой жизни, а младшая дочь (которую он до самой ее смерти будет звать Маленькая Мисс), выходит замуж, бросив перед этим "Вообще-то есть еще один, но отношенья с ним невозможны"; еще немного, и робот обретает свободу, а вскоре - после смерти бывшего хозяина - и цель: "отыскать таких, как я"...
К сожаленью, никого он не находит, кроме одной со "встроенной личностью" (сам знаменит тем. что такой нет), зато находит изобретателя, который может его сделать больше похожим на человека.
Поиски занимают много лет, так что когда он возвращается к Маленькой Мисс, та уже является дряхлой старухой (которая скоро умирает), впрочем, есть еще и ее внучка, похожая на бабушку настолько, что ее играет та же актриса.
И вот с ней-то он и завязывает дружеские отношения, постепенно превращающиеся в любовь (причем понимает он, что влюблен, лишь увидев возлюбленного своей подруги и испытав чувство ревности); параллельно же робот становится человеком как внутренне, так и внешне.
Став же, он приобретает возможность делать нерациональные поступки (именно из-за того, что он был чересчур рационален, внучка Маленькой Мисс Порша заставляла себя в него не влюбляться - мол, да он и не человек вовсе, нельзя так...), хватает возлюбленную в охапку (буквально), пару раз целует - и вот уже есть возможность проверить, как хорошо работает то, чем снабдил изобретатель.
Остается одна маленькая проблемка - как сделать так, чтобы человеком признали, ведь пока мозг вечен, этого не сделают ("Как же так, бессмертный человек!" - философски замечает Президент Мирового Совета)... Что ж, через некоторое время и тут находится решение, и вот робота объявляют человеком - вот только он этого уже не слышит...

Новое лицо Уильямса и другие новые лица.

Робин Уильямс решился на рискованный эксперимент - на пол-фильма скрыться внутри костюма, так что лицом не поиграешь, только голосом - и блистательно справился с задачей; параллельно он порвал с растиражированным комедийным образом (впрочем, он вообще не любит повторяться) и сыграл робота, который с самого начала очень тонко чувствует, а также очень хочет узнать побольше нового; в ходе фильма он аккуратно меняет образ, искусно играя новые, весьма глубокие чувства, по мере необходимости; когда на свет вновь является его лицо, это помогает.
Что же касается других актеров, то из знаменитостей задействован лишь Сэм Нил, сыгравший хозяина-Сэра, он играет, как и всегда, хорошо, вот только роль маловата -пара неплохих сцен в начале, когда он обучает своего робота, и обучает очень похоже на настоящего доброго учителя, да несколько сцен затем, когда он не желает признавать, что его робот стал человеком, и потому, напротив, уже не добр, но скорее резок... Впрочем, еще он резок, когда общается с создателями робота.
Из других же запоминаются Маленькая Мисс-Порша, очень живой персонаж (имени актрисы пока не помню), впрочем, его игру на атомы разложить я не могу, тем более что она играет по крайней мере две разные роли - одно скажу: и первая, и вторая девушки получились весьма жизненны, причем вторая на первую не похожа, она более резка... Да еще ученый (имени актера, опять же, не помню) - вполне классический изобретатель без особых психологических черт, поглощенный своей работой; просто он необычно смотрится на фоне других.

Заключение

Если вы не против того, чтобы в фантастике были главным не фантастические элементы, но психологические, а также если вы любите Азимова, этот фильм посмотреть стоит - это одно из наиболее близких к оригиналу по духу произведений, а это значит, что психология прописана - и сыграна - весьма точно... Конечно, не избежали как дидактики, так и других штампов, но фильм все равно смотрится с удовольствием.

Hosted by uCoz