Бесконечная история (The neverending story), 1984.
Авторы: Вольфганг Петерсен, Герман Вайгель.
Режиссер: Вольфганг Петерсен
В главных ролях: Барретт Оливер, Ноа Хэтэуэй.
ОЦЕНКА: 5+.

Умная сказка.

Фильм "Бесконечная история" я посмотрел раньше, чем узнал про книгу Михаэля Энде, я до сих пор не знаю, что появилось раньше, и почему имя писателя не упоминается в титрах, если сначала была написана книга...

Зато я точно знаю одно: фильм Вольфганга Петерсена - один из лучших, им снятых за всю карьеру, он философичен, в нем есть множество интересных находок, и при этом за рамки жанра сказки он не выходит, так что дети смотреть его могут - и вынуждены будут задумываться, глядя в экран...

Больше, чем книга.

У маленького мальчика Бастиана недавно умерла мама, в результате выдумщик и фантазер живет с одним практичным отцом, который уговаривает его спуститься с небес на землю, а всерьез переговорит не может - потому как все время куда-то спешит...

Меж тем Бастиана в школе недолюбливают, а трое туповатых пареньков над ним старательно измываются; вот и в начале фильма они заставляют его забраться в мусорный бак (хотели отнять деньги, у Бастиана не было - тогда выдумали такое "наказание"), а когда мальчик вылез, заявили, что не разрешали - иди, мол, обратно; убегая от них, Бастиан забежал в книжный магазин некоего мистера Кореандра, который детей недолюбливает - считает, что все предпочитают книгам видеоигры.

Мальчик заявляет, что прочел множество книг, у него их дома целых сто шесть штук, и в результате продавец становится благосклонен... Правда, когда Бастиан пытается узнать, что за книгу читает сам Кореандр (на обложке написано "Бесконечная история"), тот заявляет, что это произведение не для маленьких мальчиков, оно опаснее других книг - читая, ты по-настоящему включаешься в действие... Вот только потом звонит телефон, и Кореандр уходит - Бастиан тут же хватает книгу и убегает, поняв, кто взял "Бесконечную историю", Кореандр довольно улыбается.

Прибежав в школу, мальчик узнает, что там идет тест по ненавидимому им предмету, и уходит на чердак, где начинает читать...

...В Воющем Лесу собрались люди из разных концов Фантазии, загадочное Ничто поглотило их дома; сначала они думают, что оно лишь где-то в одном месте, но когда прикатывается огромный Камнекус (сам, по-моему, сделанный из камня) и сообщает, что пропал его дом, остальные складывают все вместе и понимают, что Ничто везде, и спешно отправляются в Башню Из Слоновой Кости, просить совета у Императрицы.

В Башне собрались самые разные существа, и к ним выходит не Императрица, а печальный старик, говорящий, что правительница больна, и есть связь между ее бользнью и Ничем, спася ее, спасут и страну - сделать это может великий воин Атрейю.

Когда тот прибывают, все поражаются - он всего лишь маленький мальчик (чуть постарше Бастиана, но не сильно) - однако выхода нет, других Атрейю не существует, и мальчику дают волшебный талисман Орин (он также присутствует на обложке читаемой Бастианом книги), и он отправляется в путь.

...Меж тем далеко-далеко в путь отправляется Гморк, создание Тьмы, оно должно убить ничего не подозревающего Атрейю, который едет по Фантазии на своем любимом коне Артаксе.

Никто не может помочь Атрейю, осталась лишь одна надежда - спросить Морло, Древнего, самое старое существо в Фантазии; он живет в глубине Болот Печали, в котором потонет всякий, кто позволит печали взять над собой верх...

Увы, в глубине Болот Атрейю теряет своего коня, он и сам еле выдерживает, однако все же добирается до Морло... Тот (сцена его появления - одна из самых необычных в фильме - даже Бастиан кричит, и его неожиданно слышат в Фантазии) не желает ничего говорить (он вообще странный - сам с собой говорит, на все ему наплевать...), требует, чтобы мальчик ушел, а то у него аллергия на юность, но в конце концов сообщает, что ответа надо искать у Южного Оракула - вот только до него добраться невозможно, слишком уж тот далеко.

...На Земле уже отзвенел последний звонок, темнеет, становится страшновато, тем более что началась гроза - Бастиан еле уговаривает себя остаться, тем более что окружающие его чучела и скелеты вдруг начинают двигатся...

...Атрейю чуть не тонет, Гморк до него почти добирается - в последний момент мальчика спасает белый бескрылый дракон.

Проснувшись, мальчик видит этого дракона, собирается убежать, но тот его останавливает; быстро выясняется, что он - Дракон Удачи Фалькор, и он почти довез Атрейю до Оракула, он привез его к дому ученого, Оракула изучающего - там же живет ведьма, которая вылечила мальчика...

Как только женщина удостоверяется, что Атрейю здоров, она передает его ученому - Ингевоку - который показывает первые из двух Врат на пути к Оракулу: сфинкса, который убивает тех, кто не считает себя достойным человеком...

Атрейю боится, но решается попробовать пройти, у него это получается, но не потому, что он достоин, а потому, что быстро бегает, вот только впереди вторые Врата - Зеркало, показывающее Истинное Я, посмотрев в него, многие мчались прочь, крича... В этом зеркале Атрейю видит Бастиана, что земного мальчика пугает.

Меж тем Оракул наконец-то называет лекарство - Императрице нужно новое имя, которое может дать лишь ребенок, живущий за границами Фантазии; Атрейю садится на Фалькора и отправляется искать эти границы - вскоре они сталкиваются с Ничем, мальчик падает с дракона и оказывается на пустынном острове, где сидит печальный Камнекус, потерявший своих товарищей.

А еще на острове есть пещера, где нарисованы многие жители Фантазии, там же сидит и Гморк, который наконец-то открывает, что такое Ничто (важнейшее философское "послание" в фильме; Ничто - пустота, возникающая на месте мечтаний человечества), а также сообщает, что должен убить Атрейю; что ж, в результате он гибнет от руки мальчика...

В последний момент Дракон Удачи спасает Атрейю, вот только страну они спасти не смогли, почти все исчезло; к счастью, еще стоит Башня Из Слоновой Кости, еще жива Императрица, к которой мальчик приходит.

Она сообщает, что Атрейю привел с собой спасителя Фантазии, тот уже выбрал имя, осталось только прокричать его - Бастиан колеблется, но в последний момент все же делает то, о чем его попросили...

Он чуть не опоздал, от Фантазии осталась одна песчинка - впрочем, он может ее возродить через свои желания, что он и делает, попутно напугав своих обидчиков и заставив их залезть в мусорный бак.

Аристократический стиль.

"Бесконечная история" - один из редких современных фильмов, которые можно назвать аристократическими; он нетороплив, чрезвычайно аккуратно показывает чувства, стараясь не перебарщивать, при этом всюду, где режиссер и композитор могут сработать лучше актера, они берутся за дело, к примеру, в сцене гибели Артакса у меня подступают к глазам слезы (а такое со мной случаются редко), и при этом воздействие достигается прежде всего благодаря музыке...

Конечно же, сцены разнятся, ведь сценарий, как и положено в хорошей сказке, включает в себя и некоторое количество комедии, и силы Зла, и сцены смертельной опасности, и сцены поездок и полетов - для всякой из них режиссер выбирает свой стиль; так, комедийность достигается за счет актеров (и некоторого количества спецэффектов), Гморк также не был бы таким удачным персонажем без актерской игры (подумаешь, саблезубая пантера...) - в отличие от Фалькора, о котором позже, сцены смертельной опасности невозможно себе представить без спецэффектов (впрочем, они предельно аскетичны - например, Ничто изображается в виде уносящего все прочь ветра), а сцены поездок вообще актерской игры не включают (лишь изредка звучит фраза или две) - одну музыку.

Сцены на Земле гораздо суше - запоминается лишь побег Бастиана от троих мальчиков (из-за того, насколько убедительно они сыграны), да та сцена, когда он решает не уходить с чердака, несмотря на темноту... И, конечно, сцена перед финалом, где соединились гроза на Земле и гибель осколков Фантазии, музыка и актерская игра; сам финал - гибрид сцены полета с ее музыкой и комической сцены с ее актерской игрой.

Следует также отметить музыку (без произведений, написанных Клаусом Дольдингером и Джорджио Мородером, фильм был бы гораздо суше), чрезвычайно мелодичную песню из заставки и удивительные виды Фантазии (прежде всего Башню Из Слоновой Кости...).

Не могу не выделить образ доброго дракона Фалькора - если Гморка и Камнекуса оживляет прежде всего актерская игра, в случае Фалькора актерская игра лишь помогает, удивительно удачно выглядит сам дракон - бескрылое белое существо с большими ушами, покрытое мехом и совершенно не похожее на ящерицу...

Что же касается актерской игры, мне более всего запомнились три образа.

Барретт Оливер (Бастиан) играет "книжного червя", уходящего в выдумки, чтобы скрыться от реальности, забыть о проблемах - и неожиданно сталкивающегося с ними там, где никак этого не ожидал... К счастью, он перебарывает свои страхи, и в результате побеждает не только Ничто, но и земных врагов.

Ноа Хэтэуэй (Атрейю) играет мальчика, который изо всех сил старается быть взрослым, причем достойным взрослым, хотя на самом деле им не является, у него еще детские эмоции, многое он воспринимает по-детски, - хотя в случае опасности ведет себя порой и по-взрослому (встреча с Гморком - не сцена со сфинксом), ведь его этому научили.

Тэми Стронак (Императрица), которая не взрослее Атрейю, внешне очень похожа на Озму из книг Л. Ф. Баума (я имею в виду, конечно, образ, созданный некогда у меня в голове), внутренне же она - в первой части сцены - гораздо более хрупка (неудивительно - страна-то гибнет), зато во второй удачно сочетаются внешний вид и актерская игра.

Из других образов следует отметить четырех озвучивальщиков - актера, создавшего добродушный голос Фалькора (Алан Оппенгеймер), актера, озвучившего Камнекуса - тот в начале радостен, затем задумчив, при последней встрече печален, человека, сделавшего Морло сонным, ничем не интересующимся, наконец, озвучившего Гморка - тот вовсе не зол, это преданный слуга, радостно смотрящий в будущее, ждущий победы Ничего и готовый ей способствовать.

Что же касается остальных, мне запомнились следующие образы - благородный старик, объявляющий о болезни Императрицы, маниакально исследующий Оракула ученый Ингевок (актер Сидни Бромли), его активная, практичная компаньонка и, конечно, ворчливый мудрец Кореандр (актер Томас Хилл).

Заключение.

"Бесконечная история" - одна из лучших известных мне философских сказок, которые в кино вообще встречаются редко... Если вам нравится такой жанр, обязательно посмотрите этот фильм!

Hosted by uCoz