Монти Питон и Святой Грааль (Monty Python and the Holy Grail), 1974.
Авторы: группа "Монти Питон"
Режиссеры: Терри Джонс и Терри Гилльям.
В главной роли: Грэхем Чэпмен.
ОЦЕНКА: 5+

Измывательство над Мэлори.

Группа "Монти Питон" настолько интересна, что заслуживает отдельного разговора, когда-нибудь я надеюсь про нее написать...
Здесь же я скажу вот что: группа эта мастерски приспособила кэрроловский абсурдисм к атмосфере 60-ых, добавив упоминания о сексе и наркотиках, а также пародируя (чем увлекался и предтеча) всякое тогдашнее искусство.
Поиграв лет десять на ТВ, "змеи" потянулись на большой экран, и в одном из своих фильмов, по обыкновению сочиненных всеми сразу на междусобойчике, стал рассказ про одну из британских реликвий - Святой Грааль (а значит, и круглый стол).
О нем писали многие, включая и американского сатирика Твена, но в Британии более всего известен древний роман "Смерть Артура" сэра Томаса Мэлори, представляющий собой описания кровавых боев, перемежающиеся псевдонравоучительной тягомотиной - что ж, "Питоны" не могли не сделать нечто прямо противоположное духу книги, и не могли они не добавить пару пародий на тогдашние Эпические Сказы про Камелот (вроде громыхающего мюзикла "Эксалибур", спародированного в сцене про Камелот).

Вам нужен сюжет? Он есть у нас...

Сюжет в произведениях "Питона" часто был второстепенен (надо как-то связать набор шуток...), так дело обстоит и здесь - сначала ходит себе король Артур по Британии, набирает рыцарей (все те же классические Галахад, Ланцелот, Гавейн и пр. да еще трус Робин Не-Такой-Храбрый-Как-Ланцелот), потом отправляются они в Камелот - хоп, Господь им рекомендует за Граалем отправиться; ходят они, ходят, французов находят, те им говорят, что Грааль у них, но в замок не пускают, а штурм весьма комично проваливаются, дальше все рыцари пытаются найти Грааль - сначала раздельно, затем вместе; некий маг - Тим, не Мерлин, что опять же смешно ("Я чародей, и зовут меня... (пауза)... Тим") - показывает слова Иосифа Аримафейского (как же без него-то), который говорит, что Грааль в замке А-а-а (чистый "Питон"!), добравшись туда (по дороге теряет несколько людей), Артур встречается с неожиданным препятствием...
Остальное - шутки, как пародийные (издевательство над классическим Черным Рыцарем, над "целомудренностью" Галахада), так и нет, как черные (например, сцена в чумной деревне - классика черного юмора), так и классические абсурдисткие (так, умница сэр Бедевер предлагает определять, ведьма ли женщина, посредством уморительной логической цепочки)...

Британские хохмачи.

Про актеров я мог бы говорить часами - к счастью для вас, я ограничусь несколькими строками; договорились ведь, отдельный разговор!
Однако не могу не отметить, что Чэпмен, ранее игравший исключительно британцев 20-ого века, неожиданно хорошо играет Артура - не классического мудреца, но обычного короля того времени, желающего всеобщего подчинения, слегка глуповатого, впрочем, еще и благородного...
И не могу не сказать, что хорош весь остальной ансамбль - причем многие, как всегда, играют по две-три роли... Особо запоминаются Джон Клиз, играющий бесшабашного конаноподобного Ланцелота, да, по-моему, Майкл Пэлин - сексуально озабоченный Галахад... Впрочем, это не значит, что остальные играют хуже - это тот редкий случай, когда все актеры играют одинаково хорошо, просто некоторые образы запоминаются лучше, ибо лучше прописаны...

Заключение

Словом, если вы не против эксцентричного юмора, где абсурд смешан с чернотой, небольшим количеством (совсем небольшим, впрочем) неприличностей да пародией, посмотрите "Святой Грааль" - право же, не пожалеете!

Hosted by uCoz