Mальтийский сокол (The Maltese falcon), 1941.
Авторы: Дэшил Хеммет (роман), Джон Хьюстон (сценарий)
Режиссер: Джон Хьюстон.
В главных ролях: Хамфри Богарт, Мэри Астор, Питер Лоррэ, Сидни Гринстрит .
ОЦЕНКА: 4+.

... В черных тонах.

В 30-ых - 40-ых гг. прошлого века в США был популярен жанр "нуар" ("черный", фр.) - мрачноватые произведения (сначала книги, затем - фильмы) о крепких частных детективах, волей обстоятельств угодивших в сети мафии, но выпутывающихся благодаря своей хитрости.

Одним из мастеров книжного "нуара" был Дэшил Хеммет, книгу которого превратили в кинофильм довольно уже известный режиссер Джон Хьюстон и актер, считавшийся (и считающийся до сих пор) лучшим исполнителем роли крепкого детектива - из этого не могло не выйти нечто значительное...!

Златая птица (нет, не петушок!).

Замечание: т. к. я не читал оригинальной книги, я не могу сказать, насколько близок к ней сценарий...

К частныи детективам Сэму Спейду и Майлзу Арчеру приходит тихая девчушка, мисс Вандерли, умоляющая их помочь ей спасти сестру от зловещего Флойда Ферсби; любитель женской красоты Арчер немедленно берется за это дело - и внезапно гибнет от пули загадочного убийцы; следом гибнет и Ферсби (к этому моменту Спейд уже знает об убийстве напарника - поэтому полиция подозревает его).

Спейд знает, кто может рассказать правду хотя бы о первом убийстве - клиентка; однако она загадочно исчезла...

Вскоре, однако, женщина появляется вновь (под фамилией Леблан), ей вновь приходится умолять о помощи - и раз детектив не дает ее, не узнав про клиентку побольше, приходится раскрывать правду, здесь-то и выясняется, что рассказанная недавно история - выдумка, а на самом деле клиентка хотела использовать Арчера, чтобы разобраться с деловыми проблемами.

Постепенно интрига начинает усложняться - появляется загадочный человек, скрывшийся под псевдонимом Джоэль Каир, он раскрывает часть правды, укрытой клиенткой (к этому моменту Спейд наконец узнает ее НАСТОЯЩУЮ фамилию - О'Шоннесси), а затем - как и мисс О'Шоннесси - пытается детектива использовать; впрочем, и из этого ничего не выходит, разве что зрителю дают попереживать...

На сцену выходит третий главный герой - некий Толстяк Гупман, старый и опытный гангстер, который наконец-то объясняет детективу, с чем тот столкнулся (а зритель понимает смысл пролога о сокровищах, предназаченных некогда темплиерами Карлу Пятому Испанскому); после же этого действие резко убыстряется, неожиданные события следуют одно за другим, быстро близится финал, в котором трое заинтересованных лиц, один горячий юнец и попавший в их компанию Спейд окажутся (а-ля Агата Кристи) в одной комнате, чтобы, конечно же, все кончилось неожиданно.

Впрочем, кончится все не по Кристи, а по классическим законам "нуара", один из которых - в произведении не может не быть "фемм фаталь", Роковой Женщины...

Минусы фильма очевидны (отсюда и заниженная оценка) - во-первых, сюжет чересчур часто поворачивается "с ног на голову", во-вторых, самый главный злодей, Толстяк, чересчур уж болтлив, девяносто процентов интриги зрители узнают из его уст, наконец, в-третьих, сцена в духе Кристи выглядит притянутой за уши; уж не знаю, как все было в романе, но в фильме - так.

Черно-белый мир.

Из не самого лучшего сценария Хьюстон неожиданно сделал не классический "нуар", в значительно большей степени "Сокол" - психологический фильм, основанный на напряженных диалогах тех или иных персонажей... Лишь в нескольких местах, когда сценарий действительно не может обойтись без напряжения, создающие напряжение беседы сменяются рваными, быстрыми сценами (или сериями небольших сценок), однако из почти ста минут такие сцены занимают от силы пятнадцать.

Композитор, скрывшийся под двусмысленным псевдонимом Адольф Дойч (Немец Адольф), удачно оттеняет действие резкой тревожной музыкой, причем именно оттеняет - с заднего плана эта музыка не выходит...

Несомненно, фильм не был бы так успешен при другом выборе актеров на главные роли.

Хамфри Богарт (Сэм Спейд) делает своего героя живым человеком, не слабо очерченной схемой (последнее сценарий вполне позволяет), причем человеком меняющимся, в зависимости от сцены, но всегда подпадающим под определение "дикого и непредсказуемого"... То Сэм Спейд ироничен (с женщинами, с мелкими мафиози), то решителен, быстр, энергичен, то ядовит (с Айвой, вдовой Арчера, которую в фильме даже немного жаль, а также с конкурентами-полицейскими), а однажды (в финале) детектив яростно читает своей собеседнице целую проповедь. Словом, "Сокол" еще раз доказывает, что Богарт - один из лучших актеров прошлого века...

Мэри Астор (мисс О'Шоннесси), по сути, создает несколько независимых образов - здесь и тихая девочка из начала фильма, и время от времени появляющаяся взволнованная женщина (в финале - близкая к истерике), и женщина опытная и осторожная, и - неожиданно - чувственная и влюбленная... При этом самыми убедительными вышли сцены, где ее героиня проявляет пылкие чувства, хотя по сценарию, напротив, все такие сцены должны быть наигранными, а самыми убедительными - те, где мы видим опытного дельца; впрочем, впечатления от роли такое смещение акцентов не портит (а в финале - так даже и наоборот).

Питер Лоррэ (Джоэль Каир) играет человека нервного, быстрого, рвущегося побыстрее перейти к делу и покончить с ним - но при этом не любящего бросать дела на полдороге и стремяющегося преодолеть все препятствия. Не знаю уж, насколько стандартен этот образ для актера, но создан он совершенно замечательно, придраться не к чему...

Сидни Гринстрит (Гупман) создал успешнейший образ многоопытного, умного - и при этом несколько уставшего от жизни - дельца, давно ушедшего от типичных для гангстеров решений проблем ("Постреляем, все само и решится"), скорее, решаюший по методу "Заплачу, все и решится", однако при этом с возрастом он приобрел осторожность, хитрость, не свойственную молодежи, в результате говорит медленно, тщательно выбирая слова (да-да, даже при этом он открывает почти всю интригу)... Актер сыграл свою роль так удачно, что кажется - перед тобой не образ, живой "крестный отец".

Из прочих образов я выделил бы два - деятельной, быстрой секретарши Спейда, сыгранной Ли Паркер, и полубезумной жены Арчера, Айвы (актриса Глэдис Джордж), влюбленной в Спейда, как кошка; остальные с заднего плана не выходят (но играют вполне убедительно)...

Заключение

Несмотря на очевидные огрехи сценария, "Мальтийский сокол" - из лучших представителей жанра "фильм нуар"... Если вас этот жанр интересует, не пропустите его!

Hosted by uCoz