Король Лир (King Lear), 1970.
Авторы: Уильям Шекспир (пьеса), Питер Брук (фильм).
Режиссер: Питер Брук.
В главной роли: Пол Скофилд
ОЦЕНКА: 5+

На заснеженных равнинах...

Как-то один из величайших мировых театральных режиссеров Питер Брук поставил спектакль "Король Лир", главную роль в котором мастерски исполнил один из сильнейших британских актеров Пол Скофилд. Спектакль пользовался таким успехом, что Брук решился перенести его на экран, что позволило добавить кое-что новое, не выкинув ничего старого (не случайно в титрах фильма, а также и на обложке указывается, что он создан при участии Королевской Шекспировской Труппы).
Старое - это игра актеров и весьма вольное обращение режиссера с текстом (при полном сохранении сюжета), новое же - северная заснеженная страна, куда Брук перенес действие шекспировской трагедии... Нельзя не заметить, что место это очень удачно выбрано, духу пьесы оно соответствует.
Еще, кстати, Брук решительно отказался от цветной пленки, - решил, видно, что для такой мрачной пьесы подойдет лишь черно-белая...
Из-за этого его "Лира" неизбежно будут сравнивать с произведением Козинцева, при этом схож у двух фильмов лишь внешний вид, на самом же деле они разнятся.

Несчастный старик, его мучители и его друзья.

Основный сюжет мистер Брук сохранил в неприкосновенности - все так же старик-король решает облегчить себе жизнь, разделив бремя власти между тремя дочками и все так же младшую изгоняет после того, как она заявляет "я вас люблю, как долг велит" (две старшие-то изощрялись)... И все так же он познает, что ошибся (в чем его с самого начала уверяет любимец Шут), когда сначала одна, а там и вторая дочь советуют ему разпустить всю свиту и жить одному, тихо и спокойно.
Естественно - этого из пьесы никак не выкинешь - тут он сходит с ума и начинает буйствовать; к счастью, не перевелись еще верные ему люди, и один из них - некий Глостер (имя упоминаю, ибо оно важно для подсюжета) - отправляет сумасшедшего Лира во Францию, где живет его младшая дочь Корделия, вышедшая замуж за тамошнего короля; за это несчастному Глостеру вырывают глаза новые правительницы.
Узнав, что да как, Корделия решает напасть на сестер, к несчастью, войну она проигрывает, и берут ее (а заодно и ее отца) в плен... Там Корделию убивают (с помощью яда), умирает, не выдержав, и Лир - не узнает уже, что его мучители все погибли в междуусобных схватках...
Сохранены и важные подсюжеты - про двух сыновей Глостера - незаконного Эдмунда и законного Эдгара, последний вынуждает первого бежать из дома, оболгав перед отцом, позже Эдгар, притворившийся сумасшедшим, встретится с Лиром, спасет слепого отца от гибели да прикончит Эдмунда в финале; да про Кента, которого Лир в начале изгнал, но тот так его любит, что вернулся, преобразившись в простолюдина.
Впрочем, сохраняя сюжеты, Брук свободно играет с наполняющим их текстом, из-за чего некоторые сцены (те же Эдгар с Эдмундом) приобретают новое значение, значение же других неожиданно ярко раскрывается...
Кстати, Брук поступает в этом фильме весьма благородно, не показывая самые кровавые сцены - нет-нет, он не вырезает их из фильма, он просто убирает с экрана изображение. Жаль, что другие на такое не идут!

Великий Скофилд и его помощники.

Главный в этом фильме - несомненно Скофилд, сыгравший одну из ярчайших своих ролей... Его Лир - не благородный старец, которого нам показал озвученный Гердтом Ярвет, - что, впрочем, и странновато в контексте пьесы. Он действительно не самый проницательный человек (хотя, несомненно, умный), вдобавок он совершенно не умеет контролировать свои чувства - в итоге, когда дочери лишь начинают его оскорблять, он показывает обжигающую ярость, затем же стремительно (этому помогает любопытная перестановка сцен) теряет веру в жизнь и с головой окунается в море сумасшествия... И тут он становится не раздумчиво-меланхоличным, а считающим, что выхода нет, ничего уже не изменить, а в таком мире жить не стоит - и обращается к стихиям с призывом убить его. Потом, впрочем, он немного приходит в себя, поставив цель - добиться осуждения своих дочерей, но взгляд на жизнь как на нечто скверное остается. Лишь поняв, что Корделия, несмотря ни на что, его любит, ненадолго приходит он в себя, вот только почти сразу теряет ее, что возвращает к мрачному взгляду... И тут уж Лир решается не жить!
На фоне такого великого актера другие (несомненно очень хорошие) почти незаметны - даже верный шут выглядит бледновато... Впрочем, некоторых (по именам я пока не знаю никого) отметить стоит - это актеры, изображающие двух старших сестер (обе - злодейки, но каждая по-своему, самая старшая значительно расчетливей младшей), актер, играющий Эдмунда (злодей, как и положена, но не такой, как в боевиках, - при этом то, почему хороша его игра и почему его злодей получился настолько жизненным, я сказать ничего не могу), да актер, играющий его отца (очень убедительно изображает сумасшедшего).

Заключение

Если вы любите Шекспира, этот фильм пропустить нельзя ни в коем случае, впрочем, и если вы к классике равнодушны, пропускать его не стоит; Скофилд, все-таки, один из виднейших актеров 20-ого века, и не увидеть его, а тем более в такой выигрышной роли - многое упустить!

Hosted by uCoz