Пьеса: Король умирает
Автор: Эжен Ионеско (перевод - Ольга Ильинская).
Постановка: Валерий Белякович,1991.
В главной роли: Валерий Белякович.
ОЦЕНКА: 5+.

О смерти - в жанре фарса.

Еще при советской власти, в середине восьмидесятых, Валерий Белякович впервые обратился к творчеству классика театра абсурда, поставив спектакль "Носороги" (из-за этого спектакля Театр на Юго-Западе даже закрывали...).

Мне посчастливилось увидеть этот спектакль в середине 90-ых, и он произвел на меня неизгладимое впечатление (некоторые сцены я даже выучил наизусть - с одного раза!) из-за блистательно созданной атмосферы натуралистичности происходящего, которая резко контрастировала с фантастичностью текста (если кто не знает, в пьесе рассказывается о превращении людей в зверей из названия; это считается метафорой фашизма)...

Про этот спектакль я, может быть, и поговорю еще подробно, но вряд ли - не люблю писать по старым воспоминаниям, а он снят с репертуара... Зато я могу поговорить про другую постановку по Ионеско, вышедшую в свет в последние дни СССР и идущую на сцене уже более девяти лет... Здесь режиссер добавил к тексту юмора, категорически отказался от натуралистичности, заменив ее шутливыми напоминаниями о том, что идет спектакль, и несерьезным отношением к происходящему (не случайно постановка названа "трагическим фарсом"), наконец, сам сыграл главную роль (для поклонников театра это немаловажно - и в 1991-ом он мало выходил на сцену, сейчас выходит еще меньше) - и в итоге получился спектакль, который не вызывает боли в сердце даже вскоре после смерти близкого родственника (проверено...).

Последние часы жизни.

Король безымянной империи Беранже Первый умирает... Вокруг - в лучших традициях театра абсурда - все рушится (помните "Государство - это я"?), не родит земля, в стране живут одни идиоты, да и стихии бушуют.

Меж тем у короля есть две жены - старшая, Маргарита, это своеобразный Дух Смерти, она собирается подготовить Беранже к кончине, младшая же, Мария, категорически не желает смерти возлюбленного мужа, вот только она слабовата для того, чтобы стать Духом Жизни - обычная земная женщина... Естественно, две жены друг друга ненавидят.

Еще во дворце находятся - и будут появляться на сцене - Доктор (он же Палач), Страж ("Последний страж некогда могучей армии") да немолодая служанка Джульетта...

Сам Беранже и не подозревает, что умирает, и Мария хочет, чтобы так и продолжалось (собственно, с ее спора с властной Маргаритой и начинается пьеса)... Вот только это невозможно - сначало было король смеется над заявлением "Вы умрете", (мол, только после вас... - даже когда Доктор подтверждает), пытается заниматься государственными делами; увы, становится быстро понятно, что он ничего не может исправить в своей стране (которую сам же в последнее время и испортил), а вскоре он перестает владеть и телом...

Беранже еще пытается вставить все происходящее в традиционные схемы, заявляет, что происходит заговор, что возглавляет его Маргарита, пытается заставить Стража арестовать заговорщиков - только чтобы понять, что тот ему больше не подчиняется из-за "неизвестного вируса" (очередная метафора!); а вскоре выясняется, что не может подчиняться его приказам и желающая этого Мария - и начинается "Церемония Прощания Короля с Жизнью"...

Меж тем король не желает смиряться с неотвратимым, он пытается дозваться до народа (вот только слушать-то его некому!), да и Мария не желает - ближе к концу спектакля она пытается предотвратить смерть, заставив мужа вспоминать лучшие моменты совместной жизни (из этого ничего не выходит).

Наконец, Беранже смиряется с тем, что он умрет, но не желает смиряться с тем, что его забудет - и произносит пламенный монолог, в котором многое помнящему советские времена будет знакомо (хотя бы заявление "После смерти сделайте из меня мумию!"), этот монолог (хотя сам король и говорит "Да вы что, я же шутил!") приводит к целому ряду вдохновленных выступлений о том, каким Беранже был великим правителем (в итоге даже его неудачи выворачиваются наизнанку).

Кончается и это - и приходит время думать о смерти, обращаться к Духам Мертвых с просьбой помочь; вот только помогают не они - помогает (не сразу - есть еще несколько несущественных для сюжета сцен, которые я опускаю) Маргарита, которая наконец предстает в своем истинном обличье и проводит короля туда, где он успокоится ("Пьедестал Истинного Величия")...

Комедия абсурда.

Если бы Валерий Белякович поставил серьезный спектакль, смотреть его было бы неимоверно трудно - к счастью, он добавил в него максимум юмора, при этом не забыв и про абсурдизм (последнее, впрочем, примут не все - чтобы по-настоящему оценить тяжеловесные философские сцены, надо быть знатоком абсурда; с этим, кстати, согласен и сам режиссер).

Что касается абсурда, то здесь следует отметить несколько моментов - во-первых, начало (когда по затянутой дымом - последний вообще часто используется в спектакле, что позволяет создать настроение) само по себе катится инвалидное кресло, весьма эффектную сцену с взыванием к духам (где актерскую игру сопровождает мастерски подобранная музыка) и финал, когда король под эффектную музыку и голос невидимой Маргариты (сначала звучащий "вживую", а затем с магнитофона) шагает в вечность (чтобы в результате застыть памятником); во-вторых, есть несколько ходов, которые применяются по несколько раз - таких, как изображающий грозу мигающий и гаснуший свет (включается и свет в зрительном зале - преддверие "Калигулы" версии 1999-ого года), зловещие звуки, изображающие разбушевавшуюся стихию, и стоящая на сцене раструбом наружу труба, светящая сверху белым, а снизу кроваво-красным цветом (изображает "зрительную трубу"); в третьих, можно, пожалуй, отнести к абсурду и декорации (набор из железных труб)...

Что же касается комедии (она же фарс), ее создают четкое выделение своевременных фрагментов текста (которого, увы, довольно много и сейчас...), добавление аллюзий на современную жизнь, частое несерьезное отношение актеров к произносимому (вообще, актеры в этом спектакле много значат - что неудивительно при таком количестве персонажей...) и - без этого Белякович обойтись никак не может! - очень хорошо подобранная легкомысленная музыка...

Есть несколько (совсем мало) лирических сцен, которые, опять же, сопровождаются соответствующей музыкой и резким изменением манеры игры...

Есть, наконец, монологи (причем у Беляковича они выделены лучше, чем у Ионеско - у последнего текст вообще несколько рыхлый, бесформенный), что необычно, вовсе не все они сопровождаются подчеркивающей их значимость музыкой, некоторые, конечно, идут под нее (впрочем, не всегда с начала - та жа упомянутая выше сцена с духами), некоторые, однако, в полной тишине.

Золотой состав.

Валерий Белякович сам сыграл короля Беранже, создав целую галерею различных образов... Его герой может быть спокойным, раздумчиво-неторопливым (есть у меня подозрение, что здесь режиссер почти не играет, изображает самого себя), может быть яростным (всерьез или гротескно-преувеличенно), в одной сцене он тонок и лиричен, в другой грубоват и похож на военного - это лишь те образы, которые мне запомнились в этот раз, возможно, если я стану спектакль пересматривать, запомню больше (к тому же есть у меня подозрение, что образ сильно меняется от спектакля к спектаклю). При этом все образы складываются в единую картину, не выпадает из нее ничего - даже те несколько моментов, когда Белякович выходит из роли и начинает говорить с залом не как Беранже, а как режиссер. Словом, он не только ставит блистательно, но и играет...

Наталья Сивилькаева (Маргарита) создает образ решительной, волевой, сильной женщины, которая стремится взять в свои руки все - в том числе и процесс умирания, которая согласна только руководить и не позволит никому встать на своем пути; при этом в финале, когда Маргарита ведет короля к бессмертию, в образе обнаруживается неожиданное второе дно (Дух Смерти).

Тамара Кудряшова (Мария) весьма органична в роли слабой, чувственной, женщины (в начале она еще очень удачно комедийно демонстрирует характер, заставив вспомнить старую версию "Трактирщицы" - увы, дальше это развития не получает), изо всех сил пытающейся удержать своего возлюбленного - но в итоге вынужденной смириться с его смертью.

Валерий Афанасьев (Страж) сыграл в этом спектакле одну из лучших своих ролей - простоватый солдат, в речи которой (уж не знаю, режиссерская ли это находка или актерская) часто проскальзывают интонации "братка" (что добавляет комизма), одинаково хорошо смотрится как в несерьезных сценах, так и (как ни странно) во время монологов - по-моему, дело в том, что и монологи не слишком серьезны...

У Алексея Ванина (Доктор) роль нет почти никаких монологов, впрочем, это не мешает ему создать довольно необычный образ, где часто встречающаяся у его персонажей напористость сочетается с пародией на ученость, сделанной без всякой злобности.

Ирина Бочоришвили (Джульетта) почти не говорит, в основном она просто присутствует на сцене, впрочем, даже тогда она создает образ занятой служанки (совсем просто - ходит с метелкой и стирает со всего и всех пыль); когда же она говорит, необычная для ее персонажей (и тем лучше сыгранная) простоватость сочетается с привычным драматизмом.

Заключение.

"Король умирает" - "пьеса не для всех", ведь она перенасыщена философией и абсурдистской игрой со словами; Валерий Белякович смог с помощью простых постановочных приемов сделать ее доступной более широкому кругу зрителей... Очень советую посмотреть спектакль (если, конечно, вы не принимаете тему Смерти слишком близко к сердцу) - получите удовольствие!

Hosted by uCoz