Полет над гнездом кукушки (One flew over the cuckoo's nest), 1975 .
Авторы: Кен Кизи (роман), Лоуренс Хаубен и Бо Голдмен (сценарий)
Режиссер: Милош Форман.
В главной роли: Джек Николсон.
ОЦЕНКА: 5+

Двойная классика.

Довольно давно, в эпоху, когда в Америке было принято бороться с властью, когда все критиковали ее за Вьетнам, Кен Кизи написал один из романов-посланий того времени, который много позже стал известен русским как "Кукушкино гнездо" (должен заметить - вслед за профессиональным переводчиками - что оригинальное название включало в себя игру слов, ведь "Cuckoo" по-русски - псих).

Немного позже эмигрант из Чехословакии (тогда малоизвестный), до этого снимавший на родине бунтарское кино, взялся превратить "Кукушку" в фильм, чего и добился с применением минимального количества режиссерских приемов (зато все они блистательны) и множества хороших актеров...

Бунтарь против Системы.

В простой американский дурдом попадает яростный Р. П. (Рэндл Патрик) МакМерфи... Правоохранительным органам уже надоело с ним возиться, и его решили сплавить в больницу - официально для обследования.

В том отделении, куда МакМерфи попал, всем заправляет сестра Рэтчед (игра слов - фамилия созвучна словам wretched - отвратительная и ratchet - собачка (есть такая деталь) от дверного замка ), которая считает, что все должно жить по установленным ей правилам, любое отступление - преступление.

Единственной отдушиной для бедняг-больных является игра в карту, которую Рэтчед готова стерпеть... Вернее, так было до появления МакМерфи, пронесшегося по больнице, как ураган.

Он оживляет жизнь - делает веселее игру в карты, ухитряется обучить играть в баскетбол глухонемого индейца по прозвищу Вождь, наконец, показывает, что сестру Рэтчед при желании можно обмануть...

Приходится его осаживать... Для начала ему указывают на место, когда он пытается сделать более приятным процесс приема лекарств, затем - когда он пытается уговорить начальство разрешить ему смотреть бейсбол, а ему противодействуют с помощью демократических институтов (это происходит во время "профилактической беседы с больными" - вроде бы такие беседы должны помогать лечению, а превращаются обычно в хаос).

Обидевшись, он устраивает целый спектакль - и в итоге оказывается у принимавшего его в самом начале доктора (видимо, главврача), который заявляет, что не видит в его поведении признаков сумасшествия...

"Я вам покажу!" - восклицает МакМерфи и вынуждает всех больных отделения сбежать и отправиться на рыбалку. При этом он заодно улучшает жизнь себе, захватывая по дороге милую девушку по имени Кэнди-Конфетка (на нее кладет глаз застенчивый и закомплексованный пациент Билли Биббит, оказавшийся в больнице из-за дружбы его матери с сестрой Рэтчед)... К сожалению, повеселиться не получается (Рэндл забыл, кого взял с собой...) - зато удалось показать всем, какой он человек.

"Он опасен, но он не сумасшедший", - ответственно заявляют доктора - но это не мешает им оставить МакМерфи у себя, причем на всю жизнь; об этом новоиспеченному пациенту вскоре сообщает один из охранников.

Рэндл возмущается (мол, ему давали творить невесть что, зная, к чему это приведет) - и тут выясняется крайне неожиданный для него факт... К сожалению, он не успевает развить тему, ибо один из самых кротких больных, некий Чезвик, возмущенный неожиданно появившейся строгостью режима, устраивает маленький бунт - в результате и он, и помогавший ему МакМерфи, и помогавший последнему Вождь оказываются в очереди на электрошок.

Именно там происходит необычный поворот сюжета, после которого индеец становится одним из главных персонажей...

МакМерфи, которому вовсе не хочется проводить жизнь в больнице, решает сбежать (у него есть хитрый план), на прощание же дать вечеринку (на которой будут и Кэнди, и ее подруга Роза). К сожалению, вечеринка оказывается чересчур громкой, что жутко разъяряет ночного охранника (не при сестре же Рэтчед праздновать!) - что ж, как выясняется, можно веселится и тихо...

И тут происходит один из многочисленных поворотов сюжета - на этот раз связанный с Билли Биббитом - и побег проваливается, Рэндла захватывают с поличными утром... Наверное, он бы выкрутился, если бы не нечто экстраординарное... Так же он кончает плохо.

К счастью, конец является счастливым хотя бы для одного человека - гиганта Вождя, который ухитряется сделать то, чего некогда, во время войны за бейсбол, не смог его несчастный товарищ...

Николсон и будущие знаменитости.

Должен заметить, что в этом фильме (что, судя по другим виденным мной его фильмам - а это "Амадей" и "Человек на Луне", - для Формана нетипично) игра актеров является первостепенной... Конечно, кое-где режиссер ей помогает, а ему - блистательный композитор Джек Ницше (прежде всего в сценах ловли рыбы и в финале), но таких мест мало...

Джек Николсон сыграл МакМерфи невероятно естественно... Я могу легко представить себе такого напористого человека, идущего напролом всюду, где только можно, часто забывающего про законы морали, ненавидящего всякие сдерживающие рамки; при этом, однако, у него - что показывает финал - есть сердце, и он умеет к этому сердцу прислушаться...

Полная его противоположность - сестра Агнес Рэтчет, которую не менее убедительно сыграла актриса Луиз Флетчер (больше я ее нигде не встречал). Она, напротив, живет строго в рамках, и не желает допустить, чтобы кто-то другой за них вышел; если же он пытается, она готова отомстить, причем порой (как в финале) невероятно жестоко - то ли наплевав на все правила, то ли создав свои...

Не менее удачен Брэд Дуриф (Билли Биббит) - вроде бы его роль совсем мала, но, увидев один раз заикающегося, мнущегося, стесняющегося всюду, где только можно, и при этом мечтающего о любви (вот только не знающего, как ее добиться) персонажа, я не могу забыть его...

Есть еще один хороший персонаж-больной, яростный Хардинг (кажется - хотя я могу и ошибаться - его играет Уильям Дювалл)... Это интеллектуал среди простолюдинов, пытающийся донести до них смысл жизни, причем частенько чересчур яростно; к сожалению, говорят авторы и режиссер, не таких слушают - уж скорее МакМерфи!

Не могу не упомянуть и массовку - дело в том, что там снялись такие знаменитые в будущем актеры, как Дэнни ДеВито (больной Мартини, постоянно повторяющий "Ах, как я устал!") и Кристофер Ллойд (больной Тэйбер)... Ничем особенным они не отметились, как и прочая массовка - но интересно ведь посмотреть, как они начинали!

Заключение

Этот фильм не смотреть нельзя - все-таки один из лучших фильмов 70-ых, к тому же в нем одну из своих лучших ролей сыграл Николсон...

Hosted by uCoz