Пьеса: На дне.
Автор: Максим Горький (обработка Натальи Кайдаловой).
Постановка: Валерий Белякович, 1996.
В главных ролях: Сергей Белякович, Валерий Афанасьев, Виктор Авилов, Александр Наумов, Тамара Кудряшова, Наталья Сивилькаева.
ОЦЕНКА: 5+

Новый взгляд.

Уже когда в 1996-ом году Валерий Белякович поставил эту (как он говорил в одном из интервью, "особенно ему близкую") пьесу, она поражала как необычной трактовкой нескольких образов, так и неожиданной комбинацией динамичной режиссуры и великолепной актерской игры...

Теперь же, через почти пять лет, спектакль еще улучшился - и поражает еще сильнее.

Бомжи начала века.

Для тех, кто еще не изучал эту пьесу и для тех, кто успел ее подзабыть, приведу - вкратце - ее сюжет...

Итак, существует некая ночлежка, в которой собрались различные отбросы общества (это и есть то самое "дно" из названия) - причем это вовсе не обязательно простые люди, один из обитателей был дворянином, да все прогулял (за что его прозвали Бароном), второй же был талантливейшим актером (поэтому его прозвали Актер) - да спился...

В их размеренную жизнь, которая состоит из пьянок, драк и сна, вторгается Лука, который изо всех сил старается улучшить людям жизнь, вторгается он и в несколько подсюжетов пьесы, и по поводу проблемы каждого из них он философствует...

Некоторых он утешает - например, Анну, умирающую жену местного бунтаря Клеща, который настолько зациклен на мыслях о том, как выбраться из ночлежки, что на жену и вовсе не обращает внимания (ее он убеждает, что после смерти будет лучше), или Актера, который из-за своего пьянства не может вспомнить любимейшее стихотворение (ему он рассказывает про бесплатную лечебницу, где лечат от алкоголизма).

Кому-то он пытается помочь советом - например, одну из первостепенных персонажей, вору Пеплу, который некогда был любовником хозяйки ночлежки, теперь же его тянет к ее сестре, из-за чего прежняя любовница нынешнюю бьет (предлагает бежать, пока не поздно; тем более в Сибири для таких работа найдется).

Кого-то пытается исправить - скажем, Барона, который не хочет слушать рассказы живущей в ночлежке девушки про ее любовь к дворянину и уверяет, что все скрадено из романов (заявляет, что порой ложь спасительней правды).

К несчастью, помочь всем у него не получается... Пепел, например, никуда не уходит, и в итоге его прежняя любовница хитро склоняет его к убийству своего мужа, после какового и он, и она попадают в тюрьму, а любовница новая сошла с ума (как раз после убийства Лука скрылся из ночлежки, как он объяснил, пошел "в хохлы", узнавать, какую там веру открыли).

Не удалось помочь и Актеру - тот не узнал адрес лечебницы (все собирался Лука сказать, да как-то не получалось), и в итоге он в конце спектакля удавился...

Хорошо хоть, смог облегчить участь Анне! Впрочем, и это не сильно помогло - в итоге ее муж стал таким же, как все остальные обитатели ночлежки...

Однако одного человека завести все-таки удалось, причем того, которого Лука, по собственному признанию, понять не может - весельчака, заводилу, но при этом и умницу Сатина (сам Сатин считает, что его испортила тюрьма) - тот начинает думать о словах Луки, развивать их... Да вот незадача, Актер умирает - и обрывается спектакль словами "Песню испортил, дурак!".

Это - лишь несколько крупных сюжетных линий, есть еще и мелкие (и про хозяина, и про брата хозяйки - пристава - в конце концов угодившего в ту же ночлежку, и про ряд ненадолго возникающих обитателей), в этой постановке они все выражаются - как это часто бывает у Беляковича - через монологи...

Новые находки.

Есть в постановке Беляковича типичное для его театра - по-прежнему почти нет декораций (хотя, вообще-то, для этого спектакля нескольких простеньких двухэтажных кроватей вполне хватает), по-прежнему звучит музыка (любимый режиссером Вангелис и несколько мелодий любимого композитора Эмира Кустурицы Горана Бреговича), по-прежнему ряд сцен идет без слов, они подаются через пластику...

Есть, впрочем, и кое-что новое - необычный прием, который можно назвать "параллельным действием". Это когда на сцене - разом, скажем, две пары персонажей, сначала говорит одна, потом она замирает, падающий на нее свет гаснет, а загорается над второй; и т.д.

Еще очень эффективно смотрится довольно часто применяемый Беляковичем прием - ряд важных слов какого-либо персонажа повторяется в определенный ключевой момент действия (например, в очень удачное место вставлены слова Луки, оба раза обращенные к Пеплу - "В Сибирь лучше самому ехать").

Что же касается самой пьесы - ночлежка представлена мрачной и довольно бесчеловечной (за исключеньем, пожалуй, весельчака Сатина - да Пепла, когда он весел), довольно часто авторский текст дополнен удачными символами (тот же Пепел, выглядяший как современный бандит; Актер, сам заявляющий о своей гибели - очень хорошее решение, хотя и необычное).

Как я уже сказал, в основном эта пьеса состоит из монологов, сопровождаемых точно подобранной музыкой (причем даже при диалогах меняне покидает ощущение, что каждый читает свой независимый монолог); впрочем, есть также несколько сцен разгула - либо среди живущих "на дне", либо среди хозяев - которые полностью поданы через пластику и музыку (интересно, что одна из этих сцен завершает спектакль - уже после "Испортил песню"); есть еще и несколько малюсеньких комических моментов...

Мощная команда.

В этом спектакле очень мало актеров, пришедших в театр недавно - разве что Максим Шахет, играющий маленькую, но очень удачную роль татарина - в нем почти все со стажем, главнейшие же роли играют актеры, с которых некогда театр начинался...

Сергей Белякович (брат режиссера) играет Луку совсем не такого, которого подавали раньше - это никакой не лицемер, он действительно верит в то, что если человека утешить, помочь ему советом, жить станет гораздо лучше... Таким истинам научила этого простого человека жизнь. Не он виноват в трагическом конце - бежать пришлось, ведь он скрывается от полиции.

Валерий Афанасьев, играющий Сатина, создал блестящий образ: с одной стороны, весельчака-искусителя, постоянно подбивающего всех (например, Актера, который решил копить деньги на дорогу в больницу и бросил пить) на что-нибудь, не соответствующее законам морали, с другой же, это умница (особенно хорошо это видно в финальном монологе "Человек - это звучит гордо")... Если бы жизнь сложилась по-другому, и он был бы совсем другим!

Наконец, блистателен Актер - в исполнении Виктора Авилова... К несчастью, Авилов довольно долго сам лежал в больнице (и, если не ошибаюсь, он сходных с проблемами его персонажа проблем), поэтому некоторое время спектакль шел без него, и я очень боюсь, что он долго играть не сможет... А жаль - мне очень трудно представить в этой роли другого актера!

Авилов играет роль, совершенно не похожую на принесшие некогда ему известность яростные - Актер застенчив, достаточно неуверен (уверенным он себя ощущает только рядом с Сатиным - да еще когда находит благодаря Луке смысл жизни; понятно, почему его потерю он не переживает), грустный - из-за того, что он теряет те способности, что некогда с таким трудом приобрел...

Александр Наумов, играющий Пепла, невероятно убедителен - как и всегда - в роли "братка". Правда, не простого - обладающего некоторыми глубокими чувствами, вот только выразить их он не умеет.

Так же - в общем - типична для нее и роль Натальи Сивилькаевой... Вновь она играет сильную женщину - вот только в этот раз (это уже нетипично) женщину еще и хитрую, и жестокую... И - на этот раз несомненно благодаря актерским способностям - роль получилась невероятно удачной. Всего несколько штрихов (так и сцены довольно малы) - и не забудешь!

Весьма удачна и роль, сыгранная Тамарой Кудряшовой - опять же маленькая... Она создала образ мечтательницы, которую не интересует то, что у нее перед глазами, она все время ждет прихода кого-то издали.

Я не мог назвать "главными" все роли ветеранов сцены, хотя и хотелось - поэтому не попал в их список Барон (блистательная работа Вячеслава Гришечкина, почти полностью отказавшегося для этой роли от элементов комедии - в определенные моменты его герой попросту трагичен, в другие - как и нужно - играет роль ненавидящего жизнь среди холопов барина), не попал Бубнов (малюсенькая - зато какая - роль Виктора Борисова, который ухитряется играть роли простых людей так же хорошо, как роли интеллигентов), не попал и ряд актеров (Виктор Коппалов, Ирина Сушина, Галина Галкина, Валерий Черняк, Михаил Докин), созданные которыми образы чересчур малы, чтобы можно было сказать что-либо, кроме того, как они хороши...

Заключение.

Советую вам сходить на этот спектакль, даже если вы терпеть не можете Горького - это одна из лучших постановок за все годы существование Театра на Юго-Западе (поставлена, кстати, к двадцатилетию).

Hosted by uCoz